В истории искусства есть много трагических историй о забытых художницах, чьи имена стерлись. Но история Маргарет Кин — одна из самых невероятных. Это не просто рассказ о забвении, а детективная драма о масштабном присвоении личности, длившемся десятилетие, и о смелой женщине, которая судилась с собственным мужем, чтобы вернуть себе свое имя и свое искусство.
Маргарет Дорис Хокинс начала рисовать своих знаменитых персонажей с огромными, грустными, полными тоски глазами еще в детстве. Она утверждала, что огромные глаза — это "окна в душу", способ передать глубокие эмоции: невинность, печаль, одиночество.
Ее персонажи — чаще всего дети и женщины, а иногда и животные — смотрят на зрителя с полотен с пронзительным, почти сверхъестественным выражением. Они кажутся одновременно уязвимыми и всевидящими, словно отражая внутренний мир самой Маргарет — чувствительной и робкой женщины.
В 1955 году Маргарет вышла замуж за Уолтера Кина - харизматичного и предприимчивого человека, который разбирался в искусстве куда меньше, чем в маркетинге. Изначально новоиспеченный супруг лишь помогал с продажами картин Маргарет. Но вскоре он понял, насколько коммерчески успешными могут быть эти трогательные образы. И тогда в голове Уолтера Кина созрел план.
Он начал постепенно присваивать авторство картин, созданных его женой. Сначала он говорил, что они просто работают вместе. Затем — что это он является создателем необычных персонажей с огромными глазами. Маргарет, будучи по натуре скромной и находясь под сильным психологическим влиянием мужа, молчала. Уолтер мастерски создал образ эксцентричного, страдающего гения. Он был душой любой вечеринки, давал интервью, позировал с кистями и палитрой, в то время как настоящая художница днями напролет работала в их домашней студии.
О том, что муж ставит под ее работами свою подпись, Маргарет узнала не сразу. А когда потребовала немедленно все исправить, то получила яростный отпор. Уолтер заявил жене, что все слишком далеко зашло и если сейчас он признается в содеянном, то им придется судиться с возмущенными покупателями картин, требующими вернуть деньги. Окончательно убедил Маргарет хранить молчание его довод о том, что женщину в сфере искусства общество никогда не воспримет всерьез.
Уолтер заставлял Маргарет работать в закрытой комнате, чтобы она могла писать как можно больше картин, которые он затем продавал. Он контролировал каждый аспект ее жизни, превратив ее в свою узницу и личную фабрику по производству картин.
Миф о мистере Кине, "великом мастере больших глаз" стал реальностью. Его имя гремело по всему миру. Репродукции картин расходились миллионными тиражами, их печатали на открытках, календарях, посуде. В 1960-е годы ее работы были так же узнаваемы, как и "Подсолнухи" Ван Гога. А сама Маргарет оставалась в тени, вынужденная скрываться под псевдонимом "Гост" (Призрак).
Развод в 1965 году не положил конец обману. Уолтер продолжал зарабатывать на картинах Маргарет и клеветать на бывшую жену. Чаша терпения художницы переполнилась... В 1970 году она решилась на беспрецедентный шаг — публично заявить о своем авторстве в прямом эфире на радиостанции в Гонолулу.
Уолтер, разумеется, назвал ее сумасшедшей. Тогда Маргарет подала на него в суд. Кульминацией этого противостояния стал легендарный судебный процесс в 1986 году. Судья устроил настоящий "арт-баттл", предложив обоим написать картину прямо в зале суда. Уолтер отказался, сославшись на боль в плече. Маргарет же за 53 минуты создала одну из своих фирменных работ, доказав всем, кто на самом деле является автором большеглазых персонажей. Это был момент триумфа. Суд полностью признал ее авторство и присудил ей компенсацию в размере 4 миллионов долларов.
Справедливость восторжествовала, но украденное десятилетие славы и творческого признания вернуть было невозможно. Тем не менее, Маргарет Кин смогла провести остаток жизни (она умерла в 2022 году в возрасте 94 лет) как признанный художник. Ее работы теперь выставлены в галереях с ее именем, а ее история стала символом борьбы с патриархальными устоями арт-мира и напоминанием о том, что настоящий талант, даже будучи похороненным под слоем лжи, рано или поздно найдет путь к свету.
Ее герои с огромными глазами — это не просто милые изображения, а безмолвные свидетели ее многолетнего молчания и заточения, в котором она творила. И в их огромных, печальных глазах навсегда осталось отражение ее собственной истории — истории о тихой женщине, которая набралась смелости, чтобы перестать быть призраком в мире собственного искусства.
История Маргарет Кин легла в основу оскароносного фильма Тима Бёртона "Большие глаза" (2014), где роль художницы блестяще исполнила Эми Адамс.
Глаза в пол-лица можно заметить и в других творениях режиссера, например, у Салли в анимационной картине "Кошмар перед Рождеством"...
Вспомним и непропорционально огромные очки чудаковатого кондитера Вилли Вонка в фильме "Чарли и шоколадная фабрика" — несложно заметить, что во многих работах Бёртона прослеживается связь с творчеством Маргарет Кин. Как ни странно, но эксцентричный голливудский продюсер без ума от большеглазых произведений художницы...
Спасибо, что дочитали до конца! ✅ А вам нравится творчество Маргарет Кин?
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: