Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Танковый калибр 37 мм у чехословацком исполнении

Рассказ о чехословацкой танковой пушке Škoda A7 (3.7 cm ÚV vz.38), которая ставилась в легкий танк LT vz.38 (Pz.Kfw.38(t))

Танковая артиллерия, как и танкостроение, является вещью довольно непростой. Число стран, которые строят собственные танковые орудия, весьма ограничено, на что есть свои причины. Для создания собственных орудий для танков обычно требуется, в придачу, еще и танкостроение. А это сразу резко ограничивало круг стран, которые создавали собственную танковую артиллерию. Надо сказать, что танковые орудия с успехом создавали и "малые" страны, особенно те, у которых была собственная программа разработки и выпуска буксируемых орудий.

37-мм танковая пушка Škoda A4 Beta, промежуточное звено между A3 и A7. Дульного тормоза уже нет, но противооткатная система еще громоздкая.
37-мм танковая пушка Škoda A4 Beta, промежуточное звено между A3 и A7. Дульного тормоза уже нет, но противооткатная система еще громоздкая.

Среди стран, которые активно занимались разработкой собственных танковых орудий оказалась Чехословакия. Помимо довольно бурного развития танкостроения, эта страна отметилась и на ниве разработки танковой артиллерии, отличавшейся вполне оригинальной и удачной конструкцией. Более того, с точки зрения характеристик чехословацкие танковые орудия даже несколько превосходили основную массу образцов танковой артиллерии калибра 37 мм. Особенно это касалось 37-мм танковой пушки Škoda A7, которая ставилась в легкий танк LT vz.38 и ряд других образцов чехословацкой бронетехники.

3.7 cm kanon PÚV vz.37, буксируемое орудие появилось раньше танковой пушки.
3.7 cm kanon PÚV vz.37, буксируемое орудие появилось раньше танковой пушки.

По итогам экспериментов 20-х годов чехословацкие военные выработали вполне разумные требования для танковых орудий. Также к 1933 году сформировалось три основных класса танков - танкетки (категория I), легкие танки в нескольких вариантах (категория II) и средние танки (категория III). В случае с танкетками вооружение ограничивалось пулеметами винтовочного калибра. Средние танки категории III получали 47-мм орудия с относительно небольшой длиной ствола. Наконец, легкие танки категории II получали длинноствольные пушки калибре 37 мм.

Будущий LT vz.38 проектировался уже под новую пушку.
Будущий LT vz.38 проектировался уже под новую пушку.

С точки зрения выбора танковых орудий чехословацкие военные сделали правильный выбор. Хотя и не без нюансов. Как и англичане, они рассматривали танковые пушки прежде всего как противотанковое средство. Общим стало и то, что в боекомплекте танковых орудий у чехословацких танков с пушками калибра 37 мм отсутствовали осколочно-фугасные снаряды. Причину надо искать в низкой эффективности этих снарядов. Примерно 30 грамм тротила - это мягко говоря, маловато. Впрочем, как показали боевые действия, даже такие снаряды лучше, чем пуляться по пехоте болванками.

Первый образец танковой версии орудия Škoda A7 на Praga TNH-P.,
Первый образец танковой версии орудия Škoda A7 на Praga TNH-P.,

С точки зрения вооружения чехословацких танков монополия была у Škoda. В начале 30-х годов в Пльзени разработали 37-мм противотанковую пушку Škoda A3, которую приняли на вооружение чехословацкой армии как 3.7 cm kanon PÚV vz.34. Орудие создавалось двойного назначения: компактная противооткатная система, с размещением тормоза отката сверху, позволяла легко переделать ее в танковую систему. Индекс даже не менялся, поскольку изменения оказались минимальными, связаны они оказались с установкой бронировки противооткатной системы и телескопического прицела.

3.7 cm ÚV vz.38 на изучении в СССР.
3.7 cm ÚV vz.38 на изучении в СССР.

Орудие получилось вполне удачным, правда, имелось две если не проблемы, то уж точно темы для раздумий. Для начала, создавалась Škoda A3 под требования начала 30-х годов. Согласно им, на дистанции 1000 метров требовалось пробивать до 30 мм брони. В то время это была типовая легкая противоснарядная броня. Во второй половине 30-х годов это было уже маловато. На ближних дистанциях Škoda A3 пробивала до 45 мм брони, то есть была вполне адекватной пушкой для 1939-41 гг. Но во второй половине 30-х годов этого было уже маловато. Вторая проблема также стала актуальной не сразу. Выступающие вперед противооткатные устройства были уязвимы для вражеского огня.

Вид сверху.
Вид сверху.

В 1935 году начались работа по новой противотанковой пушке, получившей обозначение Škoda A7. В целом она была похожа на предшественницу, основные изменения оказались связаны с ужесточением требований к бронепробитию. В связи с этим длина ствола выросла до 47,8 калибров (1769 мм), при этом начальная скорость снаряда выросла с 675 до 750 м/с. При том же бронебойном снаряде пробитие выросло в среднем на 5 мм. Для такого орудия это вполне неплохой показатель, танки с броней толщиной 40 мм стали поражаться на дистанции до полукилометра.

Затвор.
Затвор.

Орудие приняли на вооружение чехословацкой армии как 3.7 cm kanon PÚV vz.37. Впрочем, Уже вскоре на свет появилась более эффективная система - 4.7 cm kanone PÚV vz.38. Данная система имела более чем в полтора раза большее пробитие брони, правда, и габариты у нее оказались соответствующие. Это стало решающим с точки зрения выбора новой артиллерийской системы для чехословацких легких танков. Имелся промежуточный образец в виде пушки Škoda A4 Beta, ставился он в экспортный танк Praga TNH. Данная система была интересна тем, что не являлась простой адаптацией буксируемого орудия.

Орудие внутри Pz.Kpfw.38(t), находящегося в коллекции парка "Патриот".
Орудие внутри Pz.Kpfw.38(t), находящегося в коллекции парка "Патриот".

Вскоре после появления Škoda A7 появилось танковое орудие, которое имело аналогичный индекс. Вместе с тем, ситуация вокруг танковой версии противотанковой пушки заметно отличалась от предшественницы. От буксируемой версии оставался ствол, да и тот с изменениями. Аналогично Škoda A4 Beta, с него убрали дульный тормоз, что очень важно для танкового орудия. Имелись определенные изменения и по трубе ствола, и по казенной части. Одним словом, речи о простой адаптации буксируемого орудия уже не шло.

Именовалась она, правда, по большей части вот так -  3,7 cm KwK 38(t).
Именовалась она, правда, по большей части вот так - 3,7 cm KwK 38(t).

Ничуть не меньшие изменения произошли и с точки зрения установки вооружения. Специально для танкового орудия разработали новую, более компактную противооткатную систему, причем по удобству обслуживания она оказалась лучше предшествующей. Цилиндр тормоза отката обслуживался снаружи, так что не требовалось вынимать орудие из башни. Совершенно иначе оказался решен вопрос с прицельными приспособлениями. Теперь телескопический прицел находился на расстоянии от орудия, что делало стрельбу более удобной.

Прицел был вынесен влево, пользоваться им оказалось удобнее, чем ранее.
Прицел был вынесен влево, пользоваться им оказалось удобнее, чем ранее.

Первый опытный образец орудия был готов в 1938 году. Первым танком, который получил данную систему, стал LT vz.38. Он изначально создавался в расчете на новое орудие, но поначалу ездил с макетом. На вооружение чехословацкой армии танковую версию Škoda A7 приняли как 3.7 cm ÚV vz.38. Впрочем, воспользоваться новинкой чехословацкая армия не успела. К 15 марта 1939 года, когда немцы оккупировали Чехию, LT vz.38 имелось всего 10 штук, и они ждали окончательной приемки. Так что реальным оператором новых орудий стала немецкая армия. Которая быстро проявила интерес к чешской новинке.

Орудийная установка с правой стороны.
Орудийная установка с правой стороны.

Естественно, ставить Škoda A7 в собственные танки немцы не собирались. Но само орудие их приятно удивило. Как и LT vz.38 в целом. Поэтому очень быстро был подписан контракт на выпуск 150 LT vz.38 для немецкой армии. Танк переименовали в L.T.M.38, а орудие - в 3,7 cm KwK 38(t). При этом немцы довольно быстро провели работу над ошибками. Самым главным стал срочный заказ осколочно-фугасных снарядов, чего у чехов, как уже говорилось, не было. На самом деле осколочно-фугасный снаряд был еще у 3.7 cm kanone PÚV vz.34, но для танков его не применяли.

В этой линейке не хватает еще подкалиберного снаряда.
В этой линейке не хватает еще подкалиберного снаряда.

Лишние 5 мм бронепробития, которые имелись у чешской пушки, сыграли важную роль в ходе боевых действий, особенно что касается 1940 года. Там, где немецкой 3,7 cm KwK не хватало тех самых миллиметров, 3,7 cm KwK 38(t) выручала. Более того, для того орудия оказалась по силам и более крепкая броня. В дальнейшем немцы ввели подкалиберный снаряд, который пробивал броню толщиной 50 мм на дистанции 400-500 метров. Это подтвердили советские испытания, проведенные в 1942 году.

Результаты испытаний чешской пушки в Советском Союзе.
Результаты испытаний чешской пушки в Советском Союзе.

Нельзя сказать, что 3.7 cm ÚV vz.38 являлась лучшей в своём классе, но среди лидеров - безусловно. За счет более высоких характеристик бронепробития пушка могла немного больше, чем типичные танковые пушки калибра 37 мм того периода. Конечно, была еще 37-мм американская пушка M5, но стоит отметить, что появилась она позже. В случае же с чешской разработкой получилась добротная танковая система, которая вполне соответствовала требованиям второй половины 30-х годов. Ее вполне оценили и советские специалисты, которые изучали орудие в 1942-43 годах.

Автор выражает признательность Юрию Тинтере (Jiri Tintera) и Франтишеку Роцкоту (František Rozkot), Чехия, за помощь в подготовке статьи и предоставленные материалы.

Список источников:

ЦАМО РФ

US NARA

Архив Юрия Тинтеры

Другие материалы по чехословацкой танковой и буксируемой артиллерии 1920-1945 гг:

История опытной 75-мм чехословацкой противотанковой пушки Škoda A 16 (7,5 cm PAK 6/860)