Найти в Дзене
Петр Власов

Модификации Boeing В-17 (07). Особо отличившиеся «Крепости»

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: Модификации Boeing В-17 (06). В-17 в других странах

Наиболее результативные «Крепости» Тихоокеанского театра

B-17E №41-2472 «GUINEA Pig» совершил наибольшее количество боевых вылетов не только для Тихоокеанского театра, но и для всех других театров военных действий. За войну «GUINEA Pig» провел 210 боевых рейдов, и кроме бомбежек наземных объектов он потопил 3 корабля, а стрелки его сменявшихся экипажей сбили 23 японских истребителя

-2

В-17Е №41-2489 «Suzy-Q» - одна из самых известных «Крепостей» Тихоокеанской войны, прослывшая наиболее счастливым самолетом – за все время участия в вылетах в его экипажах никто не был даже ранен. Стрелки «Suzy-Q» заявили о 26 сбитых ими японских самолетах. Число боевых рейдов нигде не указано, но утверждается, что «Suzy-Q» участвовал во всех сражениях на Тихом океане (кроме Мидуэя).

-3

B-17F-1-BO №41-24353 «Cap'n & the Kids» с июня 1942 по октябрь 1943 г. совершил более 80 боевых вылетов; кроме бомбежек наземных объектов самолет потопил 8 японских кораблей и судов, и сбил 10 истребителей. После повреждения в налете на Рабаул «Cap'n & the Kids» был частично разоружен, модифицирован в транспортный самолет и переведен в 69-ю транспортную эскадрилью. Весной-летом 1944 года он участвовал во многих операциях по доставке оружия, боеприпасов и медицинских принадлежностей на острова юго-запада Тихого океана во время вторжения на них американских войск. В августе 1944-го №41-24353 стал штабным самолетом командующего 8-й (сухопутной) Армии генерала Robert L. Eichelberger, который переименовал машину в честь своей жены в «Miss Em'». В этом качестве №41-24353 до августа 1945 г. совершил не менее 160 рейсов (63 из них были зачислены как боевые). Соответственно, общий боевой налет за войну бывшего «Cap'n & the Kids» составил не менее 143 боевых рейдов.

Наиболее результативные «Крепости» Средиземноморского театра (15-я AF)

-4

B-17F-65-BO №42-29696 «Fort Alamo II» с мая 1943 в составе 416-й BS из 99-й BG совершил 114 вылетов. В марте 1944-го уже потрепанный «Fort Alamo II» обменяли на новенький B-17G из прибывшей на фронт 483-й BG. В составе 840-й BS этой группы «Fort Alamo II» совершил еще 17 миссий (доведя свой счет до 131 рейда). В октябре 1944 самолет признали изношенным длительной эксплуатацией, и «Fort Alamo II» был выведен из боевых линий.

B-17F-55-BO №42-29509 «Bad Penny» с февраля 1943 г. воевал в составе 416-й эскадрильи 99-й бомбардировочной группы. В марте 1944 самолет перевели в 840-ю эскадрилью 483-й группы, в которой «Bad Penny» довел свой счет до 126 боевых вылетов. При переводе в 483-ю группу «журнал бомбардировок» в носовой части фюзеляжа полностью перекрасили, а капоты внешних двигателей получили белую окраску (опознавательный знак 840-й эскадрильи). Групповую маркировку «Y» на «Bad Penny» нанесли черным цветом, хотя на закамуфлированных самолетах она должна быть белой (​​черная - только на цельнометаллических B-17).

-5

B-17F-55-BO №42-29513 «El-Diablo» в Северной Африке с февраля 1943 г. флагманская машина командира 99-й группы полковника Fay Upthegrove выполнила 114 боевых миссий. В марте 1944 Upthegrove стал командиром 304-го Бомбардировочного Крыла в Италии, вооруженного самолетами В-24 «Либерейтор». Несмотря на это полковник забрал с собой старый «потрепанный» «El-Diablo», и продолжал летать на нем до полного износа машины. Всего до вывода из эксплуатации «El-Diablo» совершил 121 боевой рейд.

-6

B-17F-55-BO №42-29485 «Miss Fury»с февраля 1943 воевал над Тунисом и в районе Средиземного моря в составе 416-й BS из 99-й BG. До марта 1944-го совершил 98 боевых вылетов. В марте 1944 потрепанную машину тоже обменяли на новенький B-17G, и «Miss Fury» оказался в составе 483-й BG, в которой совершил еще 7 боевых вылетов, доведя свой общий счет до 105 миссий и 6 сбитых вражеских истребителей. В этот период самолет нес маркировку сразу двух боевых групп: и ромб с цифрой «3» в белом круге 99-й группы, и «Y» с красным рулем направления от 483-й BG. В июле 1944 «Miss Fury» разоружили и сделали метеорологическим кораблем.

Наиболее результативные «Крепости», базировавшиеся на Англию (8-я AF)

B-17G-30-ВО №42-31909 «NINE O NINE» - один из последних В-17 в заводском камуфляже. С февраля 1944 г. до окончания войны совершил в составе 333-й эскадрильи (91-й BG) 140 боевых вылетов, поставив рекорд по количеству вылетов без потерь в экипажах. При этом «Nine O Nine» участвовал в 18 бомбардировках Берлина, налетал 1.129 часов (сменив 21 двигатель) и сбросил на врага 251 тонну бомб.

-7

B-17G-70-BO №43-37756 «Milk Wagon» с июня 1944 по апрель 1945 в составе 447-й BG совершил 128 боевых рейдов. Их число отмечалось на носу левого борта изображением… молочных бутылок на черном фоне.

B-17G-5-BO№42-31225 «SCHEHERAZADE» с ноября 1944 г. в составе 709-й BS 447-й BG выполнил 126 миссий. Будучи ранней моделью «G», самолет прошел модернизацию в полевых условиях с установкой новой хвостовой турели «Шайен» (которая из-за отмены камуфлирования самолетов не была окрашена).

-8

B-17G-35-DL№42-107027 «HIKIN’ FOR HOME» известен под этим, вторым своим названием (первое было «матерным», и по приказу командования сразу закрашено). С апреля 1944 бомбардировщик в составе 322-й BS (91-й BG) совершил 125 боевых вылетов. В феврале 1945 при налете на Дрезден «HIKIN’ FOR HOME» был подбит, и совершил вынужденную посадку во Франции. Он стал первым B-17, отремонтированным на континенте и вернувшимся в состав авиагруппы. Всего до окончания войны «HIKIN’ FOR HOME» совершил 125 боевых вылетов.

B-17G-5-BO№42-31143 «Satan’s Lady» стал одним из первых B-17G, прибывших в Великобританию. С октября 1943-го до мая 1945 г. он участвовал в войне в составе 369-й эскадрильи 306-й группы, совершив 112 боевых вылетов. За это время, хотя №42-31143 неоднократно подбивали, никто из летавших на нем людей не был даже ранен. В результате «Satan’s Lady» приобрел репутацию счастливого самолета, и многие экипажи упрашивали начальство именно на этой машине совершать свои заключительные миссии.

-9

B-17G-80-BO№43-38223 «Days Pay» из 410-й эскадрильи 94-й BG интересен не количеством своих боевых вылетов (их было 67), а тем, что он стал американским аналогом распространенного в СССР во время войны движения «Трудовой коллектив – фронту». Постройка этой машины была оплачена 51.000 сотрудниками «Hanford Engineering Works» в Ричленде (штат Вашингтон), которые внесли свою полную дневную зарплату на покупку бомбардировщика, стоившего около 300.000 долларов. Церемонию крещения (традиционное разбивание бутылки о пропеллер) провела сотрудница компании миссис K.B. Harris, чей сын, лейтенант Дж. Харрис, погиб в бою над Германией в апреле 1944 года. Тогда же самолет получил свое название «Days Pay» - («Дни оплаты»).

Перегнанный осенью 1944 в Англию, самолет в составе 862-й BSиз 493-й BGдо февраля 1945 г. совершил 50 боевых вылетов, а затем «Days Pay» был переведен в 94-ю бомбардировочную группу, и продолжал совершать боевые вылеты из Великобритании на Германию до окончания боевых действий.

Кавалеры Медали Почета в экипажах самолетов В-17

-10

«Медаль Почета» была утверждена Конгрессом в 1862 г. как высшая боевая награда США (подробней об этой награде я рассказал в статье «Наградная система США (01). От XVIII века до окончания 1МВ»). Награждение «Медалью Почета» производится только за исключительные заслуги и героические подвиги на поле боя с одобрения непосредственно правительства США. В ходе Второй мировой войны этой награды были удостоены 16 членов экипажей бомбардировщиков В-17 (9 из них – посмертно).

Первым пилотом «Крепости», награжденным «Медалью Почета» (посмертно), стал Harl Pease, который на неисправном самолете совершил рейд на Рабаул и, прорвавшись сквозь заслон японских истребителей, успешно отбомбился по цели. На обратном пути его В-17 был сбит, экипаж попал в плен и казнен японцами.

-11

«Медалью Почета» был так же награжден пилот разведывательного В-17 Jay Zeamer, который, несмотря на несколько полученных тяжелых ранений, под атаками японских истребителей 22 минуты продолжал прямой полет - до завершения фотографирования намеченного объекта. А потом оторвался от преследования и довел самолет до своей территории. Во время фотографирования получивший смертельное ранение бомбардир его «Крепости» Joseph Sarnoski продолжал отражать атаки «Зеро» до тех пор, пока не скончался (награжден «Медалью Почета» посмертно). Посмертно награжден был и бомбардир Jack Mathis, так же получивший при налете на Бремен смертельное ранение, несмотря на которое, до того, как скончаться, он провел точную бомбардировку.

-12

Целый ряд летчиков был награжден «Медалями Почета» за то, что не оставили своих раненых товарищей в беде. Они, зачастую даже раненые, управляли до конца полета тяжело поврежденными самолетами, чтобы довезти до Англии и спасти других раненых членов экипажа. При этом успешно совершили аварийные посадки и выжили: Edward S. Michael, Forest Vosler, Johan C. Morgan, Robert E Femoyer (после посадки скончался от потери крови), William Lawley.

-13

Посмертно награждены летчики, пытавшиеся совершить то же самое, но погибшие в неудачной аварийной посадке: пилоты Donald J. Gott и William Metzger, а так же не являвшиеся профессиональными пилотами штурман Walter Truemper и радист Archibald Mathies.

-14

За первый же свой боевой вылет получил высшую награду США бортстрелок Maynard Smith – в подбитом самолете он в течении 1,5 часов одновременно отражал пулеметным огнем атаки немецких истребителей и тушил разгорающийся пожар, чем спас не только свою жизнь, но и жизни шести раненых товарищей.

-15

Настоящим актом самопожертвования стал поступок бомбардира David’а R. Kingsley - при покидании экипажем падающего самолета он добровольно отдал свой парашют оставшемуся без этого средства спасения стрелку-сержанту, а сам погиб при крушении (посмертно награжден «Медалью Почета»).

Последним летчиком В-17, награжденным «Медалью Почета» (посмертно), в декабре 1944 стал генерал Fred W. Castle, командир 4-го Авиакрыла 8-й Воздушной Армии. Он отправился в боевой вылет на месте второго пилота - для руководства налетом своей авиачасти на германский аэродром. Когда подбитый бомбардировщик стал падать, генерал отдал приказ экипажу покинуть самолет, а сам, сколько мог, удерживал машину на ровном курсе, дав этим возможность семерым летчикам спастись на парашютах…

-16

Самые знаменитые «Крепости»

В начале 1943 года в виду огромных потерь американским командованием было принято решение о введении для экипажей определенного числа боевых вылетов, по выполнении которого экипаж в полном составе возвращается в США. Эта мотивационная мера давала лётному составу надежду выйти живым из бесконечной мясорубки, и предотвращала моральное выгорание людей. Обязательный тур был определен для бомбардировщиков в 25 боевых вылетов; первым экипажем, выполнившим его, стал экипаж бомбардировщика B-17F «Memphis Belle».

Самолет B-17F-10-ВО №41-24485 «Memphis Belle» в составе 324-й BS 91-й BG участвовал в боевых вылетах с ноября 1942 г. Командиром экипажа был лейтенант (в ходе боев стал капитаном) Роберт Морган (Robert Morgan). Его экипаж с 7.11.1942 по 4.05.1943 совершил 29 боевых вылетов, и 8.06.1943 вернулся вместе со своим самолетом в Соединенные Штаты.

-17

Пройденный экипажем Роберта Моргана путь был нелегким. В первом рейде на Брест самолет получил 63 пробоины и вернулся на аэродром на трех двигателях. Тяжелое «приключение» экипаж пережил 23.01.1943 г. при налете на базу подлодок в Лорьяне. «Фоке-Вульфы» подожгли хвостовое оперение «Memphis Belle»; воздушный поток сбил пламя, но самолёт лишился руля направления. Тем не менее, Морган, работая двигателями, смог развернуть самолет в сторону Ла-Манша, а его стрелки до самого пролива отбивались от наседавших на «подранка» немецких истребителей. 16.02.1943 над Сент-Назером «Красотка» потеряла часть правого крыла, четвёртый двигатель был разбит, а второй поврежден. 6.03.1943 после 10-часового разведывательного рейда над Францией «Memphis Belle» приземлилась на базе буквально чудом - с уже полностью сухими бензобаками. 22.03.1943 над Вильгельмсхафеном «Красотка» получила еще 50 пробоин, а 17.04.1943 над Бременом – 81 пробоину и выбитый двигатель.

-18

К моменту своей «демобилизации» «Memphis Belle» считался уже счастливым самолетом: несмотря на многочисленные повреждения, никто из членов его экипажа не пострадал. А так как этот самолет уже к весне 1943 г. относили к претендентам на успешное завершение боевого тура (вторым претендентом был B-17F-25-ВО №41-24577 «Hell's Angels»), в весенних рейдах «Красотки» и «Ангелов ада» стали участвовать кинооператоры киностудии американских ВВС «First Motion Picture Unit». Эту группу возглавлял известный режиссер Уильям Уайлер (William Wyler) – уже тогда имевший кинопремию «Оскар» за фильм «Миссис Минивер», а впоследствии снявший такие известные шедевры, как «Бен Гур», «Римские каникулы» и «Как украсть миллион». И вскоре после возвращения экипажа Роберта Моргана в США он выпустил документальный фильм «Memphis Belle: A Story of a Flying Fortress» («Мемфисская красотка»: история «Летающей Крепости»). Впоследствии об этом самолете и его экипаже снимались и художественные фильмы…

-19

B-17F №41-24406 «All American» из 97-й BG стал самым известным примером высокой живучести самолетов этой конструкции. 1 февраля 1943 г. над Тунисом бомбардировщик подвергся таранному удару истребителя Вf.109, наполовину отрубившему «Крепости» хвост!

-20

Почувствовав сокрушительный удар, командир «All American» лейтенант Кенндрик Брэгг (Kendrick R Bragg) немедленно отключил автопилот и взял управление на себя. Почти полтора часа упорный американец вел бомбардировщик к базе «на своих руках» (что поражает американцев, но не удивляет русских: пилоты советских Ил-4, не имевших автопилота, вели свои самолеты «на руках» до 8 часов). Так что гораздо выше несомненного героизма Брэгга было проявление героизма хвостовым стрелком старшим сержан­том Сэмом Сарполусом: парень нес свою вахту в готовом в любой момент отва­литься хвосте весь остаток полета!

-21

При приземлении Брэгг отжал штурвал управления вперед, пытаясь удерживать хвост над землей, пока самолет не остановится. Последние метры потерявшая скорость «Крепость» катилась, волоча поврежденный хвост по песку - из-за отсутствия вырванного хвостового колеса. А хвост у «All American» все-таки отвалился – уже на стоянке, когда осматривавшие повреждение три техника сгрудились внутри фюзеляжа в районе излома…

Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.