С 1 ноября 2025 года в России планируется реформа утилизационного сбора, подготовленная Минпромторгом. Что содержит в себе законопроект, какова вероятность его введения и с чем законодатель связывает необходимость такого нововведения, разберем в этой статье.
Что такое утилизационный сбор и зачем он нужен?
Утилизационный сбор - это платёж, который обязаны уплатить все производители, импортёры и покупатели транспортных средств. Он покрывает расходы на переработку техники после окончания цикла её эксплуатации. Этим платежом облагаются как легковой, так и грузовой транспорт, а также специализированная техника.
Идея и польза в том, что такой сбор позволит финансировать безопасную утилизацию машин с минимальным ущербом для экологии.
Какая ситуация сейчас?
Согласно действующим правилам, для импортеров-физлиц установлены льготные ставки:
- 3,4 тыс. рублей на новую машину
- 5,2 тыс. рублей на модель старше трех лет
Они действуют в отношении автомобилей с мотором не более трех литров при условии, что в течение года физлицо ввозит на свое имя не более одного автомобиля, который в течение последующих 12 месяцев остается в его собственности. Если не выполнено хотя бы одно из этих условий, утильсбор уплачивается по значительно более высоким ставкам — как для юрлиц.
Автолюбители опасаются, что платёж для транспортных средств мощностью свыше 160 лошадиных сил поднимут до уровня коммерческой ставки, которой облагаются юрлица-импортёры - она составляет почти 670 тысяч рублей — то есть произойдёт скачок в 200 раз. К примеру, в июле самой популярной импортной моделью был кроссовер Geely Monjaro, оснащаемый двухлитровым мотором мощностью 238 л.с. Сейчас при ввозе для личного пользования импортер-«физик» платит утильсбор в размере 3,4 тыс. рублей для новой машины и 5,2 тыс. рублей за машину старше трех лет.
По новым правилам уже с 1 ноября размер этого сбора на новый Geely Monjaro составит 952 тыс. рублей, с 1 января 2026 года — 1,142 млн рублей, а к 2030 году составит уже 1,673 млн рублей. Таком образом, по сравнению с нынешним уровнем ставки утильсбора для «физиков» на эту или близкую по техническим характеристикам модель вырастут в 280, 335 и 492 раза соответственно.
Для чего необходимы нововведения?
Минпромторг объясняет изменения необходимостью «устранить дисбаланс» и защитить российский автопром. Льготный порядок признан «устаревшим», а сама реформа фактически направлена на:
- борьбу с «серым» импортом - схемами ввоза подержанных автомобилей из-за рубежа,
- поддержку отечественных производителей,
- снижение доли мощных иномарок на рынке.
Таким образом, новые правила не только увеличат доходы бюджета, но и изменят структуру рынка.
Как это отразится на обществе?
- Значительный рост цен. Ввоз подержанных иномарок мощностью более 160 л.с. станет экономически невыгодным, так как их конечная стоимость превысит цены на новые автомобили в России.
- Сокращение предложения. Реформа фактически положит конец «серому» импорту популярных моделей из Европы, Японии и Кореи, лишив покупателей этого канала покупки.
- Рост стоимости на внутреннем рынке. Уменьшение количества ввозимых машин приведет к дефициту и, как следствие, к удорожанию уже находящихся в стране подержанных автомобилей.
- Смена потребительских предпочтений. Спрос сместится в сторону более доступных категорий: малолитражных автомобилей (до 160 л.с.) и моделей российской сборки.
Подытожим
Стоит помнить, что это лишь законопроект, который находится на рассмотрении. Действительно ли он будет введен и настолько изменит ставки - точно сказать невозможно, все зависит от законодателя.