На арене советского цирка царил настоящий исполин — дагестанский великан Осман Абдурахманов. Этот человек-гора, рожденный в ауле Кикуни, сочетал в себе титаническую силу, доброту и невероятную скромность. Свой рост, достигавший, по разным данным, от 207 см до 237 см, и вес под 165 кг он унаследовал от матери, Ашат, которая сама была великаншей ростом 220 см. Примечательно, что отец исполина был на пол-метра ниже жены и сына.
Свою легендарную силу Осман ковал не в спортзалах, а за тяжелой работой: на каспийских рыбных промыслах, на строительстве Гергебильской ГЭС и на консервном заводе, где он впервые шокировал окружающих, удержав за бампер автомобиль.
Его судьбу изменил случай: помогая застрявшей в речке машине с учеными, он просто поднял ее и перенес на сухое место, как таракана. Пораженные чиновники пригласили гиганта на спартакиаду в Махачкалу, где он сразу установил несколько рекордов республики.
— Однажды, — вспоминал Абдурахманов, — это было ещё до войны, послали меня сдавать абрикосы на консервный завод. На одном очень узком участке дороги навстречу едет легковая машина. Как же разминуться? Повернуть ишаков и гнать их обратно мне не хотелось. Смотрю, остановилась и машина. Её пассажиры смотрят на меня, гадая, что же я предприму. Тогда крепко обнимаю одного ишака и поднимаю его на террасу, второго ишака ставлю туда же тем же манером.
Пассажиры (их было двое или трое солидных мужчин) вышли из машины, поздоровались со мной, познакомились. Они оказались хакимами республиканского масштаба. Узнав, откуда я, сообщили, что в ближайшее время в Махачкале состоится республиканская спартакиада народов Дагестана, и пригласили меня. На имя наших районных руководителей они написали письмо, чтобы они помогли мне. И вот я поехал на спартакиаду и по нескольким видам спорта занял первые места.
Его слава силача росла: победа на Спартакиаде народов Северного Кавказа, где он занял первое место в метании камня и получил ценнейший по тем временам приз — патефон с пластинками, личное напутствие и помощь Серго Орджоникидзе, переезд в Москву и звание чемпиона столицы по классической борьбе.
В Москве Осман устроился на работу — его приняли на завод «Серп и Молот». Что касается спорта, то он упорно тренировался в борьбе. Помогал ему в это тренер Катулин. Но Осман понимал, что настоящая сила требует не только мышц, но и ума. Чтобы подкрепить свой природный дар теорией, он окончил престижные курсы инструкторов спорта при Институте физкультуры СССР.
Этот шаг стал трамплином в цирковую карьеру. В 1938 году его приглашают в Тбилиси, и с тех пор триумфальное турне силача по стране не прекращалось.
Он был грозой борцовского круга: по некоторым сведениям, даже великий Иван Поддубный не смог положить его на лопатки, а коллекция из 15 чемпионских наград говорит сама за себя.
Но настоящий трепет у зрителей вызывали его коронные номера — силовые схватки с дикими животными. Осман демонстрировал невероятную мощь, усмиряя яростного быка в Испании, сокрушая напор бизона в Минске и одолевая упрямого верблюда в Душанбе. Эти выступления были настоящей битвой титанов.
Однако самый смертельный поединок ждал его в Киеве с голодным удавом по кличке Дракон. Дрессировщик предупредил: если змея обовьет тело в три витка — спасения нет.
Холодный и огромный удав сжал силача в смертельных объятиях. В какой-то момент, когда мир уже померк в глазах, Осман ради спасения жизни решился схватить удава под черепом и задушить. Но в последнее мгновение он вспомнил, что за «чудо-змею» государство заплатило огромные деньги, выкупив её в Африке. Ценой невероятного усилия воли он нашел сумел снять удава с себя обессилевшим, но невредимым. Но этот бой подорвал здоровье борца — после Абдурахманов нередко жаловался, что у него болят грудная клетка и сердце.
Победа над Драконом и собственным инстинктом выживания стала вершиной его легенды. При этом слава никогда не меняла его характер. Современники отмечали его обычное ласковое выражение лица и нежное сердце. Известен случай, когда он случайно сломал другу пальцы при рукопожатии. И с тех пор всегда бережно приветствовал людей, аккуратно накрывая их ладонь своей, как птенчика — чтобы не причинить вреда. Именно этот контраст — титаническая мощь и искренняя доброта — навсегда закрепили за Османом Абдурахмановым звание настоящего богатыря.
За свою карьеру Осман провел более тысячи поединков и выходил победителем из схваток с самыми грозными соперниками эпохи. Помимо легендарного Поддубного, в его списке побед числились такие титаны ковра, как Бурев и Пустынник. Он скрещивал руки с виртуозным техником Климентием Булем, легендарным силачом Орсо Ярчаком и будущим чемпионом мира Мазуром. В его железных объятиях оказывались хитроумный Ян Цыган (Куксенко) и могучий Ярков. Этот список великих соперников можно продолжать очень долго.
Но особенно памятной стала победа 1956 года над действующим чемпионом мира по вольной борьбе, 120-килограммовым гигантом Яунзе. Тот уже однажды уступал Абдурахманову и горел желанием взять реванш. Осман согласился на матч-реванш лишь при одном условии: чтобы бой состоялся в его родном ауле, на земле предков.
Мощь Османа заметили и кинематографисты. В 30-40-х годах его стали приглашать в кино на роли, где требовалась не игра, а настоящая богатырская стать. Зрители могли видеть его в культовых фильмах того времени: грозным моряком-великаном в «Острове сокровищ» (1937), атлетом на нижегородской ярмарке в «Детстве Горького» (1938) и могучим казаком в «Богдане Хмельницком» (1941).
Его кинематографическая визитная карточка — эпизод в «Острове сокровищ», где его персонаж, не моргнув глазом, хватает троих пиратов разом и швыряет их за борт, как мешки с картошкой. Эту сцену зрители запоминали навсегда.
Когда грянула Великая Отечественная война, Осман сменил цирковую арену на родной аул. Земляки, видевшие в нем не только силу, а прежде всего мудрость и честность, избрали его председателем колхоза. В эти тяжелые годы он вел за собой людей уже не силой мышц, а силой характера.
После войны он вернулся к цирковой деятельности, но постоянные разъезды и гастроли со временем измотали богатыря. И Осман решил осесть в своём селе. На пути к семейному счастью ему пришлось пройти через два неудачных брака, и лишь третий союз с гоцатлинской девушкой Патимат оказался крепким. Хотя своих детей у Абдурахманова так и не появилось, он был известен своей нежностью к ребятне и всегда был в центре внимания деревенской детворы.
Его наследие живо до сих пор. В 2007 году в его родном селе Кикуни открыли современный спорткомплекс имени Османа Абдурахманова. У входа установлен памятник, который запечатлел самый драматичный момент жизни силача — смертельную схватку с Драконом. В сельском музее одно время хранилась обувь огромного размера, но позже ее забрали в Махачкалу. Там ее следы потерялись. Но зато есть точная копия стула, на котором сидел силач.