Рассказ о единственном сохранившемся образце немецкой самоходной гаубицы 10,5 cm leFH 18/4 auf Geschützwagen Lr.S.(f) выпуска Alkett
В годы первой мировой войны сложилась комичная ситуация, когда немецкая армия использовала больше трофейных танков, чем собственных. Во Вторую мировую войну ситуация была совсем иной, тем не менее, процент использования трофеев оказался немалым. Справедливости ради, использование трофейных танков на первой линии оказалось для немцев скорее редкостью. Несколько иначе дела обстояли с самоходной артиллерией. Дефицит самоходной артиллерии, особенно в 1940-42 годы, заставлял использовать, в том числе, и различные конверсии на трофейных шасси.
Наиболее массово использовалась самоходная артиллерия на базе французских танков и бронированных машин снабжения. Случилось это благодаря кипучей деятельности Альфреда Беккера, офицера-артиллериста из 227-й пехотной дивизии. Конструктор-самоучка смог то, чего не могли добиться профильные немецкие КБ, а именно создать оптимальную концепцию "самоходного лафета". Одним из результатов его деятельности стала САУ 10,5 cm leFH 18/4 auf Geschützwagen Lr.S.(f) выпуска Alkett, к которой Беккер также имел самое прямое отношение.
Первоначально Беккер оттачивал своё искусство разработки САУ на трофейных шасси Ligth Tank Mk.VI. При этом ему выделили устаревшие 105-мм гаубицы leFH 16, как раз такие использовались в 227-й пехотной дивизии. Результатом стало создание 10 САУ 10.5 cm leFH 16 auf GW Mk.VI (e). Нельзя не отметить энтузиазм командира 12-й батареи 227-й ПД: из родного Крефельда, где и была сформирована дивизия, прибыли броневые листы толщиной 22 мм. После установки орудия танк "обшили" фанерными листами, которые послужили образцами для постройки рубки. В итоге получилась удачная боевая машина, которая вполне повоевала на советско-германском фронте.
В то время ведущим немецким разработчиком САУ был завод Alkett в Шпандау, пригороде Берлина. У них получилась весьма неказистые САУ, на фоне которых разработки Беккера (в дальнейшем он дослужился до майора) выглядели явно более выигрышными. Причин тут несколько. Во-первых, Беккер, который вполне себе воевал на создававшихся им боевых машинах, лучше понимал, как надо проектировать САУ. Во-вторых, он имел инженерное образование и владел фирмой в Крефельде, то есть самоучка практикующий. Имея производственную базу на уровне Alkett, он вполне мог добиться куда большего.
В итоге производственную базу майор Беккер получил, известна она как Baukommando Becker. Расположилась она на севере Парижа, с использованием мощностей бывших французских танкостроительных заводов. Центральным местом для Baukommando Becker стал завод Hotchkiss, также ему достались заводы Matford и Talbot. Такое расположение производственной базы стало не случайным. Прекрасно понимая, что возможности шасси французских боевых машин далеки от идеала, Альберт Шпеер, рейхсминистр вооружения и боеприпасов, ориентировал разработки Беккера на комплектацию частей во Франции. Соответственно, переделывались шасси французского производства.
В их числе оказались гусеничные машины снабжения Lorraine 37 L и бронетранспортеры Lorraine 38 L. Машины эти оказались весьма удачными, а также обладали потенциальными возможностями с точки зрения использования как база для самоходной артиллерии. Главной причиной тому стала компоновочная схема с расположением моторного отделения по центру. Такая компоновка позволила разместить сзади грузовое отделение (или место для размещения десанта, в случае с Lorraine 38 L). Сами французы пытались воспользоваться данной особенностью, создав несколько проектов САУ, а одну даже построили в металле.
Впрочем, по-настоящему воспользоваться потенциалом шасси Lorraine удалось уже немцам. По итогам кампании мая-июня 1940 года им досталось более 300 машин данного семейства. Некоторые из них быстро перевели в разряд артиллерийских тягачей, которых немецким пехотным дивизий остро не хватало (в том числе 227-й ПД, что как раз и привело к разработке первой САУ Беккера). Впрочем, ближе к началу 1942 года немецкая армия распробовала САУ, поэтому основная масса данных машин далее стала базой для самоходной артиллерии.
23 мая 1942 года Гитлеру был продемонстрирован опытный образец переработанного шасси, получившего обозначение Selbstfahrlafette auf Lorraine-Schlepper. Ведущим разработчиком конверсии стал Alkett, но на самом деле работы шли в плотной связке с Беккером. Главным отличием от базового шасси стала установка рубки, которую, как и ранее, создали по месту, то есть с использованием фанерных шаблонов. Гитлер шасси одобрил, дав указание о переделке в САУ всех 160 Lorraine-Schlepper, имевшихся в наличии. Из них 60 САУ предполагалось вооружить 105-мм гаубицами leFH 18 и 75-мм противотанковыми пушками Pak 40, остальные получали 149-мм гаубицы sFH 13 lg.
По факту шасси было гораздо больше, а приоритеты сменились. Всего было изготовлено 170 истребителей танков Marder I, а также 94 САУ 15 cm sFH 13/1 (Sf) auf Geschützwagen Lr.S.(f). Причем для обеих САУ выбрали разработку не Alkett, а Беккера. Разница заключалась в рубке, которая у Беккера получилась более удачной по конструкции. Что же касается САУ, вооруженных 105-мм гаубицами, то их количество стремительно уменьшалось. В итоге на Alkett изготовили партию из 12 САУ, уже позже сдали еще 12 машин. Причем вторая партия была уже с рубками конструкции Беккера.
В отличие от Marder I и 15 cm sFH 13/1 (Sf) auf Geschützwagen Lr.S.(f), которые пошли в бой с 1942 года, самоходные установки со 105-мм гаубицами на фронт не торопились. Отчасти это оказалось связано с тем, что первая партия 10,5 cm leFH 18/4 auf Geschützwagen Lr.S.(f) была изготовлена в сентябре 1942 года. К тому моменту из частей пошли первые отзывы по шасси Geschützwagen Lr.S.(f), и оказались они совсем не лестными. Шасси оказалось перегружено (еще бы, боевая масса Lorraine 37 L составляла 3,3 тонны (с полной нагрузкой 4,11 тонны), а тот же Marder I имел массу 8,5 тонн). Нередко САУ выходили из строя по техническим причинам.
Результатом стало то, что 10,5 cm leFH 18/4 auf Geschützwagen Lr.S.(f) не попали ни в Северную Африку, ни на советско-германский фронт. Их оставили во Франции, сводя в состав гаубичных батарей (по 6 САУ в батарее). В дальнейшем, за счет пополнения (еще 12 САУ изготовили силами Baukommando Becker из листов, изготовленных на Alkett), удалось сформировать 4 полнокровные батареи, вошедшие в состав 155-го дивизиона самоходных гаубиц 21-й танковой дивизии.
В составе это самой 21-й танковой дивизии 10,5 cm leFH 18/4 auf Geschützwagen Lr.S.(f) воевали летом 1944 года. Особых подробностей боевого применения нет, но вряд ли они сильно отличались от того, что можно было наблюдать в 1942 году. Некоторая часть САУ была уничтожена, но основная масса, вероятнее всего, оказалась брошенной. Причины всё те же - перегруженность шасси. Боевая масса 10,5 cm leFH 18/4 auf Geschützwagen Lr.S.(f) составляла 7,7 тонн, то есть почти в 2 раза больше, чем у базовой машины. Естественно, ехала САУ медленно, а также нередко ломалась. Можно смело говорить о том, что дальше Нормандии данные боевые машины не уехали.
Подавляющее большинство САУ, а также "чистых" Lorraine-Schlepper, порезали в металл, начался этот процесс еще летом 1944 года. 1-2 штуки 10,5 cm leFH 18/4 auf Geschützwagen Lr.S.(f) оказались на свалке (изначально СПАМ) в Трёне, Франция, в том числе машина с рубочным номером 712. В дальнейшем с нее срезали рубку, а затем ее приобрел один из французских частных коллекционеров. Естественно, немецкие маркировки отправились в утиль, но при этом основание рубки, а также основание установки гаубицы, остались на месте.
Далее машина оказалась в коллекции Вячеслава Лен, летом 2008 года машина оказалась в России. Поначалу была мысль, что ранее данная машина была Marder I, но основание рубки показало - перед нами куда более редкая машина. Позже удалось выяснить, что это тот самый рубочный 712. Главная проблема заключалась в том, что никакой документации на САУ попросту не имелось, а ее фотографии единичны. Более того, именно этого варианта, выпуска Alkett, нет с точки зрения снимков сзади. Поэтому единственным вариантом решения проблемы стал путь, который когда-то прошел Беккер.
Первым этапом работ, которые велись под руководством Вадима Елистратова, стало восстановление рубки. Велся он теми же методами, которые использовал находчивый майор при проектировании своих САУ. Сначала изготовили макет рубки, взяв фанерные листы. Далее, ориентируясь на толщины брони, оставшейся на основании рубки (резали ее не очень аккуратно, так что образцы остались), нарезали подходящие по толщинам листы. По сути единственная условность во всём этом - кормовой люк рубки. Поскольку фото нет, сделали как на соседних машинах.
Параллельно начался процесс приведения машины в ходовое состояние. Вообще она была комплектной, но давно не ездила. Тут помогли руководства на Lorraine-Schlepper, благо немцы их перевели и в архивах они сохранились. В феврале 2011 года САУ впервые поехала, пока с трубой вместо ствола, но уже прогресс. Далее Началась более простая, но при этом ничуть не менее нервная работа по комплектации САУ. Для нее в Финляндии купили купили гаубицу, но дальше выяснилось, что она ничуть не меньший раритет, чем данная САУ. Так что собрали орудийную часть из фрагментов, а гаубица осталась целой.
На различные доработки ушло больше всего времени. Так или иначе, но на выставке "Моторы Войны", которая прошла в марте 2016 года в Крокусе, САУ показали практически готовой. Конечно, интерьер боевого отделения без подробностей, но тут, на текущем этапе, иначе не получится. Снимков боевого отделения нет, а делать реконструкцию не имеет смысла. Самое главное, что САУ сформировалась как экспонат, ныне она находится в другой частной коллекции. До того она успела поучаствовать в фестивале "Поле Боя".
Напоследок стоит упомянуть один забавный факт. Во Франции один из частный коллекционеров сделал реплику аналогичной САУ, используя оригинальное шасси Lorrain 37 L. В данном случае, откровенно говоря, есть немало вопросов, тем более что неточностей при изготовлении гораздо больше. Естественно, никто запрещать делать подобное не собирается, другой вопрос, зачем. Тот же Marder I сохранился в единственном экземпляре, а их было куда больше, да и живая машина стоит в Сомюре. Но тут каждый сам себе агрессивный антропоморфный дендромутант.
Список источников:
Beute-Kraftfahrzeuge und Panzer der deutschen Wehrmacht, Walter J. Spielberger, Motor Buch Verlag, 1989
Panzer Tracts No.10 Artillerie Selbstfahrlafetten, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, 2002
eBay
Другие статьи по немецким САУ на трофейных базах:
История установки на французские транспортеры Renault UE противотанковых орудий
Самоходные артиллерийские установки на базе Pz.Kpfw. FCM 737 (f)