Электромобили уверенно завоевывают мир, и главный козырь в их маркетинговой колоде – экономия. Нас уверяют, что владеть электрокаром дешевле: заряжаться выгоднее, чем заправляться, а на сервисном обслуживании можно и вовсе забыть. Но так ли это на самом деле, если посмотреть на картину целиком, учитывая все расходы за несколько лет?
Американское издание MotorTrend провело показательный эксперимент. В течение 13 месяцев они интенсивно эксплуатировали большой трехрядный электрический внедорожник Kia EV9, намотав более 27 000 километров. Затем, вооружившись калькулятором и реальными данными, они сравнили его с бензиновым аналогом – популярным Kia Telluride. Их цель – рассчитать полную пятилетнюю стоимость владения (Total Cost of Ownership, TCO) для типичного семейного автомобиля с годовым пробегом около 24 000 км.
Давайте погрузимся в их расчеты, переведем цифры в понятную нам метрическую систему и рубли по курсу на дату подготовки обзора. Выясним, где мифы об экономии сталкиваются с суровой финансовой реальностью.
Раздел 1.«Энергетические ресурсы»: электричество против бензина
Это первая и самая очевидная статья расходов, где электромобиль должен блистать. Журналисты MotorTrend заряжали свой EV9 в основном дома в Мичигане по ночному тарифу ($0,17 за кВт⋅*), который удачно совпал со средним по США. В дальних поездках использовались общественные станции быстрой зарядки, где цена была в 3-4 раза выше.
Суммировав все затраты, они получили среднюю стоимость одного километра пробега – $0,08 (около 6,5 рублей).
- Годовые затраты на «топливо» для Kia EV9: $1 950 (≈ 158 925 рублей).
- Пятилетние затраты: $9 750 (≈ 794 625 рублей).
Теперь посмотрим на бензиновый Kia Telluride. По итогам их годичного теста, средний расход этого внедорожника составил 11,1 л/100 км. Средняя цена на бензин в регионе за период теста была $3,16 за галлон, что эквивалентно примерно 68 рублям за литр.
- Годовые затраты на топливо для Kia Telluride: $2 250 (≈ 183 375 рублей).
- Пятилетние затраты: $11 250 (≈ 916 875 рублей).
Итог: за пять лет электромобиль экономит на «топливе» $1 500 (122 250 рублей). Сумма приятная, но не революционная. Как отмечают авторы, цены на электроэнергию растут быстрее инфляции, поэтому этот разрыв может сокращаться. Однако у владельца электрокара остается неоценимое удобство – возможность «заправляться» дома.
Раздел 2. Сервисное обслуживание: меньше забот?
Второй столп экономии – обслуживание. У электромобиля нет двигателя внутреннего сгорания, а значит, нет замен масла, свечей, фильтров ДВС. Отсутствуют системы выхлопа и другие сложные системы, которые периодически выходят из строя и требуют дополнительного обслуживания.
Регламент ТО у Kia для обеих моделей во многом схож по графику замены:
- шины – каждые 13 000 км,
- салонные фильтры – 26 000 км,
- тормозной жидкости – 77 000 км.
Разница кроется в обслуживании силовой установки. За 5 лет и 120 000 км пробега владелец Telluride должен будет сделать:
- 9 замен масла (примерно по $120/9 800 рублей каждая).
- 3 замены воздушного фильтра двигателя (по $45/3 700 рублей).
Подсчеты MotorTrend показывают:
- Пятилетние затраты на обслуживание Kia EV9: $655 (≈ 53 380 рублей).
- Пятилетние затраты на обслуживание Kia Telluride: $1 910 (≈ 155 665 рублей).
Итог: здесь экономия также ощутима – $1 255 (102 285 рублей) в пользу электромобиля. Разница была бы еще больше, если бы владелец авто обслуживался только у официального дилера.
Подчеркнем, что при наличии элементарных навыков обслуживание электрокара (замену воздушного фильтра) вполне можно сделать собственными руками. Для «переобувания» подойдет любой специализированный шинный сервис, предлагающий наиболее выгодные расценки. Отдельные рабочие операции с бензиновым авто придется выполнять только у официального дилера.
Раздел 3. Полная стоимость владения: где все изменяется в обратную сторону?
А вот теперь начинается самое интересное. Топливо и сервис – лишь вершина айсберга. Чтобы получить честную картину, нужно учесть:
- первоначальную цену,
- потерю стоимости (амортизацию),
- налоги,
- страховку,
- проценты по кредиту.
Журналисты смоделировали покупку с первоначальным взносом в $5000 и кредитом на 5 лет. Остаточная стоимость была спрогнозирована аналитическим агентством Black Book. В расчеты для EV9 также включили федеральную налоговую льготу в США в размере $7500, которая существенно помогает снизить итоговую стоимость.
Вот как выглядит финальная таблица расходов за 5 лет в долларах и рублях (по курсу 81,5).
Итоговые результаты по затратам
Вывод ошеломляет. Даже с учетом экономии на топливе, обслуживании и щедрой государственной субсидии, владение Kia EV9 за пять лет обходится почти на $19 000 (более 1,5 миллиона рублей) дороже, чем бензиновым Telluride.
Основные причины такого разрыва:
- Высокая цена покупки. Разница в 2,2 млн рублей на старте влечет за собой и более высокие процентные платежи по кредиту.
- Более быстрая амортизация. Несмотря на то, что остаточная стоимость EV9 в абсолютных цифрах выше, в процентном соотношении он теряет больше. По данным iSeeCars, средний электромобиль за 5 лет теряет 49,1% стоимости, в то время как гибриды – 37,4%, а бензиновые авто в среднем – 38,8%.
- Дорогая страховка. Ремонт электромобилей, особенно после ДТП с повреждением батареи, обходится значительно дороже, что страховые компании закладывают в стоимость полиса.
- Высокие налоги. В штате Мичиган, где проводился тест, налог зависит от первоначальной цены, плюс для электрокаров есть дополнительный сбор.
Важный российский контекст
Крайне важно подчеркнуть: представленные расчеты – это пример для рынка США, и их нельзя напрямую переносить на российские реалии. Цены на автомобили, топливо и электричество у нас другие. Система налогообложения (транспортный налог, который во многих регионах РФ для электрокаров отменен или снижен) и стоимость страховки рассчитываются иначе. Государственные субсидии, если и есть, работают по-другому.
Однако сама методика расчета – это бесценный инструмент. Она наглядно демонстрирует, что для корректного сравнения затрат недостаточно смотреть только на ценники на АЗС и прайс-листы на ТО. Потенциальному покупателю в России, чтобы принять взвешенное решение, следует проделать аналогичную работу:
- Сравнить реальные цены на сопоставимые по классу и комплектации модели.
- Узнать стоимость полиса КАСКО на оба автомобиля.
- Рассчитать транспортный налог для своего региона.
- Спрогнозировать расходы на топливо/электроэнергию, исходя из своих тарифов и среднегодового пробега.
- Попытаться оценить потерю стоимости через 3-5 лет, изучив рынок подержанных авто.
Заключение: экономия, которая стоит дорого
Исследование MotorTrend убедительно доказывает, что общепринятое мнение о дешевизне владения электромобилем может быть ошибочным. Экономия на операционных расходах (топливо, сервис) с лихвой «съедается» высокой начальной ценой, быстрой амортизацией и дорогой страховкой.
Пока производители не смогут значительно снизить розничные цены на электромобили, для среднестатистического покупателя бензиновый аналог, скорее всего, останется более выгодным приобретением с точки зрения совокупных затрат. Покупка электрокара сегодня – это в большей степени выбор, продиктованный технологическим интересом, заботой об экологии или стремлением получить новый опыт вождения, нежели холодным финансовым расчетом. И прежде чем сделать этот выбор, стоит просчитать все до последнего рубля.
А что вы думаете об экономике владения электрокаром? Сообщите свое мнение в комментариях.