Найти в Дзене
АиФ Ростов

Как ни крути. Что поможет помирить самокатчиков, водителей и пешеходов?

Оглавление
   Как ни крути.
Как ни крути.

Водители раздражают пешеходов. Водителей раздражают пешеходы и мотоциклисты. Везде, но особенно на нерегулируемых перекрёстках. Но есть те, кто своим присутствием зачастую вызывает чувство классовой неприязни и у водителей, и у пешеходов.

Это — не так давно ворвавшиеся в повседневную жизнь городов, но ставшие заметным явлением электросамокатчики. О том, что делать с этим явлением и где поставить запятую во фразе «бороться нельзя оставить» — в материале rostov.aif.ru.

Такие разные данные

Впрочем, классовая неприязнь — явление эмоциональное и отдаёт вкусовщиной. Лучше обратиться к строгой и беспристрастной социологии. Одна беда: что ни замер, то разные данные.

Например, июльский опрос, проведённый среди читателей портала Mail, показал, что 69% россиян из 50 регионов отрицательно относятся к использованию электросамокатов — против 14% нейтральных оценок и 17% положительных отзывов.

Запрет на использование электросамокатов, введённый в некоторых городах, был положительно воспринят всё теми же 69% опрошенных, ещё 13% ответили скорее положительно, что в совокупности даёт 82% против 16%, оценивших запрет отрицательно и скорее отрицательно.

Отличные цифры были получены в ходе опроса москвичей, проведённого исследовательским цент­ром портала Superjob. Здесь сторонники и противники запрета распределились практически поровну: 45 и 37% соответственно.

И совсем уже другие оценки приводят спе­циа­лис­ты Сидорин Лаб, промониторившие без малого тридцать тысяч сообщений на разных цифровых площадках. Согласно их данным, отрицательное отношение к СИМ (средствам индивидуальной мобильности) характерно для 31 процента комментаторов, 19% отнеслись к электросамокатам нейтрально, остальные 50% приветствовали их наличие на улицах и магистралях.

Впрочем, такое расхождение не должно удивлять. Социология — наука хоть и точная, но буржуазная. Главное в ней — правильно отобрать тех, кого спрашиваешь. Достаточно посмотреть на результаты, полученные в разрезе отрицательных характеристик: 19% жаловались на сбои в приложениях и ошибки GPS, 12% — на трудности с парковкой, 11% — на плохую устойчивость в дождь, 10% — на стоимость аренды.

То есть фактически, речь идёт не об анализе отношения россиян к СИМ, а об оценках качества и доступности услуги кикшеринга.

«Глас народа»

Впрочем, каким бы ни было отношение, главный вопрос: насколько безопасны электросамокатчики для самих себя и окружающих?

Согласно данным Российской академии транспорта, количество инцидентов с участием электросамокатов непрерывно росло с 2019 по 2024 годы, составив в общей слож­но­сти 9961. Увеличивалось и число пострадавших в авариях — со 147 в 2019 до 4591 в 2024, дав нарастающим итогом 9993 человека. Росло и количество погибших — с 7 в 2019 до 54 в 2024, в общей слож­но­сти за весь период — 150. При этом 96,2% погибших — водители, управлявшие СИМ.

Цифры, хотя и неприятные, ни в какое сравнение с количеством ДТП, устроенных автомобилистами, не идут. Последних только за один 2024 год случилось более 132 тыс. по стране, погибли более 14 тыс. человек.

Кстати, по данным Научного цент­ра безопасности дорожного движения МВД России, количество аварий с участием СИМ в первом полугодии 2025 года снизилось на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.

«Надо начать выдавать права на самокаты, большинство ездоков даже не знает элементарных правил дорожного движения, поэтому им на всё пофигу», — жалуется Иван Борисов в одной из ростовских групп.

Люди пишут, что самокатчики не соблюдают никаких норм и правил, ездят по тротуарам и мешают прохожим. Возможно, прислушавшись именно к такому «гласу народа», власти Елабуги и Благовещенска ввели полный запрет электросамокатов на своей территории. Последует ли этому примеру Ростов? Покажет время.

А с другой стороны

По данным, предоставленным нашей редакции кикшеринговой компанией Whoosh, число аварий с участием электросамокатов в Ростове с апреля по июнь 2025 года сократилось на 87% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Аварий при столкновении с пешеходами стало меньше на 66%, поездок вдвоём — на 25%. Уменьшение количества негативных инцидентов стало возможным благодаря взаимодействию городской ад­ми­ни­стра­ции, Госавтоинспекции и самого сервиса: сочетанию образовательных программ, новых технологий и контролю за соблюдением правил.

В МТС Юрент на запрос rostov.aif.ru ответили, что самокаты давно перестали быть средством развлечения и стали полноценной частью транспортной системы городов. По итогам первого полугодия, 91% поездок на электросамокатах длятся менее 20 минут. Более 70% поездок не превышает 10 минут.

«Во многих крупных городах разработаны и совершенствуются нормативно-правовые акты и дорожные карты, определяющие правила работы СИМ и развитие отрасли микромобильности в целом. Когда государство и бизнес сотрудничают по развитию нового транспорта, а не идут по пути запретов, это приносит свои плоды: в Москве в первом полугодии 2025 года совместная работа операторов с городом позволила снизить аварийность с участием СИМ на 60%», — рассказали в компании.

В том, что городская среда постепенно адаптируется под СИМ, уверены и в Яндекс Go. Как сообщили нам представители организации, для обеспечения безопасности в каждом городе вводятся обязательные аппаратные ограничения скорости, медленные и запретные зоны в особенно людных местах, сервисные штрафы и блокировки за нарушения ПДД и правил безопасности.

Чтобы самокатчики не мешали водителям и пешеходам, уверяют эксперты отрасли, мало создать необходимую инфраструктуру. Нужно также рассчитать оптимальное количество самокатов на город. С этого года практика успешно реализована в нескольких городах Московской области, Нижнем Новгороде и Твери. Норма самокатов рассчитывается в соответствии с численностью населения и регламентируется в соглашении между операторами и городом. Это помогает разгружать дорожную инфраструктуру и создавать более безопасную транспортную среду.

В «серой зоне»

На самом деле ажиотаж вокруг СИМ до боли напоминает споры конца XIX — начала ХХ века. Тогда ведь тоже было много шумных дебатов и требований запретить появляющиеся авто под предлогом, что они опасны и сильно пугают лошадей. Но в итоге эти самые лошади сошли со сцены истории, уступив дорогу «железным коням».

Кроме создания соответствующей инфраструктуры, популяризации правил дорожного движения и прочих необходимых, но достаточно долгосрочных мер, уже сегодня стоит обратить внимание на увеличивающееся количество частных электросамокатов. К слову, за последние годы количество ДТП с 35 электросамокатами, принадлежащими физическим лицам, на 10% превышает аналогичный показатель арендных. И если сервисы кикшеринга автоматически включают в каждую поездку базовую страховку — аналог ОСАГО — и вводят ограничения скорости, частники должны делать это самостоятельно и добровольно. А добровольно, особенно у нас в Ростове, долги отдают только трусы...