Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

"Три царевны подземного царства": что скрывает картина Васнецова?

В начале 1880-х годов русский художник Виктор Васнецов впервые выставил свою работу "Три царевны подземного царства". Но тогда публика не поняла замысла мастера. Какова история персонажей, где находится подземное царство и почему царевны такие разные? Попробуем разобраться.

В. Васнецов, "Три царевны подземного царства".
В. Васнецов, "Три царевны подземного царства".

Работая над этим полотном, художник отступил от сказочного сюжета, чтобы прославить горнодобывающую промышленность. Картину "Три царевны подземного царства" Виктору Васнецову заказал меценат Савва Мамонтов — один из самых богатых людей Москвы, который любил искусство.

Савва Мамонтов в период с 1875 до 1890.
Савва Мамонтов в период с 1875 до 1890.

В 1878 году Мамонтов построил Донецкую каменноугольную железную дорогу, а кабинет Правления нового предприятия решил украсить картинами молодого художника Виктора Васнецова.

"Первая картина должна была изображать прошлое Донецкого края, вторая — сказочный способ передвижения и третья — царевен золота, драгоценных камней и каменного угля — символ богатства недр пробужденного края" - Всеволод Мамонтов, сын мецената.
Облигация Донецкой железной дороги.
Облигация Донецкой железной дороги.

Васнецов написал для Мамонтова три картины: "Три царевны подземного царства", "Ковер-самолет" и "Битва скифов со славянами". Однако Правление железной дороги посчитало сюжеты недостаточно серьезными для деловой обстановки крупной компании, и картины Васнецова не приняли...

-4

Картину о царевнах художник создал по мотивам русской народной сказки "Три царства — медное, серебряное и золотое". По сюжету Иван-царевич спустился в подземное царство, чтобы освободить свою мать, царицу Анастасью Прекрасную, которую похитил злодей Ворон Воронович. По дороге царевич встречает пленниц Ворона — Медную, Серебряную и Золотую царевен. Девушки подсказывают Ивану, как освободить мать, и в благодарность тот забирает их с собой. Вернувшись домой, Иван женился на Золотой царевне, а ее младших сестер выдал замуж за своих братьев.

-5

По сюжету сказки Золотая — самая красивая из царевен подземного царства. Васнецов позаимствовал из сказки только этого персонажа, а образы двух других героинь с его полотна в русском фольклоре не встретить.

Золотая царевна изображена одетой в ферязь — так называется распространенный в допетровской России тип одежды с рукавами до пола, в которых есть прорези для рук. На голове у нее коруна -такой головной убор могли носить только незамужние девушки (макушка оставалась открытой, что для семейной женщины было недопустимо. Обычно коруна была элементом свадебного наряда).

-6

Васнецов хотел, чтобы его героини олицетворяли богатства недр Донецкого края, и создал новый для русского искусства образ — царевну Драгоценных камней. Ее художник также одел в ферязь и длинную шелковую рубаху. На руках у героини опястья — расшитые тканые нарукавники, элемент русского национального костюма, а голову украшает невысокий венец. В средней полосе России такой убор называли "девичьей красой".

Вторая половина XIX века — эпоха историзма, когда русские художники тщательно изучали быт, традиционные костюмы и фольклор своей страны. Художники стремились как можно точнее передать в произведениях колорит эпохи.

-7

Так как картина предназначалась для кабинета Правления железной дороги, Васнецов решил написать царевну Каменного угля - черное золото в те времена обеспечивало движение поездов.

Младшая царевна изображена в современном для того времени приталенном платье с коротким рукавом. Древнерусская красавица не могла бы появиться на людях с открытыми руками и непокрытой головой — этим противопоставлением художник подчеркнул, что полезные свойства каменного угля люди открыли лишь недавно. Это ископаемое будущего, а золото и драгоценные камни — "валюта" прошлых веков.

-8

Интересно, что платки в руках держат только старшие сестры, руки юной героини свободны. Царевна каменного угля — символ быстро развивающейся отрасли, благодаря которой едут паровозы, — не белоручка.

-9

Царевну Каменного угля художник выглядел и композиционно: героиня отделена от других царевен. Вместе с особенным нарядом эти художественные приемы подчеркивают разницу между персонажами и их принадлежность к разным эпохам.

-10

В правом нижнем углу картины мы видим отсылки к сказке - колодец и веревку. Именно через такую глубокую дыру в земле, с помощью веревки, Иван-царевич попадал в подземный мир. Кстати, в одной из версий сюжета, завистливые братья главного героя, после того, как царевны выбирались на поверхность, обрезали веревку, оставив героя в подземном царстве.

-11

После того, как Правление отказалось от картины, она оказалась в собрании брата Саввы Мамонтова - Анатолия. Затем произведение попало к известному коллекционеру Михаилу Морозову и впоследствии была передано в Третьяковскую галерею в дар по его завещанию.

-12

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: