В молодости Адольф Гитлер мечтал стать художником - об этом он и сам писал в "Майн кампф". Эту страницу биографии диктатора красочно описывали биографы, и многочисленные исследователи жизни Гитлера.
Одержимость Адольфа Гитлера искусством началась еще в детстве, что послужило усилением напряженности в отношениях между ним и его отцом, который хотел, чтоб сын строил таможенную карьеру. Сам фюрер был высокого мнения о своем таланте, однако профессионалы считают его картины крайне неудачными.
После окончания народной сельской школы 11-летнего Адольфа отдали в школу в городе Линце. Смена школы пришлась ребенку не по нраву, и с этого времени он начал изучать только то, что ему нравилось — историю, географию и рисование.
В результате — остался на второй год в первом классе. В 13-летнем возрасте, после смерти отца он переехал в школьное общежитие. В 1904 году со второго раза сдал экзамены за третий класс, обещая, что в четвёртый класс пойдёт в другую школу...
Уже в раннем возрасте школьные учителя замечали у Гитлера ярко выраженные психопатические черты и неуравновешенность характера. Под давлением матери он с трудом закончил обучение в четвертом классе. До начала 1907 года (по причине заболевания легких) он жил в деревне, ничем не занимаясь...
В возрасте 18 лет Гитлер поехал в Вену, чтобы сдать вступительный экзамен в Венскую академию изобразительных искусств, однако не прошёл во второй тур. После экзаменов он сумел добиться встречи с ректором, от которого получил совет заняться архитектурой: рисунки Гитлера свидетельствовали о его способностях.
В 1908 году, после смерти матери, Гитлер сделал повторную попытку поступить в художественную академию, но провалился в первом туре. Тогда он устроился на работу как "академический художник", а с 1909 года и как писатель.
До середины 1910 года Гитлер рисовал картины малого формата (копии с почтовых открыток и старых гравюр, изображающие исторические здания Вены), которые поначалу успешно продавал Рейнгольд Ганиш – сосед по съемной квартире.
В 1913 году, уклоняясь от службы в австрийской армии, Гитлер в возрасте 24 лет переехал из Вены в Мюнхен, где работал художником. С началом Первой мировой войны он добился разрешения служить в Баварской армии и воевал до ее окончания. Он взял с собой краски и в свободное время занимался живописью. Рисунки, написанные в окопах, резко контрастируют с гораздо более чувственными ранними работами. На акварелях преобладают разрушенные бомбардировками здания и военная техника.
Гитлер, будучи уверенным в своей гениальности как художник, нигде так и не учился живописи, хотя в течении всей своей жизни убеждал общественность в желании стать профессиональным художником. Кроме того, основу его творческого наследия составили копии картин. Зная эти факты, мы можем приступить к анализу его творчества.
Следует отметить, что картины Гитлера можно условно поделить на две части. Первая – это копии, сделанные им на довольно неплохом уровне. Вторая – собственное творчество. Ниже, в качестве примера приведу две работы с архитектурными изображениями. Первая - копия. Вторая – собственный сюжет. Обе картины выполнены одной рукой и приблизительно в одно и тоже время. Вот только композиция первой работы весьма удачно отображает архитектурное сооружение, а на второй мы с трудом можем рассмотреть изображенный объект. Если первая картина имеет законченный сюжет, то вторая с искаженной перспективой, незаконченностью линий и фрагментарностью сюжета, близка, скорее, к детскому рисунку.
Ниже — типичная гитлеровская работа "Внутренний двор старой резиденции в Мюнхене" 1914 года. Критики отмечали:
"Это пейзаж (любимый жанр новичков), причем архитектурный. Сделано все аккуратно, как по линеечке. Он кадрирован так, будто это не выбор автора, а перерисовка с почтовой открытки с видами города. Признаки неуверенности автора в своем мастерстве: отсутствие человеческих фигур, выбор акварельной техники, мало пустоты".
Еще одной характерной чертой творчества Гитлера является широкое разнообразие жанров и сюжетов. Архитектура, пейзаж, море, цветы… Разнообразная местность, различный ландшафт, леса, озера и это при том, что свидетельств выездов на пленэр ни сам Гитлер, ни его окружение не оставили! А это ведь важнейшая часть в творчестве любого художника.
Как же можно воссоздать пейзаж, не выехав на природу, не сделав этюдов? Только в одном случае – копировать готовое. Ниже приведенные картины скорее напоминают отчаянные детские попытки, нежели осмысленные работы 25-летнего художника с претензией на гениальность.
Кроме того, фюрер принимал далеко не все направления в искусстве, ему был близок академизм, романтизм, реализм, "старые" мастера, прочие же течения он отрицал. В собственном творчестве Гитлера прослеживаются романтические настроения - композиция выверена, но порой банальна. В век зарождения, развития и расцвета авангардных направлений во всех видах искусств, романтические начинания Гитлера были обречены.
Очевидно, что Адольф Гитлер обладал некоторыми художественными способностями, однако не владел навыками художника и не имел необходимого мастерства. Природная одаренность позволяла неплохо копировать чужие работы, но собственного воображения было недостаточно для создания большего, нежели примитивно рисунка.
По мнению исследователей и устроителей аукционов, картины являются посредственностью, не представляющей художественной ценности. Профессиональные критики также не выражали восторга творческим наследием Гитлера. Успех же на аукционах объясняется только одним – именем, что являлось главным для покупателей.
Спасибо, что дочитали до конца!
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: