Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

«Собака гаванской породы»: курьезная история с обманщицей в главной роли

В мире искусства есть картины, которые потрясают своим масштабом, и работы, которые покоряют сердце с первого взгляда. «Собака гаванской породы» кисти Жан-Жака Башелье относится именно ко вторым. Это не просто милая собачка — это ключ к детективной истории длиной в два с половиной столетия, полной придворных интриг, художественных заблуждений и курьёзной ошибки, которую разгадали лишь в XXI веке...

Чтобы понять контекст, нужно познакомиться с художником. Жан-Жак Башелье (1724-1806) был не просто успешным, а невероятно востребованным художником своей эпохи. Век Просвещения во Франции был временем расцвета наук и искусств, но также и временем страстной любви аристократии к… собакам.

Башелье был знаменитым анималистом и одним из директоров Королевской академии живописи и скульптуры. Его главной покровительницей была мадам де Помпадур — фаворитка Людовика XV, законодательница мод и меценат. Именно при её дворе Башелье получил неофициальный, но очень почётный титул «художника королевских собачек». Он писал портреты любимых питомцев знати, которые были не просто животными, а статусными аксессуарами и компаньонами. Его работы ценились за невероятную точность в передаче натуры и мягкий, лиричный стиль.

Жан-Жак Башелье.
Жан-Жак Башелье.

Картина «Собака гаванской породы», написанная около 1760 года, — это классический образец мастерства Башелье. Собака изображена в полный рост, сидящей в изящной, немного манерной позе - это позволяет зрителю сконцентрироваться исключительно на животном.

Художник виртуозно выписывает длинную, шелковистую, слегка вьющуюся шерсть. Чувствуется каждый завиток, игра света и тени на нежной бело-палевой шубке. Кажется, что шерсть вот-вот задрожит от малейшего движения. Но однажды владельцев картины что-то смутило в этой работе.

-3

В 1989 году при реставрации картины было обнаружено, что ранее кто-то из владельцев попросил неизвестного художника чуть расширить шелковую ленту, чтобы картина не показывала половых признаков собаки и стала "более приличной". Когда именно это было сделано, история умалчивает. Но во времена работы художника ничего странного в достоверном изображении животного не наблюдали.

Но на этом приключения картины не закончились. На протяжении более 250 лет никто не сомневался в том, что на картине изображена именно гаванская болонка (гаванский бишон). Эта порода, хоть и была редкой в Европе, была известна. Картина Башелье стала каноническим, хрестоматийным изображением породы. Её репродукции кочевали из одного искусствоведческого труда в другой, из энциклопедии в энциклопедию.

-4

Всё изменилось в 2001 году, когда картину из коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге (где она хранится и сейчас) решили показать на масштабной выставке в парижском Музее охоты и природы (Musée de la Chasse et de la Nature).

Перед выставкой к работе проявили повышенное внимание эксперты. Среди них были не только искусствоведы, но и… кинологи. И вот здесь случилось невероятное. Специалисты по породам единогласно заявили: собака на картине Башелье — не гаванец! У настоящей гаванской болонки более короткое и квадратное туловище. У собаки на картине — удлинённый корпус и более высокие лапы. Шерсть гаванца густая и волнистая, но она не такая длинная и ниспадающая, как у модели Башелье. У «эрмитажной» собачки шерсть заметно длиннее. У гаванской болонки более округлая голова и ярко выраженный стоп (переход ото лба к морде). У изображённой собаки морда более вытянутая и изящная.

Вот так выглядит гаванский бишон.
Вот так выглядит гаванский бишон.

Эксперты пришли к выводу, что Башелье, с его педантичной точностью, написал не гаванца, а другую, очень похожую породу — той-спаниеля (ныне известного как папийон или фален) или помесь той-спаниеля с мальтезе. У этих собак как раз очень длинная, роскошная шерсть и изящное телосложение.

Папийон.
Папийон.

Скандал, конечно, был не политическим, а чисто искусствоведческим и кинологическим. Представьте: на протяжении двух с половиной веков авторитетнейший музей мира, эксперты и историки искусства подписывали работу неверно! Это был курьёзный случай «фейковой» идентификации, которая прижилась из-за нехватки знаний о породах в XVIII веке. Название «Собака гаванской породы» появилось не по вине Башелье. Художник, скорее всего, просто подписал работу как «Dog» или «Petit chien» («Собачка»). Более конкретное название ей дали позже, в XIX веке, когда знатоки, пытаясь классифицировать старые полотна, допустили ошибку. Ошибка закрепилась в каталогах и благополучно дожила до наших дней.

Выставка в Париже стала детективным разоблачением. Эрмитажу с его научной репутацией пришлось с юмором и достоинством признать ошибку. В музейных каталогах и аннотациях к картине теперь часто можно встретить уточнение: «Картина долгое время ошибочно идентифицировалась как "Собака гаванской породы"». Эта работа — трогательный портрет любимого питомца, виртуозное произведение искусства и напоминание о том, что история иногда любит подбрасывать учёным загадки в самых, казалось бы, безобидных и пушистых формах.

-7

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать:

Музеи
137 тыс интересуются