С 1 марта 2026 года в России вступит в силу закон, меняющий рынок такси. Новые требования к локализации автомобилей могут привести к росту цен, уходу водителей в «тень» и сокращению доступности услуг. Подробности в нашем материале.
Минпромторг ограничил выбор машин для такси: что разрешено?
Министерство промышленности и торговли РФ представило перечень транспортных средств, соответствующих требованиям для эксплуатации в сфере таксомоторных перевозок. В данный список включены автомобили шести ведущих брендов и двадцати двух моделей.
Как отмечают в министерстве, первичный перечень был опубликован заранее, чтобы проинформировать участников рынка. В соответствии с этим они должны будут планировать свои будущие закупки для обновления автопарка.
Перечень планируют обновлять. В него хотят включать новые модели российских брендов и авто, производимые на территории нашей страны в рамках заключенных соглашений.
«АвтоВАЗ» готов обеспечить таксопарки, но хватит ли этого?
«АвтоВАЗ» заявил о готовности обеспечить таксопарки автомобилями Lada. Компания может скорректировать производственный план на 2026 год и последующие годы, увеличив выпуск до 100–200 тыс. автомобилей. В компании также утверждают, что стоимость владения новой Lada в первые три года эксплуатации примерно на 30% ниже по сравнению с иномарками.
Как пишут «Известия», в АвтоВАЗе отметили, что с середины 2025 года в дилерской сети Lada для таксомоторной отрасли будут действовать оптовые скидки на приобретение новых автомобилей. На данный момент Lada является наиболее популярным брендом в сфере такси. По итогам 2024 года АвтоВАЗ лидирует в этом сегменте с долей 18,68%, что составляет около 150 тысяч автомобилей, что на 30,6% больше, чем в предыдущем году.
Насколько машины из списка подходят для работы в такси?
Список разрешенных автомобилей вызывает вопросы с точки зрения их практической пригодности для работы в такси, считают в Автомобильном союзе. И вот какие минусы выделяют.
- Lada Granta и Iskra: отсутствие автоматической коробки передач делает их малопригодными для крупных городов.
- Lada Vesta и Aura: высокая цена ставит под сомнение экономическую целесообразность их использования в тарифах «Эконом» и «Комфорт».
- Lada Niva Legend и Travel, УАЗ Patriot и Hunter: их включение в список выглядит странным из-за их специфических характеристик.
- Москвич-3: известен своими недостатками, такими как жесткая подвеска, шумность и проблемы с надежностью.
- Москвич 6 и 8: лучше подходят для тарифов «Комфорт+», но их высокая цена и вопросы к надежности вызывают сомнения.
- Sollers SP-7: минивэн с высокой ценой, который найдет ограниченное применение в такси.
- Evolute: электромобили не прижились в такси из-за недостатка зарядных станций, медленной зарядки и высокой стоимости обслуживания.
- Voyah Space, Passion и Dream: запредельно дорогие модели, которые не востребованы в такси.
«Бомбилы» вместо такси: эксперты предрекают уход в «тень»
Жесткие ограничения приведут к тому, что многие таксопарки и водители уйдут с рынка или перейдут в нелегальную сферу. Как пишет atas.info, самозанятые не смогут позволить себе покупку новых автомобилей из списка, что приведет к сокращению числа машин и росту цен на такси.
Увеличение числа нелегальных перевозчиков станет серьезной проблемой для отрасли. Бороться с ними будет крайне сложно, поскольку они не подчиняются многим правилам и не платят налоги. Это создаст недобросовестную конкуренцию и ухудшит безопасность пассажиров. Государству придется усилить контроль за соблюдением правил перевозки пассажиров и ужесточить наказания для нелегальных таксистов.
Агрегаторы такси, такие как «Яндекс.Такси» и «Ситимобил», окажутся в сложной ситуации. С одной стороны, они будут вынуждены адаптироваться к новым требованиям и перестраивать свои алгоритмы с учетом ограниченного выбора автомобилей. С другой стороны, они рискуют потерять часть рынка из-за ухода водителей в нелегальный сектор и роста цен на поездки. Вполне вероятно, что агрегаторы начнут предлагать новые тарифы, ориентированные на автомобили из разрешенного списка, и стимулировать водителей к их приобретению. Однако это не решит проблему доступности такси для всех слоев населения.
Такси станет роскошью: кому выгоден новый закон?
Новый закон о локализации повысит цены на такси, сделав услугу менее доступной для многих людей. Эксперты считают, что это выгодно только отечественным автопроизводителям, тогда как пассажиры, водители и бюджет пострадают.
— Требует дальнейшего обсуждения введение требований по уровню локализации автомобилей, используемых в перевозках легковым транспортом и такси, — заявил первый замглавы СФ, заместитель сопредседателя Совета законодателей РФ Андрей Яцкин, сообщает «Парламентская газета».
По оценкам ВШЭ, бюджет может потерять около 350 миллиардов рублей за три года из-за ухода водителей «в тень» и снижения налоговых поступлений. Эксперты также предупреждают, что ограничение поставок китайских автомобилей может ухудшить инвестиционный климат.
Как пишет издание «Коммерсант», до 20% таксистов могут потерять работу из-за нового закона. Это вызовет дефицит машин, рост цен и снижение качества услуг.
— У большинства нет средств для замены машины. Автомобили должны служить не менее пяти лет, но «китайцы» не выдерживают такой срок. Где найти деньги на приобретение новых Lada стоимостью два миллиона? — говорит Андрей Панченко, один из оренбургских таксистов.
Ранее мы писали, что проблемы с общественным транспортом в Оренбурге продолжаются, а таксисты и без закона о локализации задирают цены до небес. Подробности в материале 56orb.
Что с транспортом в Оренбурге: автобусы не ходят, а таксисты гнут ценник
Читайте также:
Копейка рубль бережет? В Оренбуржье в очередной раз изменились цены на бензин
63 тыс китайских авто в России могут быть опасными для здоровья: новое исследование
Тряпочки больше не спасут: Госдума вводит жестокие штрафы за «липовые» детские кресла