В истории искусства есть произведения, которые в момент своего появления взрывали общественное спокойствие. Таким взрывом стал "Портрет мадам Икс" молодого американского художника Джона Сингер Сарджента. Сегодня этот портрет считается эталоном элегантности и смелости, но в 1884 году он спровоцировал один из самых громких скандалов парижского общества, едва не сломав жизнь как модели, так и художника.
За изящным и анонимным названием "Мадам Икс" скрывалась реальная женщина — Вирджиния Авеньо де Прален. Рожденная в Новом Орлеане и переехавшая в Париж после Гражданской войны в США, благодаря своей невероятной, почти скульптурной красоте и эксцентричному стилю она покорила высший свет Парижа.
Ее красота была не природной, а тщательно продуманной: она пудрилась лавандовой пудрой, чтобы добиться мертвенной бледности кожи, подчеркивала свои черты яркой помадой и красила волосы в рыжий цвет с помощью хны. Она была иконой стиля и объектом всеобщего интереса.
Сарджент писал портрет с невероятным трудом. Он создал десятки эскизов в поисках идеальной позы, которая бы передала ее уверенную, почти вызывающую натуру. Сеансы длились месяцами, что изматывало и художника, и модель. Сарджент хотел запечатлеть не просто внешнее сходство, а саму суть Вирджинии — ее скандальную репутацию, властность и незаурядность.
Итогом стал портрет в полный рост. Мадам Готро изображена в черном бархатном платье, обнажающем ее плечи и шею. Ее профиль горд и отточен. Кожа мерцает фарфоровой белизной на темном фоне. Поза полна непринужденности и самообладания: одна рука опирается на стол, другая держит изящно раскрытый веер. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях.
Изначально одна тонкая бретелька ее платья была нарисована спущенной с плеча. Этот едва уловимый намек на интимность и стал катализатором грандиозного скандала...
Ежегодный Парижский салон был главным событием в мире искусства - гигантской выставкой, где репутации создавались и рушились в один день. Сарджент, уже известный в арт-кругах, представил свой шедевр под названием "Портрет мадам ***", надеясь триумфально утвердиться.
Реакция публики была мгновенной и ужасающей. Громкий смех, возмущенные возгласы, шепоток сплетен — картину встретили не аплодисментами, а насмешками. Критики и обыватели сочли портрет откровенно вульгарным и аморальным. Спушенная бретелька была воспринята не как художественный прием, а как прямой намек на доступность и распущенность модели.
"Беспрецедентная нагота", — писала одна газета. Другие критики высмеивали "тело цвета трупа" и язвительно замечали, что мадам Готро, должно быть, красится не для того, чтобы выглядеть живой, а для того, чтобы выглядеть одетой. Публику шокировал подрыв социальных условностей. Это была не мифологическая Венера и не покорная жрица — это была современная, богатая, замужняя женщина, чей образ дышал чувственностью и самодовольством.
Мать Вирджинии, присутствовавшая на открытии, умоляла Сарджента снять картину, заявляя, что ее дочь "опозорена навеки". Сама же Вирджиния стала изгоем.
Для Сарджента, амбициозного художника, это был удар по репутации. Заказы иссякли, и он, опасаясь за свою карьеру, вскоре покинул Париж и перебрался в Лондон. Униженный и подавленный, он сначала переименовал картину в анонимный "Портрет мадам Икс", чтобы хоть как-то защитить модель, а затем и вовсе переписал бретельку, вернув ее на законное место на плече (следы правки видны и сегодня). На несколько лет он убрал картину из виду, назвав ее в одном из писем "лучшей из написанных мною вещей, что, увы, не означает многого".
Но история расставила все по своим местам. Спустя несколько лет, уже будучи признанным мастером в Англии и США, Сарджент продал "Портрет мадам Икс" в 1916 году Метрополитен-музею в Нью-Йорке. В письме директору музея он с облегчением заметил: "Я считаю это лучшей из моих работ, и вы можете себе представить мое удовольствие от того, что она ваша". Вторая, неоконченная версия портрета в такой же позе, но с опущенной правой бретелькой выставлена в Галерее Тейт в Лондоне.
Спустя годы скандал забылся, и картина предстала перед зрителем в своем истинном свете — как новаторское, смелое и безупречное с технической точки зрения произведение.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: