Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Сколько тратила Мария-Антуанетта и какой была ее самая дорогая покупка?

Мария-Антуанетта стала печально известна своими огромными тратами, которые (на фоне экономического кризиса Франции) вызывали всеобщее возмущение и способствовали падению монархии. Еще при жизни ей сопутствовала скандальная репутация развратницы, которая тратит государственные деньги на развлечения и наряды.

Предоставленная самой себе, Мария-Антуанетта веселилась на балах, увлеклась азартными играми, экспериментировала с экстравагантными нарядами и прическами в стиле рококо...

Мария-Антуанетта с розой, Элизабет Виже-Лебрен, 1783.
Мария-Антуанетта с розой, Элизабет Виже-Лебрен, 1783.

Одежда и аксессуары были самой большой статьей расходов. Королева обожала моду и меняла наряды по несколько раз в день. Ее гардероб насчитывал сотни платьев (часто из самых дорогих тканей – шелк, парча, муслин), сотни пар обуви, огромное количество шляп, перчаток и чулок.

Только на одежду и украшения Мария-Антуанетта тратила около 200 000 ливров в год. Для сравнения - годовое жалованье высокопоставленного слуги составляло около 1000 ливров.

Мария-Антуанетта в 1772 году.
Мария-Антуанетта в 1772 году.

Страсть к бриллиантам, жемчугу и другим драгоценностям была колоссальной: покупки, подарки ювелирам, переделка старых украшений обходились в огромные суммы...

А сложные высокие прически королевы (которые могли включать украшения, перья, даже модели кораблей) требовали услуг целой армии парикмахеров. Конечно же, в макияже использовались дорогие духи, пудра и румяна.

Мария-Антуанетта в девичестве (портрет Лиотара).
Мария-Антуанетта в девичестве (портрет Лиотара).

Кроме того, балы, маскарады, театральные представления, азартные игры (в которые Мария-Антуанетта проигрывала крупные суммы) финансировались из казны.

Самым дорогим увлечением королевы была ее личная резиденция в Версале - Малый Трианон (и особенно "Ферма"). Там Мария-Антуанетта создала идеализированную деревню "Hameau de la Reine" (Ферма Королевы). За одну ночь в дворце сжигались тысячи свечей, стоимость каждой из которых равнялась недельному доходу парижского рабочего.

В 1783-1786 годах по заказу королевы рядом с Малым Трианоном был построен целый декоративный деревенский ансамбль. Это была не настоящая ферма, а тщательно спроектированная "игра в деревню": 12 стилизованных под сельские постройки домиков (мельница, молочная, голубятня, дом королевы, дом управляющего, рыболовный домик и т.д.), озеро, сады, огород, фруктовый сад и даже настоящие животные.

Вид деревни со стороны пруда.
Вид деревни со стороны пруда.

Строительство и обустройство Фермы обошлось казне в астрономическую сумму – около 2 миллионов ливров (по некоторым оценкам, эквивалентно десяткам или даже сотням миллионов долларов сегодня).

Для Марии-Антуанетты это был побег от строгого этикета Версаля в мир простоты и природы (пусть и декоративной). Там она могла гулять, "доить" коров (которых предварительно мыли и украшали лентами), собирать яйца и просто отдыхать с близкими друзьями. Это было воплощение романтической идеализации сельской жизни, популярной в то время среди аристократии.

Картина кисти Жана-Батиста-Андре Готье-Даготи.
Картина кисти Жана-Батиста-Андре Готье-Даготи.

Однако строительство пришлось на годы, когда Франция была в глубоком финансовом кризисе, отягощенном участием в войне (включая помощь американским колониям против Англии). Народ голодал, а королева тратила фантастические суммы на свою "игрушечную ферму". Это воспринималось как верх цинизма, оторванности и расточительства. В итоге общественность посчитала, что аристократка попросту насмехается над французскими крестьянами.

Мария-Антуанетта в 1788 году.
Мария-Антуанетта в 1788 году.

Примерно в то же время Мария-Антуанетта получила прозвище "Мадам Дефицит" (Madame Déficit) - оно прямо указывало на то, что именно безудержные траты королевы являются одной из главных причин дефицита государственного бюджета Франции. Это прозвище идеально вписывалось в этот демонизированный образ, создаваемый революционными памфлетистами.

Расточительный образ жизни королевы был у всех на виду (наряды, балы, Трианон, Ферма). Расходы короля Людовика XVI были гораздо скромнее и менее заметны (он тратил больше на охоту и библиотеки).

Мария-Антуанетта с детьми, кисти Виже-Лебрен, 1787.
Мария-Антуанетта с детьми, кисти Виже-Лебрен, 1787.

В то время как министры финансов (Неккер, Калонн, Ломени де Бриенн) пытались найти выход из финансовой пропасти и говорили о дефиците, королева продолжала тратить огромные суммы на свои удовольствия, казалось, совершенно не замечая проблем страны.

Так Мария-Антуанетта стала олицетворением финансовой несостоятельности и расточительности Старого порядка в глазах народа. Народный гнев было легко направить на конкретную, видимую и нелюбимую фигуру...

-10

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: