Над производством советского самолета ЯК-42 работала команда специалистов. Создатели возлагали на новую модель большие надежды. Однако стать непревзойденным летательным аппаратом ЯК-42 не смог. После апробации модели производство было остановлено. Почему конструкторское бюро приняло такое решение?
1. ЯК-40 – предшественник модели ЯК-42
ЯК-40 был собран в 1966 году. Этот летательный аппарат от аналогичных моделей, выпущенных в массовое производство, отличался малым весом, маневренностью и высокой производительностью. Простота конструкции, рациональность работы двигателя, неприхотливость гражданского самолета позволяли ему успешно взлетать и приземляться не только на просторных площадках, но и на малой площади российских и зарубежных аэропортов.
Двигатель позволял ЯК-40 развивать скорость, на которую другие советские поршневые самолеты были неспособны. По другим техническим параметрам новая модель при тестовых испытаниях получила максимальные оценки.
Создатели полагали, что ЯК-40 станет достойной заменой устаревших моделей ИЛ-18 и ТУ-134. Однако по размеру новый самолет был меньше, чем проверенные покорители неба. Кроме того, во время полета позади себя ЯК-40 оставлял коптящий черный шлейф.
Разработчики модели приняли решение о модернизации самолета.
2. История создания ЯК-42
Разработка обновленной модели самолета ЯК-40 началась в 1972 году. ЯК-42 в размерах существенно превосходит модель ЯК-40 – теперь в нем помещалось не 64, а 114 пассажиров. Возросшая вместимость уже не позволяла ставить на самолет двигатель Д-30, и нужен был более мощный мотор.
На ЯК-42 поставили двигатель Д-36, что позволило сократить расход топлива. Но его мощности не хватало для стабильного полета, поэтому пришлось ставить на новую модель три таких двигателя. Чтобы сбалансировать возросшую тягу, количество посадочных мест в лайнере увеличили до 120.
Однако разместить такое количество кресел в самолете было проблематично. Разработчики опасались, что слишком большая длина самолета снизит его маневренность. Такой летательный аппарат не сможет безопасно двигаться по взлетным и посадочным полосам небольших аэропортов. В итоге разработчикам удалось эргономично и рационально расположить кресла в самолете, увеличив длину летательного аппарата до 36,4 м.
От использования реверсионных механизмов разработчики модели отказались, на самолет установили тормозную систему колесного типа и прямые крылья. Конструкция новой модели получилась облегченной и технически простой, что обеспечило ЯК-42 отличные аэродинамические характеристики. В кабинет самолета располагались кресла для двух пилотов и место для бортового менеджера.
3. Первый полет
Первый полет ЯК-42 состоялся в 1975 году. Тут же обнаружились существенные проблемы: прямое крыло не позволяло летательному аппарату развивать большую скорость. ЯК-42 по скорости сильно отставал от других гражданских самолетов.
Максимальная скорость самолета была 690 км/час, поэтому использовать его для межрегионального сообщения была нерационально. Кроме того, для преодоления больших расстояний самолету не хватало топлива.
После тестового полета в изначальную конструкцию внесли следующие изменения:
- поставили стреловидные крылья;
- установили подкрылки;
- изменили форму края крыла;
- увеличили объем топливных баков;
- поставили на самолет шестиколесные тележки.
Модернизация позволила повысить технические характеристики самолета. Было принято решение представить его публике.
4. Фиаско
В 1977 году ЯК-42 отправился во Францию на публичный смотр. Однако во время полета на международную премьеру контроль пилота над управлением самолетом был потерян. ЯК-42 упал. Неисправный лайнер оперативно заменили другим. Публичная презентация состоялась.
Выяснение причин выхода двигателя из строя заняло много времени. Сертификат, позволяющий использовать ЯК-42 для пассажирских перевозок, разработчикам удалось получить только в 1980 году. Сразу же после этого началось серийное производство новой модели.
Однако в 1982 году ЯК-42, летевший из Ленинграда в Киев, разбился, погибло 124 человека. В ходе следствия было установлено, что крушение лайнера произошло из-за выхода из строя системы стабилизации летательного аппарата. Также обнаружилось, что неисправность возникла из-за ошибок в проектировании механизма. После этого ни один ЯК-42 в небо уже не поднимался.
Изменив конструкцию двигателя и существенно снизив общую массу летательного аппарата, разработчики ЯК-42 создали его улучшенный аналог – ЯК-42Д. Так как тестовые испытания новой модели прошли успешно, она быстро была запущена в серийное производство. Такие самолеты успешно стали эксплуатировать не только в России, но и в Китае.
Казалось, у обновленной модели ЯК-42 большое будущее, но из-за глобального экономического кризиса востребованность модели упала. Создатели пытались модернизировать лайнер, но качественно изменить принцип его работы и повысить производительность не получалось.
К концу 20 века у завода не осталось средств и ресурсов для научно-исследовательской деятельности, так как штучный выпуск летательных машин не приносил компании стабильного дохода.
В 2003 году разработчики собрали последнюю версию ЯК-42Д. Она напоминала корпоративный джет. Но и в этом новом варианте сборки ЯК-42Д не обошлось без трагедии: в 2011 году самолет, на борту которого были члены команды «Локомотив», разбился под Ярославлем.
Разработчики оставили попытки устранить ошибки в механике, так как к 2010 году появились более мощные самолеты, при сборке которых использовались новейшие технологии и импортные детали.
Интересно также узнать про 7 самых интересных проектов на базе Boeing.
Источник: https://novate.ru/blogs/090825/74163/