Найти в Дзене
МГЮА

Правда ли, что размер утилизационного сбра вырастет до 10 млн рублей?

Оглавление

С 1 ноября 2025 года в России планируется реформа утилизационного сбора, подготовленная Минпромторгом. Что содержит в себе законопроект, какова вероятность его введения и с чем законодатель связывает необходимость такого нововведения, разберем в этой статье.

Что такое утилизационный сбор и зачем он нужен?

Утилизационный сбор - это платёж, который обязаны уплатить все производители, импортёры и покупатели транспортных средств. Он покрывает расходы на переработку техники после окончания цикла её эксплуатации. Этим платежом облагаются как легковой, так и грузовой транспорт, а также специализированная техника.

Идея и польза в том, что такой сбор позволит финансировать безопасную утилизацию машин с минимальным ущербом для экологии.

Какая ситуация сейчас?

Согласно действующим правилам, для импортеров-физлиц установлены льготные ставки:

  • 3,4 тыс. рублей на новую машину
  • 5,2 тыс. рублей на модель старше трех лет

Они действуют в отношении автомобилей с мотором не более трех литров при условии, что в течение года физлицо ввозит на свое имя не более одного автомобиля, который в течение последующих 12 месяцев остается в его собственности. Если не выполнено хотя бы одно из этих условий, утильсбор уплачивается по значительно более высоким ставкам — как для юрлиц.

Автолюбители опасаются, что платёж для транспортных средств мощностью свыше 160 лошадиных сил поднимут до уровня коммерческой ставки, которой облагаются юрлица-импортёры - она составляет почти 670 тысяч рублей — то есть произойдёт скачок в 200 раз. К примеру, в июле самой популярной импортной моделью был кроссовер Geely Monjaro, оснащаемый двухлитровым мотором мощностью 238 л.с. Сейчас при ввозе для личного пользования импортер-«физик» платит утильсбор в размере 3,4 тыс. рублей для новой машины и 5,2 тыс. рублей за машину старше трех лет.

По новым правилам уже с 1 ноября размер этого сбора на новый Geely Monjaro составит 952 тыс. рублей, с 1 января 2026 года — 1,142 млн рублей, а к 2030 году составит уже 1,673 млн рублей. Таком образом, по сравнению с нынешним уровнем ставки утильсбора для «физиков» на эту или близкую по техническим характеристикам модель вырастут в 280, 335 и 492 раза соответственно.

Для чего необходимы нововведения?

Минпромторг объясняет изменения необходимостью «устранить дисбаланс» и защитить российский автопром. Льготный порядок признан «устаревшим», а сама реформа фактически направлена на:
- борьбу с «серым» импортом - схемами ввоза подержанных автомобилей из-за рубежа,
- поддержку отечественных производителей,
- снижение доли мощных иномарок на рынке.

Таким образом, новые правила не только увеличат доходы бюджета, но и изменят структуру рынка.

Как это отразится на обществе?

  1. Значительный рост цен. Ввоз подержанных иномарок мощностью более 160 л.с. станет экономически невыгодным, так как их конечная стоимость превысит цены на новые автомобили в России.
  2. Сокращение предложения. Реформа фактически положит конец «серому» импорту популярных моделей из Европы, Японии и Кореи, лишив покупателей этого канала покупки.
  3. Рост стоимости на внутреннем рынке. Уменьшение количества ввозимых машин приведет к дефициту и, как следствие, к удорожанию уже находящихся в стране подержанных автомобилей.
  4. Смена потребительских предпочтений. Спрос сместится в сторону более доступных категорий: малолитражных автомобилей (до 160 л.с.) и моделей российской сборки.

Подытожим

Стоит помнить, что это лишь законопроект, который находится на рассмотрении. Действительно ли он будет введен и настолько изменит ставки - точно сказать невозможно, все зависит от законодателя.