Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Скандал в обществе: как картина чуть не уничтожила карьеру художника?

В истории искусства есть произведения, которые в момент своего появления взрывали общественное спокойствие. Таким взрывом стал "Портрет мадам Икс" молодого американского художника Джона Сингер Сарджента. Сегодня этот портрет считается эталоном элегантности и смелости, но в 1884 году он спровоцировал один из самых громких скандалов парижского общества, едва не сломав жизнь как модели, так и художника.

За изящным и анонимным названием "Мадам Икс" скрывалась реальная женщина — Вирджиния Авеньо де Прален. Рожденная в Новом Орлеане и переехавшая в Париж после Гражданской войны в США, благодаря своей невероятной, почти скульптурной красоте и эксцентричному стилю она покорила высший свет Парижа.

Ее красота была не природной, а тщательно продуманной: она пудрилась лавандовой пудрой, чтобы добиться мертвенной бледности кожи, подчеркивала свои черты яркой помадой и красила волосы в рыжий цвет с помощью хны. Она была иконой стиля и объектом всеобщего интереса.

Вирджинию Готро художник впервые увидел в 1881 году на одном из светских мероприятий.
Вирджинию Готро художник впервые увидел в 1881 году на одном из светских мероприятий.

Сарджент писал портрет с невероятным трудом. Он создал десятки эскизов в поисках идеальной позы, которая бы передала ее уверенную, почти вызывающую натуру. Сеансы длились месяцами, что изматывало и художника, и модель. Сарджент хотел запечатлеть не просто внешнее сходство, а саму суть Вирджинии — ее скандальную репутацию, властность и незаурядность.

Итогом стал портрет в полный рост. Мадам Готро изображена в черном бархатном платье, обнажающем ее плечи и шею. Ее профиль горд и отточен. Кожа мерцает фарфоровой белизной на темном фоне. Поза полна непринужденности и самообладания: одна рука опирается на стол, другая держит изящно раскрытый веер. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях.

-4

Изначально одна тонкая бретелька ее платья была нарисована спущенной с плеча. Этот едва уловимый намек на интимность и стал катализатором грандиозного скандала...

В подчёркнутой бледности кожи Вирджинии и розовом оттенке её уха некоторые усмотрели использование косметики, что в ту пору считалось вульгарным.
В подчёркнутой бледности кожи Вирджинии и розовом оттенке её уха некоторые усмотрели использование косметики, что в ту пору считалось вульгарным.

Ежегодный Парижский салон был главным событием в мире искусства - гигантской выставкой, где репутации создавались и рушились в один день. Сарджент, уже известный в арт-кругах, представил свой шедевр под названием "Портрет мадам ***", надеясь триумфально утвердиться.

Реакция публики была мгновенной и ужасающей. Громкий смех, возмущенные возгласы, шепоток сплетен — картину встретили не аплодисментами, а насмешками. Критики и обыватели сочли портрет откровенно вульгарным и аморальным. Спушенная бретелька была воспринята не как художественный прием, а как прямой намек на доступность и распущенность модели.

-6

"Беспрецедентная нагота", — писала одна газета. Другие критики высмеивали "тело цвета трупа" и язвительно замечали, что мадам Готро, должно быть, красится не для того, чтобы выглядеть живой, а для того, чтобы выглядеть одетой. Публику шокировал подрыв социальных условностей. Это была не мифологическая Венера и не покорная жрица — это была современная, богатая, замужняя женщина, чей образ дышал чувственностью и самодовольством.

Мать Вирджинии, присутствовавшая на открытии, умоляла Сарджента снять картину, заявляя, что ее дочь "опозорена навеки". Сама же Вирджиния стала изгоем.

-7

Для Сарджента, амбициозного художника, это был удар по репутации. Заказы иссякли, и он, опасаясь за свою карьеру, вскоре покинул Париж и перебрался в Лондон. Униженный и подавленный, он сначала переименовал картину в анонимный "Портрет мадам Икс", чтобы хоть как-то защитить модель, а затем и вовсе переписал бретельку, вернув ее на законное место на плече (следы правки видны и сегодня). На несколько лет он убрал картину из виду, назвав ее в одном из писем "лучшей из написанных мною вещей, что, увы, не означает многого".

-8

Но история расставила все по своим местам. Спустя несколько лет, уже будучи признанным мастером в Англии и США, Сарджент продал "Портрет мадам Икс" в 1916 году Метрополитен-музею в Нью-Йорке. В письме директору музея он с облегчением заметил: "Я считаю это лучшей из моих работ, и вы можете себе представить мое удовольствие от того, что она ваша". Вторая, неоконченная версия портрета в такой же позе, но с опущенной правой бретелькой выставлена в Галерее Тейт в Лондоне.

-9

Спустя годы скандал забылся, и картина предстала перед зрителем в своем истинном свете — как новаторское, смелое и безупречное с технической точки зрения произведение.

-10

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: