При обсессивно-компульсивном расстройстве человека преследуют навязчивые, тревожные мысли, которые он безуспешно пытается заглушить навязчивыми действиями. Эти мысли приходят как будто ниоткуда, либо могут возникать в ответ на определенные стимулы. Их содержание проживается как невыносимое, человек испытывает неотвратимый порыв прогнать, уничтожить их.
Навязчивые мысли могут быть следующего содержания:
- Вам или вашим близким грозит неминуемая опасность, вплоть до смертельной угрозы. Предотвратить или отодвинуть ее можно только совершив определенные действия.
- Окружающая среда полна опасных вирусов и микробов, если не предпринять меры, то заражение неизбежно.
- Вы допустите ошибку, которая приведет к ужасным последствиям. Важно любой ценой этого не допустить.
- Вы причините вред своим близким или посторонним людям своими "неправильными" действиями или бездействием. В отдельных случаях этот ущерб может быть не совместим с жизнью.
- Вам нужно расставить или сложить вещи определенным образом, ибо нарушение этого ритуала грозит крайне неприятными последствиями.
- Вы сделаете или скажете что-то неуместное и непростительное, за что общество вас обязательно отвергнет и пути назад не будет.
Навязчивые мысли складываются в целые сюжеты фильмов ужасов и фильмов катастроф. Они посягают на самые значимые и уязвимые сферы жизни человека, защитить которые нужно любой ценой. Страх за собственную жизнь и жизнь своих близких, благополучие и доброе имя побуждает отчаянно бороться. Только эта борьба больше похожа на борьбу с ветряными мельницами. Человек строит бесконечные линии обороны там, где ему ничего или почти ничего не угрожает.
Жизнь человека с ОКР напоминает злоключения героев знаменитой серии фильмов "Пункт назначения". Однако есть серьезное отличие. В кино со случайно выжившими в катастрофе людьми, действительно случаются страшные вещи и они гибнут один за другим. Им действительно угрожает нечто ужасное. Их чувства, мысли и действия соответствуют той реальности, к которой они оказались. ОКР же тиранит человека в обыденной жизни и смерть не идет за ним по пятам. Он может осознавать иррациональность своих страхов, но они от этого не становятся менее убедительными.
С иррациональными вещами невозможно справиться рациональными методами. На "помощь" человеку с ОКР приходят целые комплексы навязчивых действий и ритуалов. Конечно они не дают стопроцентной гарантии на жизнь и благополучие, но на некоторое время позволяют снизить уровень тревоги и вернуться к повседневным делам. Как и от навязчивых мыслей, от них не получается избавиться путем волевого усилия. Любой шаг в сторону сопровождается мощным приступом тревоги, который заставляет человека вернуться к привычному пути.
Навязчивые действия могут представлять из себя:
- Постоянную проверку всего на свете. Выбор объекта проверки зависит от характера страха. Если человек боится грабителей, то будет проверять заперты ли входные двери, если пожаров, то будет проверять в каком состоянии электроприборы, отключены ли они. Страх дорожных происшествий заставит его бесконечно проверять состояние авто и т.д.
- Ритуалы чистоты - многократное мытье рук, уборка, мытье предметов. Эти действия часто возникают в ответ на страх отравиться, заразиться и т.д. Может фигурировать страх морального загрязнения, тогда человек пытается очиститься от непристойных чувств и мыслей.
- Чрезмерная дотошность на работе. Это один из частых ответов на страх совершить ошибку и столкнуться с ее последствиями. Человек часами или даже целыми днями перепроверяет уже сделанные дела, в ущерб своему личному времени и эффективности. В его представлении ошибка является чем-то не допустимым, что приведет к не контролируемым не преодолимым событиям, с которыми он конечно не справится.
- Навязчивый поиск утешения у окружающих. На первый взгляд вполне логичный и безобидный ритуал. Очень многие люди в сложных жизненных ситуациях устремляются к своим близкими, посоветоваться, поплакаться в жилетку. Навязчивость здесь выдает ненасытность поиска утешения. Человека с ОКР утешить невозможно, новые поводы для беспокойства будут вырастать как грибы после дождя.
- Мыслительные ритуалы - "волшебное" повторение в уме определенных слов или фраз, призванных отвести беду.
ОКР требует неукоснительного подчинения этим импульсам. В случае отказа запускается интенсивная и невыносимая тревога, которая все равно не позволит вернуться к привычным делам. Человек не всегда ощущает связь навязчивых действий с навязчивыми мыслями. В собственной субъективной реальности он выполняет ритуалы не для того чтобы заглушить мысли, а для того чтобы предотвратить реальную беду. И не ритуалы это вовсе, а программа минимум для безопасной жизни, отказаться от которой крайне глупо и неосмотрительно. О существовании подводных камней своего изнурительного и неэффективного поведения, он чаще всего узнает только на психотерапии.
Откуда берется ОКР
Чаще всего ОКР развивается в период поздней юности и ранней взрослости. В течении жизни симптомы могут усиливаться или ослабевать. Формированию ОКР может способствовать генетическая предрасположенность, но не она одна. Часто жертвами ОКР становятся дети родителей склонных к перфекционизму, уделяющих много внимания вопросам ответственности. К возникновению ОКР может вести убеждение ребенка в том, что он нанес кому-то вред своими мыслями. Ведь если мысли могут привести к таким тяжелым последствиям, то их нужно контролировать.
Истоки ОКР можно обнаружить в истории эволюции человека. В далеком прошлом способность распознавать возможные угрозы спасала жизни. Да и сейчас мытье рук снижает вероятность заражения, внимательная проверка помогает избежать ошибок, накопления спасают в трудные времена. Проблема только в том, что у человека с ОКР эта способность развита очень сильно. Страдания от нее затмевают все возможные выгоды.
Искаженное восприятие мыслей
ОКР заставляет воспринимать собственные мысли особым образом:
- Человек с ОКР считает свои мысли плохими и постыдными. Он полагает, что "нормальным" людям ничего подобного в голову прийти не может. Он не думает о том, что порой всем в голову приходят странные мысли. Это неконтролируемый процесс и он не делает человека "плохим" или "хорошим". Мысли - это просто мысли.
- Человек с ОКР уверен, что его мысли опасны. Если он никак не может контролировать пугающие образы, значит они предвещают реальную катастрофу. Чем больше плохих мыслей, тем выше вероятность страшных последствий. Это побуждает его искать идеальное решение, способное защитить на все 100%. На самом деле мысли и фантазии ничего не говорят о будущем, мысли не могут менять реальность (слияние мыслей и действий) и идеальных решений не существует.
- Человек с ОКР полагает, что он сможет контролировать свои мысли, поскольку позволить им свободно течь опасно. Это очень малоэффективно, чем сильнее мы подавляет те или иные мысли, тем более настойчиво они возвращаются. Попытки контролировать и нейтрализовать мысли запускают навязчивое поведение и ритуалы.
- Человек с ОКР несет повышенную ответственность за свои мысли, как будто они могут причинить кому-то вред. На самом деле мы можем в полной мере нести ответственность только за собственное поведение. Мысли могут возникать вне нашего контроля. Кроме того, человек с ОКР стремится к полной определенности, даже если вероятность неблагоприятного исхода крайне мала, он не успокоится. Любая неопределенность подразумевает неспособность контролировать ситуацию.
Статья подготовлена с помощью материалов книги Роберта Лихи "Свобода от тревоги справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой".
Автор: Никнютьева Ирина Викторовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru