"Воз сена" — триптих нидерландского художника Иеронима Босха - одного из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Жанр, в котором работал мастер, можно назвать "визуальной проповедью" - Босх активно обличал смертные грехи, грозил адским пеклом и цитировал на своих картинах библейские притчи и изречения...
На этом триптихе в центре внимания алчность и сластолюбие — главные пороки эпохи по мнению художника и его богобоязненных современников. Падение Босх объяснял происками нечистой силы: слабый духом человек не сможет устоять перед ее соблазнами.
Внешние створки триптиха олицетворяют картину, которую легко можно было увидеть в Голландии в той эпохи. Тогда по Европе бродило множество странников - они питались подаянием и молились за людей, оказавшим им помощь. Некоторые из них давали обет посетить какую-либо святыню, и брели к цели своего назначения в надежде искупить грехи. Другие странники не имели своего дома и попросту бродяжничали...
Но человек на внешних створках триптиха не похож на обычного оборванца — у него слишком благообразное лицо, да и взгляд полон мудрости и проницательности. Считается, что это автопортрет самого художника. Жизнь по мнению Босха — это длинный путь, сулящий множество опасностей и греховных соблазнов и только истинно верующий человек может пройти его до конца...
Разбойники на заднем плане олицетворяют Алчность - они привязали прохожего к дереву и обокрали. Любострастие олицетворяют крестьяне - вместо того чтобы трудиться, они танцуют под волынку (инструмент, символизирующий похоть). Путник не обращает на них внимания, но не смотрит он и на Бога...
Интересны и внутренние створки, которые носят название "Изгнание из рая", "Воз сена" и "Ад". Босх, следуя традициям средневековой живописи, совместил в левой створке три временных плана - мы видим три главных эпизода из жизни первых людей.
Художник показывает, как Бог создал из ребра спящего Адама Еву, как змей искуситель соблазнил её отведать яблоко с древа познания и как ангел изгнал Адама и Еву из Рая. Босх изобразил искусителя с лицом Евы по средневековой традиции, известной как минимум с XII века: еще богослов Петр Коместор писал, что змей стал похожим на первую женщину, чтобы втереться к ней в доверие.
Наверху мы видим как ангелы, возгордившись, восстали против Бога и потому были превращены архангелом Михаилом в мерзких насекомых. Во время последней битвы ангелы напоминают самих себя, но по мере падения всё больше походят на необычных жуков.
Центральная часть триптиха иллюстрирует представление художника о существующем порядке вещей в реальном мире (разумеется, в аллегорической форме). Место створки неслучайно (между адом и раем) - ведь только от человека зависит попадёт он в рай или в ад.
Но почему у створки такое странное название — "Воз сена?". Всё дело в известной нидерландской пословице: "Мир напоминает воз сена, где каждый пытается урвать клок побольше и не думает о других".
По легенде Бог сложил все земные блага в одну кучу и предложил разделить их поровну. Но люди, жадные по своей природе, бросились забирать блага только себе. Присмотритесь - герои картины готовы на любые преступления — один человек попал под колёса, другому, после жестокой драки на кинжалах, победитель пытался вспороть горло.
Художник считал, что именно алчность является основой всех пороков, ведь. ей подвластны абсолютно все люди вне зависимости от богатства и социального положения. На картине представлены все слои населения — крестьяне, ремесленники, солдаты, монахи. Лишь император, аристократы и папа римский, которые следуют позади повозки, не принимают участия в общей драке (потому, что они и так богаты и властны).
Художник изобразил папу римского рядом с представителями светской власти, указывая, что церковь слишком озабочена в первую очередь мирскими делами. Негативный образ клира особенно примечателен тем, что триптих был создан в 1515 году, за два года до начала Реформации.
На стоге сена Босх изобразил влюблённых, которым нет дела до мелкой земной суеты. Сластолюбие во времена художника называли "музыкой плоти". Лютня в руках мужчины в богатых одеждах, сидящего с возлюбленной между ангелом и демоном, указывает на то, что эта пара выбрала грех, а не благочестие.
Данная иконография напоминает специфические городские шествия, имевшие место в нидерландских городах XV–XVI вв. Более поздние свидетельства рассказывают о том, как в августе 1563 года по улицам Антверпена прошла необычная процессия, представляющая собой аллегорически-моралистический спектакль. Одним из центральных образов шествия была повозка, за которой шли люди различных сословий, искушаемые сеном – метафорой богатства.
Толпа объединяет "земную" панель с правой створкой триптиха - процессия переходит из мира живых в ад. Таким образом художник подчеркивает, что неизбежное наказание ближе, чем кажется. Ад изображен на правой створке триптиха. В отблесках багрового пламени на высоких башнях сидят ведьмы, а черти занимаются своими прямыми обязанностями — мучают грешников.
Босх заполняет пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных построек, заставляющими вспомнить о Вавилоне — христианской квинтэссенции бесовского города, традиционно противопоставлявшегося "Граду небесному Иерусалиму". Так художник подчеркивает, что неизбежное наказание ближе, чем кажется...
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: