Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

"Воз сена": что скрывает мистическая картина Босха о похоти и алчности?

"Воз сена" — триптих нидерландского художника Иеронима Босха - одного из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Жанр, в котором работал мастер, можно назвать "визуальной проповедью" - Босх активно обличал смертные грехи, грозил адским пеклом и цитировал на своих картинах библейские притчи и изречения...

На этом триптихе в центре внимания алчность и сластолюбие — главные пороки эпохи по мнению художника и его богобоязненных современников. Падение Босх объяснял происками нечистой силы: слабый духом человек не сможет устоять перед ее соблазнами.

Иероним Босх.
Иероним Босх.

Внешние створки триптиха олицетворяют картину, которую легко можно было увидеть в Голландии в той эпохи. Тогда по Европе бродило множество странников - они питались подаянием и молились за людей, оказавшим им помощь. Некоторые из них давали обет посетить какую-либо святыню, и брели к цели своего назначения в надежде искупить грехи. Другие странники не имели своего дома и попросту бродяжничали...

Но человек на внешних створках триптиха не похож на обычного оборванца — у него слишком благообразное лицо, да и взгляд полон мудрости и проницательности. Считается, что это автопортрет самого художника. Жизнь по мнению Босха — это длинный путь, сулящий множество опасностей и греховных соблазнов и только истинно верующий человек может пройти его до конца...

-3

Разбойники на заднем плане олицетворяют Алчность - они привязали прохожего к дереву и обокрали. Любострастие олицетворяют крестьяне - вместо того чтобы трудиться, они танцуют под волынку (инструмент, символизирующий похоть). Путник не обращает на них внимания, но не смотрит он и на Бога...

-4

Интересны и внутренние створки, которые носят название "Изгнание из рая", "Воз сена" и "Ад". Босх, следуя традициям средневековой живописи, совместил в левой створке три временных плана - мы видим три главных эпизода из жизни первых людей.

Художник показывает, как Бог создал из ребра спящего Адама Еву, как змей искуситель соблазнил её отведать яблоко с древа познания и как ангел изгнал Адама и Еву из Рая. Босх изобразил искусителя с лицом Евы по средневековой традиции, известной как минимум с XII века: еще богослов Петр Коместор писал, что змей стал похожим на первую женщину, чтобы втереться к ней в доверие.

-5

Наверху мы видим как ангелы, возгордившись, восстали против Бога и потому были превращены архангелом Михаилом в мерзких насекомых. Во время последней битвы ангелы напоминают самих себя, но по мере падения всё больше походят на необычных жуков.

-6

Центральная часть триптиха иллюстрирует представление художника о существующем порядке вещей в реальном мире (разумеется, в аллегорической форме). Место створки неслучайно (между адом и раем) - ведь только от человека зависит попадёт он в рай или в ад.

Но почему у створки такое странное название — "Воз сена?". Всё дело в известной нидерландской пословице: "Мир напоминает воз сена, где каждый пытается урвать клок побольше и не думает о других".

-7

По легенде Бог сложил все земные блага в одну кучу и предложил разделить их поровну. Но люди, жадные по своей природе, бросились забирать блага только себе. Присмотритесь - герои картины готовы на любые преступления — один человек попал под колёса, другому, после жестокой драки на кинжалах, победитель пытался вспороть горло.

-8

Художник считал, что именно алчность является основой всех пороков, ведь. ей подвластны абсолютно все люди вне зависимости от богатства и социального положения. На картине представлены все слои населения — крестьяне, ремесленники, солдаты, монахи. Лишь император, аристократы и папа римский, которые следуют позади повозки, не принимают участия в общей драке (потому, что они и так богаты и властны).

Художник изобразил папу римского рядом с представителями светской власти, указывая, что церковь слишком озабочена в первую очередь мирскими делами. Негативный образ клира особенно примечателен тем, что триптих был создан в 1515 году, за два года до начала Реформации.

-9

На стоге сена Босх изобразил влюблённых, которым нет дела до мелкой земной суеты. Сластолюбие во времена художника называли "музыкой плоти". Лютня в руках мужчины в богатых одеждах, сидящего с возлюбленной между ангелом и демоном, указывает на то, что эта пара выбрала грех, а не благочестие.

-10

Данная иконография напоминает специфические городские шествия, имевшие место в нидерландских городах XV–XVI вв. Более поздние свидетельства рассказывают о том, как в августе 1563 года по улицам Антверпена прошла необычная процессия, представляющая собой аллегорически-моралистический спектакль. Одним из центральных образов шествия была повозка, за которой шли люди различных сословий, искушаемые сеном – метафорой богатства.

-11

Толпа объединяет "земную" панель с правой створкой триптиха - процессия переходит из мира живых в ад. Таким образом художник подчеркивает, что неизбежное наказание ближе, чем кажется. Ад изображен на правой створке триптиха. В отблесках багрового пламени на высоких башнях сидят ведьмы, а черти занимаются своими прямыми обязанностями — мучают грешников.

-12

Босх заполняет пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных построек, заставляющими вспомнить о Вавилоне — христианской квинтэссенции бесовского города, традиционно противопоставлявшегося "Граду небесному Иерусалиму". Так художник подчеркивает, что неизбежное наказание ближе, чем кажется...

-13

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: