Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Почему эта картина В. Перова вызвала скандал в обществе?

В 1866 году мастер бытовой живописи Василий Григорьевич Перов выставил свою новую работу на суд публики. Полотно с, казалось бы, безобидным бытовым сюжетом вызвало не просто интерес, а настоящий скандал. Одни зрители смущенно отворачивались, другие громко возмущались, третьи, преимущественно прогрессивная интеллигенция, видели в ней гениальную сатиру. Почему же эта, на первый взгляд, тихая сцена произвела такой эффект?..

Перов был мастером психологических портретов и социальных драм. "Приезд гувернантки в купеческий дом" — это не просто изображение события, это остановленное мгновение, полное скрытого напряжения и трагизма...

В 1865 году в поисках натуры для картины художник отправился на нижегородскую ярмарку, куда съезжались купцы со всех городов России. Именно там он и подсмотрел нужные типажи. В центре композиции — хрупкая, скромно одетая девушка. Она только что переступила порог купеческого дома. В ее руках — рекомендательное письмо. Она смотрит в пол, не решаясь поднять глаза на новых хозяев. В склоненной голове гувернантки чувствуется обреченность и словно предчувствие будущей гибели, неизбежной из-за явной чужеродности этой бедной девушки темному царству купеческого мирка. Критик В. Стасов содержание этой картины определял следующим образом: "Не трагедия покуда, но настоящий пролог к трагедии".

-2

Девушку встречает вся семья. Прием нельзя назвать теплым – глава семейства смотрит на гостью снисходительно, сверху вниз, словно сразу указывая на ее место в этом доме. Поза отца и оценивающий, циничный взгляд говорят красноречивее любых слов: он рассматривает девушку не как педагога, а как товар, который только что прибыл в его дом.

-3

Рядом с ним — его сын, молодой купеческий отпрыск. Его усмешка и взгляд, по словам самого художника, бессовестный и любопытный, доставят интеллигентной девушке немало хлопот.

-4

За спиной выглядывают жена купца, помощница по дому и дочь. Они также смотрят на гостью с огромным любопытством. А вот дурные манеры видны невооруженным глазом - девочка стоит с открытым ртом. Но вскоре гувернантка научит ее грамоте, шитью и нравам высшего общества.

-5

Слева выглядывают слуги. Их тоже взволновало появление нового человека в доме, но в их глазах нет высокомерия. Вскоре к ним присоединится молодая дама с хорошими манерами. Там же, в темной углу, все еще лежит чемоданчик и шляпница гувернантки.

-6

Чтобы понять, почему эта картина вызвала скандал в обществе, нужно перенестись в эпоху Великих реформ Александра II. Отмена крепостного права в 1861 году всколыхнула все русское общество. Поднялась волна критики сословных предрассудков, косности и дикости "темного царства" (как метко назвал купеческую среду драматург А. Н. Островский).

В это время профессия гувернантки стала массовой. Тысячи образованных девушек из разорившихся дворянских семей или дочерей мелких чиновников были вынуждены искать работу, чтобы прокормить себя. Они несли в себе культуру, образование, знание языков и светских манер. Их нанимали в дома разбогатевших купцов, мещан, промышленников.

-7

Но здесь и возникал чудовищный культурный конфликт. Как писал критик Владимир Стасов, известный защитник идей передвижников: "Купец еще недавно ловил селедкой рыбу, а теперь он считает деньги и хочет, чтобы его дети стали "барами". Новые хозяева жизни часто не видели в гувернантке личность. Для них она была дорогой слугой, статусной вещью.

Перов своей картиной срывает покровы приличий и показывает этот конфликт во всей его неприглядной наготе. Он не просто изображает быт — он обличает социальную несправедливость, ханжество и грубую силу денег, попирающих человеческое достоинство.

-8

Картина была написана в 1866 году и сразу же куплена Павлом Третьяковым для его знаменитой галереи. Критики разделились на два лагеря. Консервативная пресса обвиняла Перова в очернении русских традиций и "беспощадном критицизме". Картину называли "тенденциозной", "мрачной" и "оскорбительной для купеческого сословия".

Однако голос прогрессивной общественности был громче. Художник и критик Александр Бенуа позднее отмечал, что Перов был "правдивым бытописателем" горькой действительности. Скандал лишь подогрел интерес и подтвердил, что Перов попал в самую точку, задев больное место современного ему общества.

-9

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: