Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

В чем секрет такого яркого необычного света на картинах Куинджи?

В истории искусства есть имена, которые оставляют после себя шлейф загадок. Таким культурологическим феноменом был Архип Иванович Куинджи – художник, который не просто писал природу, а, казалось, подчинил себе саму материю света.

Его картины вызывали у публики не просто восхищение, а настоящий трепет, граничащий с суеверием. Как скромный сын сапожника из Мариуполя смог достичь такого невероятного, почти мистического эффекта? Секрет кроется в уникальном сочетании гениального глаза, новаторской техники и неуемной страсти к экспериментам...

А. И. Куинджи. Портрет работы В. М. Васнецова, 1869.
А. И. Куинджи. Портрет работы В. М. Васнецова, 1869.

Куинджи творил в удивительное время – последняя треть XIX века. В России это эпоха расцвета передвижников, художников-реалистов, которые с социальным пафосом показывали правду жизни. Куинджи в то время выставлялся на их выставках и даже стал знаменитым благодаря картине "На острове Валааме" (1873), которую восторженно принял сам И. Крамской.

На острове Валааме (картина Архипа Куинджи, 1873).
На острове Валааме (картина Архипа Куинджи, 1873).

Но его душа рвалась к другому. Куинджи мало интересовала социальная повестка - его манило не повествование, а переживание. Он стремился уловить и передать не столько форму, сколько состояние природы, ее эмоциональную мощь. В этом он был ближе к импрессионизм и символизму, однако этот художник пошел своим, абсолютно уникальным путем.

Апогеем его славы стала картина "Лунная ночь на Днепре" (1880). Ее история стала хрестоматийной. Выставив работу в Санкт-Петербурге, Куинджи совершил небывалый по тем временам арт-перформанс.

"Лунная ночь на Днепре" (1880).
"Лунная ночь на Днепре" (1880).

Куинджи задрапировал окна в зале и направил единственный луч света от лампы на полотно. Эффект был ошеломляющим. Посетители застывали в изумлении: им казалось, что холст не просто написан красками, а подсвечен изнутри. Лунная дорожка на реке сияла фосфоресцирующим, неземным светом. Ходили легенды, что люди заглядывали за картину в поисках скрытой лампы, а известный ученый и химик Дмитрий Менделеев (друг Куинджи) пытался разгадать физическую природу этого свечения.

Слава картины была такова, что великий князь Константин Константинович приобрел картину и взял ее с собой в кругосветное плавание. Легенда гласит, что из-за влажного морского воздуха и постоянного взгляда на настоящую луну, краски на полотне немного потемнели, но магия света никуда не делась.

Фрегат "Герцог Эдинбургский", на котором картина совершила морское путешествие в 1880—1882 годах.
Фрегат "Герцог Эдинбургский", на котором картина совершила морское путешествие в 1880—1882 годах.

Так в чем же был секрет Куинджи? Как он добивался таких эффектов? Коллеги-художики отмечали его феноменальное цветовосприятие. Илья Репин говорил, что Куинджи был "органически чужд всякой подражательности" и обладал "гениальной самобытностью глаза". Он видел сотни оттенков там, где другие различали десятки! Куинджи видел иначе в самом буквальном физиологическом смысле.

Куинджи был мастером декоративного обобщения и мощных цветовых пятен. Он не боялся упрощать форму, чтобы усилить эмоцию. Посмотрите на его "Березовую рощу" (1879) – это не реализм, а гимн солнцу и жизни, построенный на контрасте яркой, почти кислотной зелени и белоснежных стволов берез.

"Берёзовая роща" (1879).
"Берёзовая роща" (1879).

Эксперименты с красками и материалами - самая таинственная часть наследия художника. Куинджи был страстным экспериментатором. По свидетельствам современников, он постоянно искал новые, более стойкие и яркие пигменты, заказывал их у химиков и даже у своих друзей-инженеров с заводов.

Существует версия, что Куинджи использовал особый лак на основе битума (асфальтовой смолы), который придавал краскам глубину и особое сияние. Однако битум со временем имеет свойство темнеть, что, возможно, повлияло на некоторые его работы. А ради эффекта глубины художник использовал полупрозрачный коричневый асфальтовый подмалевок, а также добавлял асфальт в краски, чтобы сделать тона более глубокими.

-6

Куинджи также виртуозно применял технику лессировки – нанесение полупрозрачных слоев краски поверх основного. Свет, проходя через эти слои, отражался от нижних и создавал эффект внутреннего свечения, тот самый "куинджевский свет".

Художник использовал принципы дополнительных цветов (например, помещал рядом красный и зеленый, чтобы усилить их звучание) и тщательно выстраивал композицию, ведя взгляд зрителя точно к источнику света.

Куинджи играет с Менделеевым в шахматы, рядом жена Менделеева, 1882 год.
Куинджи играет с Менделеевым в шахматы, рядом жена Менделеева, 1882 год.

Невероятный успех "Лунной ночи на Днепре" стал переломным моментом. В 1882 году, на пике славы, Куинджи неожиданно для всех прекращает выставляться. Он уходит в добровольное затворничество на 20 лет, объяснив этот поступок тем, что "художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. а как только голос спадет – надо уходить, не показываться…".

Он продолжал работать, экспериментировать, писать, но не показывал свои картины никому, кроме близкого круга друзей. Куинджи посвятил себя педагогике, став профессором Академии художеств и воспитав целую плеяду известнейших художников (Рерих, Богаевский, Рылов).

"Вечер на Украине" (1878).
"Вечер на Украине" (1878).

Разгадка феномена Куинджи не в одном секретном ингредиенте, а в уникальном синтезе: дар видеть свет как никто другой, смелость нарушать академические каноны, одержимость техническими экспериментами и глубокая, почти языческая связь с мощью и красотой природной стихии. Он не писал красками – он творил светом, и этот свет продолжает завораживать и сегодня...

"Море. Крым" (1898—1908)
"Море. Крым" (1898—1908)

Спасибо, что дочитали до конца! ✅ А вам нравится творчество Куинджи?

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: