Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Неспешный немецкий истребитель танков на французском трофейном шасси

Рассказ о немецком истребителе танков Panzerjäger Lr.S. für 7,5 cm Pak 40/1, он же Marder I

Истребителями танков немцы занимались еще со второй половины 20-х годов. Как и ряд других стран, поначалу немецкие военные никак не могли нащупать оптимальную концепцию истребителя танков. Например, некоторое время популярной была идея подвижной боевой машины с вооружением во вращающейся башне. Впрочем, сразу после начала Второй мировой войны пришлось отложить далекую перспективу в сторону, вместо нее пришлось разрабатывать, можно сказать, быстрые решения, используя шасси той бронетанковой техники, которая имелась в наличии. Причем не только немецкой.

Один из первых образцов 7,5 cm Pak 40 Sfl.Lorraine.
Один из первых образцов 7,5 cm Pak 40 Sfl.Lorraine.

Французская кампания мая-июня 1940 года, в которой немецкие войска впервые массово применили истребители танков, наглядно показала, что данные боевые машины гораздо эффективнее буксируемой артиллерии. Это привело к тому, что во второй половине 1940 года массово выпускались кустарные истребители танков на любых шасси, включая трофейные. Первая попытка возглавить движение оказалась неудачной. Разработанный Alkett истребитель танков 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) на базе трофейного французского легкого танка Renault R 35 получился неудачным. Тем не менее, попытки продолжились. Одной из них стал истребитель танков Panzerjäger Lr.S. für 7,5 cm Pak 40/1, он же Marder I.

САУ стала результатом кооперации немецких, французских и польских заводов.
САУ стала результатом кооперации немецких, французских и польских заводов.

Помимо того, что шасси Pz.Kpfw.35 R 731(f) оказалось не самым удачным для подобных разработок, у Alkett имелись и концептуальные проблемы. Они оказались напрямую связанными с требованиями минимального вмешательства в базовое шасси. Это приводило к вполне ожидаемым компромиссам, связанным с боевым отделением. Откровенно говоря, ранние "самоходные лафеты" из Шпандау оказывались тесными и неудобными. Также они зачастую отличались чрезмерной высотой.

Внутри отделения управления. Честно говоря, ощущаешь там себя на месте гнома.
Внутри отделения управления. Честно говоря, ощущаешь там себя на месте гнома.

Между тем, в 1941 году у Alkett появился, можно сказать, конкурент. Им стал Альфред Беккер командира 12-й батареи 227-й пехотной дивизии. Как и основная масса пехотных дивизий, 227-я ПД, сформированная в Крефельде, имела весьма бедную моторизацию. Энергичный и обладающий хорошими инженерными навыками, Беккер быстро пустил в дело трофейную бронетехнику. Его первенцем стала самоходная гаубица 10.5 cm leFH 16 auf GW Mk.VI (e). Шасси Light Tank Mk.VI он, можно сказать, выжал на всю катушку. На выходе получилась САУ с удачным, особенно для такого небольшого шасси, боевым отделением.

Взгляд немецкого мехвода говорит о многом.
Взгляд немецкого мехвода говорит о многом.

Разработки Беккера кардинально отличались от многочисленных самоделок. Выглядели они как заводские изделия, неудивительно, что разработки офицера-артиллериста быстро заметили. В дальнейшем он получил производственную базу в виде заводов Hotchkiss, Matford и Talbot. Получившаяся структура известна как Baukommando Becker. Специализировалась она на переделке шасси французских танков и другой военной техники в самоходные артиллерийские установки, бронетранспортеры и иные боевые машины. Это, конечно, усложняло задачу Беккера, поскольку французские шасси явно уступали немецким. Но тут уже приходилось иметь дело с тем, что есть.

А вот боевое отделение, напротив, получилось просторным и удобным.
А вот боевое отделение, напротив, получилось просторным и удобным.

Впрочем, Беккер действовал отнюдь не в вакууме. Между ним и Alkett образовались плотные контакты, которые сильно повлияли на концепцию "самоходных лафетов", создававшихся в Шпандау. Иронично, что пересмотр концепции боевых отделений начался с разработки САУ на французских шасси. А именно с шасси гусеничных машиы снабжения Lorraine 37 L и бронетранспортеров Lorraine 38 L. Эти небольшие гусеничные боевые машины имели подходящую компоновку. Двигатель располагался по центру, а трансмиссию разместили впереди. Тем самым в кормовой части появилось место для боевого отделения.

Место наводчика.
Место наводчика.

К маю 1942 года совместными усилиями Беккера и Alkett было создано шасси, которое получило обозначение Selbstfahrlafette auf Lorraine-Schlepper. В кормовой части корпуса появилась сварная рубка, которую спроектировали по отработанной Беккером схеме. Сначала был изготовлен макет рубки из листов фанеры, которые далее использовали как лекала для постройки рубки из броневой стали. Следует отметить, что у Alkett и Беккера были свои взгляды на то, какой формы должна быть рубка. Это хорошо видно по САУ 10,5 cm leFH 18/4 auf Geschützwagen Lr.S.(f). Она была в двух вариантах исполнения - Alkett и Baukommando Becker.

Работа заряжающего. Внутри поместилось 48 унитаров, для немецких "самоходных лафетов" с 75-мм орудиями рекорд.
Работа заряжающего. Внутри поместилось 48 унитаров, для немецких "самоходных лафетов" с 75-мм орудиями рекорд.

Опытный образец Selbstfahrlafette auf Lorraine-Schlepper был показан Гитлеру 23 мая 1942 года. Шасси он одобрил, после чего появилось указание о переделке 150 Lorraine-Schlepper. Согласно первоначальным планам, 60 шасси переделывались в 105-мм самоходные гаубицы с орудиями leFH 18, еще 30 получали 149-мм гаубицы sFH 13 lg, оставшиеся 60 вооружали 75-мм противотанковыми пушками Pak 40. На самом деле в наличии было гораздо большее число Lorraine-Schlepper, да и сами планы по переделке неоднократно корректировались.

Всего было построено 170 истребителей танков данного типа.
Всего было построено 170 истребителей танков данного типа.

5 июня 1942 года появилось скорректированное задание. Теперь предполагалось вооружить 15 cm sFH 13 lg уже 98 шасси, а число истребителей танков стало чуть меньше - 58 штук. Впрочем, уже вскоре число истребителей танков стало куда большим. 8 июня 1942 года Управление Вооружений Сухопутных Сил утвердила график выпуска САУ, изначально именовшихся как 7,5 cm Pak 40 Sfl.Lorraine. Теперь в нём значилось 178 САУ, из которых 98 строилось Baukommando Becker в Париже, еще 80 выпускалось силами Heeres-Kraftfahrpark Bielitz (H.K.P. Bielitz в Силезии, ныне это польский Бельско). Alkett во всей этой цепочке оставался производителем бронелистов для рубки.

Поначалу их предполагали направить в действующие части на Советско-германском фронте.
Поначалу их предполагали направить в действующие части на Советско-германском фронте.

В основу конструкции рубки были положены идеи, схожие с САУ 10,5 cm leFH 18/4 auf Geschützwagen Lr.S.(f). В отличие от Беккера, в Шпандау постарались максимально расширить боевое отделение, при этом явно учитывались недостатки самоходной гаубицы. Особенно это касалось конструкции кормовой части рубки и носовой секции. Вместо довольно узкого кормового люка, через который было неудобно забираться и загружать боекомплект, была сделана откидная вниз створка. Она, при необходимости, могла использоваться для размещения боезапаса первой очереди. При этом высота проёма кормового люка получилась сравнительно небольшой. Ступенька всё равно понадобилась, но тем не менее.

Но основная масса 7,5 cm Pak 40 Sfl.Lorraine оказалась во Франции.
Но основная масса 7,5 cm Pak 40 Sfl.Lorraine оказалась во Франции.

Существенно изменился орудийный щит и носовая часть рубки. Они стали заметно шире, при этом удалось обойтись без секций рубки, которые крепились на болтах. Помимо работы над ошибками, такое изменение подхода оказалось напрямую связано с орудием. Для противотанковой пушки большие углы горизонтальной наводки были критичным параметром, что и заставило увеличивать амбразуру. Конечно, не очень большие габариты рубки привели к тому, что сектор горизонтального обстрела снизился до 40 градусов (по 20 градусов влево и вправо), но тоже вполне приличные показатели.

В Тунисе действовала одна батарея, и отзывы оттуда были нелестными.
В Тунисе действовала одна батарея, и отзывы оттуда были нелестными.

Естественно, небольшие габариты шасси Lorraine 37 L создавали ряд трудностей. Установка орудия крепилась на надмоторной плите, так что для доступа к мотору требовалось снять сначала пушку, а потом плиту. Но при этом боевое отделение получилось более удобным, чем у появившегося в то же время истребителя танков Marder II. Боекомплект оказался существенно выше - 48 унитаров против 37 у Marder II с тем же орудиям. Высота САУ оставила 2050 мм, для сравнения, Marder II имел высоту 2020 мм, а Marder II, с таким же орудием - 2500 мм. При этом в боевом отделении свободно помещались три номера расчета, а часто в рубке сидел еще и четвертый.

Похожая ситуация оказалась и в батареях на Советско-германском фронте. Претензии были к шасси.
Похожая ситуация оказалась и в батареях на Советско-германском фронте. Претензии были к шасси.

За счет налаженной схемы кооперации между Alkett и другими заводами производство 7,5 cm Pak 40 Sfl.Lorraine оказалось довольно быстрым. Конечно, в июне 1942 года производство САУ не началось, но за июль сдали 194 САУ. Далее, в августе 1942 года, было сдано еще 66 САУ. На этом производство завершилось, поскольку банально кончились шасси Lorraine 37 L. При этом уже в начале июля 1942 года появились планы на поставки истребителей танков в 14-ю и 16-ю танковые дивизии. Впрочем, далее ситуация поменялась. Типичными получателями данных САУ стали пехотные дивизии.

К началу 1944 года большинство Marder I находилась во Франции.
К началу 1944 года большинство Marder I находилась во Франции.

Как и другие истребители танков, 7,5 cm Pak 40 Sfl.Lorraine направлялись в войска по штату K.St.N.1148a от 15 февраля 1942 года. Согласно ему, формировались батареи, состоявшие из 3 взводов по 3 САУ в каждой. Такой штат был утвержден для 6 пехотных дивизий (31-й, 35-й, 36-й, 72-й, 206-й и 256-й), воевавших в составе группы армий "Центр". Также в декабре 1942 года батарею САУ направили в 334-ю пехотную дивизию, которая воевала в Тунисе. Доставили САУ туда на военно-транспортных самолетах.

Здесь их было логично применять, учитывая близость производственной базы.
Здесь их было логично применять, учитывая близость производственной базы.

Боевое применение 7,5 cm Pak 40 Sfl.Lorraine оказалось неоднозначным, как и у других САУ на данном шасси. Причиной тому стала использованная база. Дело в том, что полная масса Lorraine 37 L была немногим больше 4 тонн, а 7,5 cm Pak 40 Sfl.Lorraine имела боевую массу 8,5 тонн. При такой нагрузке удельная мощность оказалась ниже 10 л.с. на тонну. Машина перегревалась и в принципе двигалась неспешно. Посему в основном САУ критиковали.

Во Франции данные САУ оставались массовым явлением и летом 1944 года.
Во Франции данные САУ оставались массовым явлением и летом 1944 года.

Неудивительно, что уже ближе к концу 1942 года было принято решение о том, что далее 7,5 cm Pak 40 Sfl.Lorraine будут поставляться в части, находящиеся на Западе, то есть во Франции. Более того, когда пехотные дивизии направлялись в Италию, истребители танков на шасси Lorraine заменяли на 7.5 cm Pak 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.H). В феврале 1943 года появился новый состав - по 2 батареи 7,5 cm Pak 40 Sfl.Lorraine, итого 18 САУ на дивизию. Впрочем, обычно их было меньше - 13-14 САУ.

Впрочем, их применение было весьма печальным.
Впрочем, их применение было весьма печальным.

К концу 1943 года на Западе находилось 94 САУ данного типа, из которых 83 были в рабочем состоянии. К тому моменту их уже не раз переименовывали. 29 ноября 1943 года Гитлер использовал индекс Marder I, впрочем, применялись и другие обозначения, например Panzerjäger Lr.S. für 7,5 cm Pak 40/1 (Sd.Kfz.135). Во Франции данные САУ оставались массовым явлением и летом 1944 года. Они использовались в ходе боевых действий в Нормандии. В отличие от других САУ на шасси Lorraine 37 L, данные боевые машины продержались существенно дольше боёв в Нормандии - как минимум до января 1945 года. Впрочем, они всё равно имели массу проблем с подвижностью.

Marder I на трофейной площадке в Нормандии, лето 1944 года.
Marder I на трофейной площадке в Нормандии, лето 1944 года.

Ныне единственный известный образец Panzerjäger Lr.S. für 7,5 cm Pak 40/1 (Sd.Kfz.135) находится в коллекции танкового музея в Сомюре, Франция. Возможно, что до наших дней могли дожить еще и шасси, которые переделали обратно в Lorraine 37 L. В заключение стоит отметить, что данный истребитель танков следует рассматривать как удачное техническое решение на весьма неоднозначном шасси. Будь у Беккера и Alkett чего получше, то оценка могла быть совсем другой. Так или иначе, но из французского подвозчика боеприпасов они выжали максимум.

Список источников:

Beute-Kraftfahrzeuge und Panzer der deutschen Wehrmacht, Walter J. Spielberger, Motor Buch Verlag, 1989

Panzer Tracts No. 7–2 — Panzerjaeger (7.62 cm F.K.(R ) auf gp.Sfl. to Marder 38T) development and employment from 1941 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2005

Bundesarchiv

eBay

Другие статьи по немецким САУ на трофейных базах:

История установки на французские транспортеры Renault UE противотанковых орудий

Немецкие истребители танков 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) на базе трофейного французского легкого танка Renault R 35

Рассказ о единственном сохранившемся образце немецкой самоходной гаубицы 10,5 cm leFH 18/4 auf Geschützwagen Lr.S.(f) выпуска Alkett

10.5 cm leFH 16 auf GW Mk.VI (e) и другие конверсии трофейного английского танка Light Tank Mk.VI за авторством Альфреда Бекера

Самоходные артиллерийские установки на базе Pz.Kpfw. FCM 737 (f)

История немецкой САУ 10,5 cm leFH 18/3 (Sf.) auf GW B2, созданной на базе трофейного танка Pz.Kpfw. B2 (f)