Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Что скрывает эта загадочная картина Ганса Гольбейна Младшего?

В лондонской Национальной галерее есть картина, которая вот уже почти 500 лет заставляет зрителей останавливаться в недоумении, искусствоведов — строить смелые гипотезы, а любителей тайн — искать скрытые смыслы. Это "Послы" Ганса Гольбейна Младшего.

На первый взгляд, это обыкновенный двойной портрет эпохи Возрождения. Но при ближайшем рассмотрении он оказывается сложным ребусом, наполненным символами и даже предупреждениями...

Чтобы понять замысел художника, нужно перенестись в Англию начала XVI века. Это время религиозной и политической нестабильности. Король Генрих VIII бросает вызов Папе Римскому, чтобы аннулировать брак с Екатериной Арагонской и жениться на Анне Болейн. Англия стоит на пороге Реформации и разрыва с Католической церковью...

Генрих VIII и Анна Болейн.
Генрих VIII и Анна Болейн.

Именно в этот напряженный момент Гольбейн, уже ставший модным портретистом при английском дворе, пишет двойной портрет двух французских дипломатов. Слева — Жан де Дентевиль, 29-летний посол Франции в Англии, светский щеголь и меценат. Справа — Жорж де Сельв, 25-летний епископ, ученый-интеллектуал, неоднократно бывавший с дипломатическими миссиями в Риме.

Их визит в Лондон был попыткой укрепить союз между Францией и Англией и, возможно, смягчить последствия назревающего религиозного раскола. Картина стала своего рода памятником их дружбе и интеллектуальным амбициям. Два молодых, уверенных в себе человека стоят по бокам от двухъярусного стола, заваленного предметами, которые олицетворяют их знания и интересы. Это не просто антураж, а тщательно продуманная символическая программа, разделенная на сферы небесного и земного.

-3

На верхней полке — инструменты, связанные с астрономией и измерением небесного времени: небесный глобус, солнечные часы, квадрант и торкетум (сложные астрономические приборы).

На нижней полке — атрибуты земных знаний, музыки и географии. Например, земной глобус (на котором можно разглядеть маршрут путешествий де Дентевиля и родной город де Сельва). Каждый предмет говорит о широте кругозора героев, о духе Ренессанса с его жаждой познания мира. Но почему же картина пронизана чувством тревоги?

-4

Все дело в бросающим вызов элементе картины — это странный, растянутый предмет на полу между фигурами послов. При взгляде спереди он кажется бесформенным пятном, абстракцией. Однако стоит подойти к картине справа и взглянуть под острым углом — и загадочный объект преображается в... череп.

Этот художественный прием называется анаморфоз — намеренное искажение изображения, которое принимает правильную форму только при взгляде под определенным углом. Для XVI века это было верхом технической виртуозности. Но зачем Гольбейну понадобилось так прятать самый главный символ?

-5

Искусствовед Кеннет Кларк называл этот череп "визуальной бомбой, заложенной в спокойный интерьер". Это memento mori ("помни о смерти") — напоминание о бренности всего сущего. Какими бы могущественными, богатыми и образованными ни были эти люди, их ждет один конец. Это призыв задуматься о вечном, а не о мирском.

Но есть и более сложные трактовки. Некоторые исследователи считают, что положение черепа и его искажение могут быть связаны с определенной точкой обзора, возможно, с лестницы, ведущей в зал, где изначально висела картина. Таким образом, зритель, входящий в комнату, внезапно сталкивался с этим символом смерти.

-6

Но череп — не единственный скрытый знак на полотне. Лютня с лопнувшей струной — символ раздора и дисгармонии. В эпоху, когда Европа раскалывалась на католиков и протестантов, этот образ был особенно красноречив. Он намекал на религиозный раскол, который дипломаты пытались, но так и не смогли предотвратить.

-7

Скрытое Распятие в левом верхнем углу едва различимо за зеленой шторой. Его можно разглядеть лишь при очень внимательном рассмотрении. Этот образ трактуют как напоминание о том, что спасение и примирение (которое олицетворяет Христос) хоть и присутствуют, но отодвинуты на задний план, так как скрыты политическими интригами.

-8

Дата на книге — возраст де Сельва. Книга, на которой он опирается, — псалтырь, открытый на странице с его собственным переводом гимна и девизом Мартина Лютера "Господи, открой мне очи мои". Рядом указана дата — 1533 год и возраст епископа — 25 лет. Это тонкий намек на его связи с реформационными идеями, которые в то время были опасной темой. А на ножнах кинжала, который держит Жан, на латыни написано, что он находится на 29-м году жизни.

-9

Таким образом, "Послы" Гольбейна — это не просто двойной портрет, а философский трактат в красках, зашифрованное послание о тщетности земных достижений перед лицом вечности, о хрупкости мира и неизбежности смерти. Гольбейн не осуждает своих героев, а, скорее, с грустью констатирует: вся их наука, богатство и власть бессильны перед лицом высших сил.

-10

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: