33,5K подписчиков

Куница родом из Варшавы

2,4K прочитали

Статья по Pz.Kpfw.II als Sfl. mit 7,5 cm Pak 40, немецкому истребителю танков, более известного как Marder II

К началу Второй мировой войны основной бронетанкового парка подавляющего большинства стран составляли легкие танки. Они были гораздо проще и дешевле средних танков, хотя во второй половине 30-х годов стало понятно, что время таких боевых машин постепенно уходит. Особенно это касалось тех танков, которые вооружались либо пулеметами, либо малокалиберными автоматическими пушками. В ряде стран, конечно, упирались, но первые годы Второй мировой войны всё расставили на свои места. Дальше легкие танки, в большинстве случаев, получили пушечное вооружение, ну а к 1942 году уже стал подниматься вопрос о дальнейшей целесообразности их выпуске. По факту к концу войны массовое производство легких танков осталось только у США. Остальные либо прекратили выпуск легких танков как класса, либо приспособили их шасси для чего-то еще.

Колонна Marder II, весна 1943 года. Можно заметить, что в рубке находится 3 человека, командир вне штата.
Колонна Marder II, весна 1943 года. Можно заметить, что в рубке находится 3 человека, командир вне штата.

В случае с немецкими легкими танками ситуация развивалась в общей с общемировой тенденции канве. К началу Второй мировой войны наиболее массовыми танками немецкой армии были Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II. "Единичку" перестали выпускать задолго до начала Второй мировой войны, причем финал производства совпал с первыми итогами боевого применения в Испании. Там быстро выяснилось, что чисто пулеметное вооружение не позволяет эффективно использовать танк на поле боя. Немного лучше была ситуация с Pz.Kpfw.II, хотя уже в Польше стало доходить, что 20-мм автоматической пушки маловато. Уже вскоре для Pz.Kpfw.I Ausf.B нашлась дополнительная работа. Шасси этих боевых машин подошли для создания самоходных артиллерийских установок. Первые из них массово применили во Франции в мае-июне 1940 года. Логичным решением выглядело использование шасси Pz.Kpfw.II, но с таким решением затянули.

"Тетрарх"? Нет, не слышали! Pz.Kpfw.II als Sfl. mit 7,5 cm Pak 40 как "летающая" самоходка, Me 323 позволял перевозить и такие машины.
"Тетрарх"? Нет, не слышали! Pz.Kpfw.II als Sfl. mit 7,5 cm Pak 40 как "летающая" самоходка, Me 323 позволял перевозить и такие машины.

К началу 1942 года стало понятно, что время Pz.Kpfw.II уходит. Легкий танк уже мало что мог сделать на поле боя, тем не менее, выпуск Pz.Kpfw.II Ausf.F продолжался. Основной объем выпуска этих машин приходился на завод Ursus в Варшаве, всего там сдали 389 таких танков. Вместе с тем, к маю 1942 года вопрос о том, зачем вообще нужен это танк, поднялся в полную силу. На совещании 13 мая 1942 года с участием Шпеера и Гитлера возникло предложение о создании истребителя танков с использованием 75-мм противотанковой пушки Pak 40. К тому моменту уже имелся опыт похожей машины на шасси La.S.138. Уже 18 мая работы по машине, получившей обозначение Pz.Kpfw.II als Sfl. mit 7,5 cm Pak 40, утвердили. Так началась история истребителя танков, более известного как Marder II.

Более рациональное использование шасси Pz.Kpfw.II

Поначалу речь шла о том, чтобы лишь частично прекратить выпуск Pz.Kpfw.II Ausf.F. 4 июня 1942 года Гитлер отдел распоряжение о замене половины танков на истребители с использованием его базы. Как показали дальнейшие события, в июле 1942 года так и случилось. Если за июнь сдали 42 Pz.Kpfw.II Ausf.F, то в июле их число уменьшилось до 20 штук. Впрочем, уже 29 июня судьба Pz.Kpfw.II Ausf.F решилась окончательно. Июль стал последним месяцем, когда этот танк производился. Он и так засиделся на конвейере, поскольку наверху его не раз пытались заменить на что-то более быстрое. Со смехом можно констатировать тот факт, что "плохое" шасси продержалось в серии с 1937 года, а ни один из сменщиков так и не смог преодолеть отметку выше 100 машин. Так сказать, стыд и позор разгильдяю Книпкампу.

Опытный образец Pz.Kpfw.II als Sfl. mit 7,5 cm Pak 40.
Опытный образец Pz.Kpfw.II als Sfl. mit 7,5 cm Pak 40.

Не менее забавной ситуация оказалась с самим истребителем танков Pz.Kpfw.II als Sfl. mit 7,5 cm Pak 40. К моменту, когда Alkett запустил работы по созданию опытного образца машины, уже имелся опыт создания Pz.Sfl.I für 7,62 cm Pak 36. В серию этот истребитель танков, который переделывался из шасси La.S.138, пошел с апреля 1942 года. Машина, скажем так, весьма спорная, поскольку получилась слишком высокой, а расчет сидел на надмоторной плите. Так вот, при создании нового истребителя танков удалось обойти ряд проблем, которые выявились на Pz.Sfl.I für 7,62 cm Pak 36. То есть шасси танка разработки MAN оказалось лучше того, что делалось под надзором Книпкампа.

При разработке машины учитывался опыт более ранних машин, но боевое отделение так и оставили двухместным.
При разработке машины учитывался опыт более ранних машин, но боевое отделение так и оставили двухместным.

С заданием по разработке опытного образца Pz.Sfl.I für 7,62 cm Pak 36 на Alkett справились быстро. Уже 20 июня 1942 года машина проходила испытания. Не исключено, конечно, что при создании новой машины учитывали допущенные ошибки. Вместе с тем, есть мнение, что на самом деле многое зависело от шасси. Концепция Pz.Kpfw.II als Sfl. mit 7,5 cm Pak 40 мало чем отличалась от Panzerjäger I от всё того же Alkett. На машине сохранилась передняя часть подбашенной коробки, лишь убрали фальшивый смотровой прибор механика-водителя с правой стороны. На крыше отделения управления появилась тумбовая установка 75-мм орудия Pak 40. Естественно, подбашенную коробку переделали, но общая высота отделения управления осталась прежней. Самое же главное, что высота линии огня составила 1940 мм, а общая высота машины - 2200 мм. Это на 400 мм ниже Pz.Sfl.I für 7,62 cm Pak 36. Спереди и по бортам боевое отделение прикрыли броневыми листами толщиной 10 мм. Штатный орудийный щит 7,5 cm Pak 40 сохранился, к нему также приварили боковины, чтобы в боевое отделение не попадали пули и осколки снарядов.

Alkett построил только один образец, дальше производство перешло на другие заводы.
Alkett построил только один образец, дальше производство перешло на другие заводы.

Нельзя сказать, что это было наиболее удачное решение. В идеале требовалось перенести боевое отделение в корму корпуса, перекомпоновать моторное отделение и удлинить шасси на один опорный каток. Кроме удлинения шасси, всё остальное можно увидеть на последующей машине - гаубичной САУ leFH 18/2 (Sf) auf GW II, она же Wespe. Но немцы как-то не горели желанием идти по принципу, который еще в начале 1942 года выбрали советские танкостроители. Результат был очевиден: боекомплект Pz.Kpfw.II als Sfl. mit 7,5 cm Pak 40 составил всего 37 унитаров. Кроме того, расчет боевого отделения составил 2 человека, причем сидений не предусматривалось.

Серийный вариант машины, так она выглядела с июля по ноябрь 1942 года.
Серийный вариант машины, так она выглядела с июля по ноябрь 1942 года.

Вместе с тем, у получившейся конструкции имелся один существенный плюс. Ванна не претерпевала никаких изменений, что позволяло очень быстро организовать выпуск Pz.Kpfw.II als Sfl. mit 7,5 cm Pak 40. Кроме того, всё было далеко не так плохо, как может показаться. Помимо того, что боекомплект, по сравнению с Pz.Sfl.I für 7,62 cm Pak 36, вырос на 7 унитарных патронов, пользоваться им оказалось не в пример проще. Над надмоторной плитой организовали откидные укладки, вполне удобные для использования. Кроме того, для двух номеров расчета удобство работы оказалось более-менее сносным. Всё равно в боевых условиях приходилось стоять в полный рост. Вполне неплохо оказался организован вопрос обеспечения обзорности из боевого отделения. Боевая масса машины выросла до 11 тонн, впрочем, сильно это на ходовой части не сказалось. Одним словом, с учетом срочности задания вполне удачная конверсия.

Статья по Pz.Kpfw.II als Sfl.-7

В отличие от истребителя танков на шасси La.S.138, выпускать Pz.Kpfw.II als Sfl. mit 7,5 cm Pak 40 у Alkett планов не было. В Шпандау только разработали саму машину и подготовили документацию, а дальше работа свалилась на производителей Pz.Kpfw.II, то есть Ursus и FAMO. 11 июля 1942 года окончательно утвердили измененный план производства, по нему с августа оба завода выпускали только истребители танков. В августе-сентябре сдавалось по 50 штук, по 57 в октябре-ноябре, по 67 с декабря 1942 по февраль 1943 года, плюс 68 в марте. Обсуждался и вопрос выпуска 1024 таких машин. С учетом того, что объем выпуска на Ursus и FAMO был не то, чтобы очень высокий, такой заказ растягивался года эдак на полтора, но тем не менее.

Статья по Pz.Kpfw.II als Sfl.-8

По факт объем выпуска оказался даже выше планов. Первые 18 машин сдали в июле 1942 года, 50 в августе, 55 в сентябре, 59 в октябре, 62 в ноябре и 83 в декабре. В январе 1943 года суммарно сдали 80 машин, но в феврале их выпустили всего 45 штук и 0 в марте-апреле. Причина прозаичная - начало выпуска 10,5 cm leFH 18/2 (Sf) auf GW II. В мае 1943 года сдали еще 46 истребителей танков, а последние 33 в июне, на этом выпуск окончательно остановился. За прошедшее с мая 1942 года время машину переименовывали 8 раз, на июнь 1943 года использовался индекс Panzerjäger II 7,5 cm Pak 40/2 (Sd.Kfz.131). С ноября 1943 года стал использоваться индекс Marder II, но он распространялся на все варианты истребителей танков с шасси Pz.Kpfw.II. Ursus сдал 300 машин с номерами шасси 28476-28819, а FAMO - 165 машин с номерами 28840-29004 и 38 машин с номерами 29401-29438, итого 533 штуки.

Так машина стала выглядеть с декабря 1942 года.
Так машина стала выглядеть с декабря 1942 года.

На этом число выпущенных истребителей танков данного типа не ограничилось. Обратной стороной медали минимального изменения шасси танка стало то, что принципиально не имелось больших проблем с полевой переделкой танков. Процесс этот начался с января 1943 года, причем в дело шли не только Pz.Kpfw.II Ausf.F, но и машины более ранних версий. В общей сложности переделали около 130 танков.

Одна из 130 конверсий Pz.Kpfw.II в Marder II. Определятся по фальшивому смотровому прибору на лбу подбашенной коробки.
Одна из 130 конверсий Pz.Kpfw.II в Marder II. Определятся по фальшивому смотровому прибору на лбу подбашенной коробки.

По факту такие переделки начались еще раньше - осенью 1942 года. 3 Pz.Kpfw.II из состава 4-й танковой дивизии планировали переделать в истребители танков, но Pak 40 им не прибыли. Тогда они поставили то, что есть. Похожая история была с 559-м дивизионом истребителей танков, где в июне 1943 года стали перепиливать 10 Pz.Kpfw.II. Так появлялись конверсии с другим орудием - 5 cm Pak 38.

Конверсия Pz.Kpfw.II с 5 cm Pak 38. Машина не единичная.
Конверсия Pz.Kpfw.II с 5 cm Pak 38. Машина не единичная.

Сколько именно истребителей танков изготовили с такими орудиями, неизвестно, но точно это не единичная машина. Наиболее известен экземпляр, который применялся в 23-й танковой дивизии, но он, можно сказать, самый "цивильный". А попадаются и более брутальные переделки, порой вообще без рубки (об этом лучше поговорить отдельно). Вместе с тем, даже такая кондовая конверсия оказывалась всё равно лучше, чем просто танк и пушка по отдельности.

Подвижная, но высокая противотанковая пушка

С точки зрения организации подразделений, которые получали Pz.Kpfw.II als Sfl. mit 7,5 cm Pak 40, особой разницы с Pz.Sfl.I für 7,62 cm Pak 36 не было. Типичным составом батареи истребителей танков было 9 машин (3 взвода по 3 машины), это соответствовало штату K.St.N.1148a от 15 февраля 1942 года. Далее штат начал меняться, в результате появлялись не только другие буквы в конце, но и увеличивалось число машин. Связано это оказалось с тем, что потребовались дополнительные САУ, как командирские машины.

Первые Pz.Kpfw.II als Sfl. mit 7,5 cm Pak 40 пошли в бой во второй половине 1942 года.
Первые Pz.Kpfw.II als Sfl. mit 7,5 cm Pak 40 пошли в бой во второй половине 1942 года.

Исходный штат K.St.N.1148a предполагал 3 взвода по 3 САУ в каждой. Далее число САУ выросло до 10 (1 командирская и 3 взвода по 3 машины). далее появилась вторая командирская машина. Далее ввели штат с 3 взводами по 4 машины в каждой, но и эта структура продержалась недолго. Штабная машина всё-таки понадобилась, поэтому число САУ выросло до 13 (командирская машина и 3 взвода по 4 машины в каждом). 1 июня 1943 года появился штат K.St.N. 1148d, в котором значилось 14 машин. В этом штате числилось 3 взвода по 4 машины в каждом, плюс 2 машины в штабе. На этом, наконец, успокоились.

Экспонат трофейной выставки во Владикавказе.
Экспонат трофейной выставки во Владикавказе.

В отличие от истребителя танков на базе La.S.138, приоритетом поставок Pz.Kpfw.II als Sfl. mit 7,5 cm Pak 40 значились противотанковые подразделения при танковых дивизиях. Объяснялось это просто: шасси Pz.Kpfw.II было стандартным, посему и проблем с обслуживанием не возникало. Естественно, далее машины попали и в моторизованные, и в пехотные дивизии, но основной приоритет оставался за танковыми дивизиями.

Порой в боевое отделение набивалось и до 4 человек. Не редкость.
Порой в боевое отделение набивалось и до 4 человек. Не редкость.

Первые отзывы о машине оказались более-менее позитивными. 7,5 cm Pak 40 была вполне эффективным орудием, в том числе и для борьбы с тяжелыми танками КВ. Стоит учесть, что выпуск КВ-1 закончился в августе 1942 года, а с осени стали появляться КВ-1с с более тонкой броней. Соответственно, и дистанция их поражения была выше. Отмечалась чрезмерная нагрузка на передние опорные катки шасси Pz.Kpfw.II als Sfl. mit 7,5 cm Pak 40, но опыт эксплуатации показал, что усиления катков и подвески не требуется. В виду возросшей массы тепловой режим работы мотора ухудшился, в определенных условиях это грозило перегревом. Позже начались жалобы на рвущиеся траки.

СУ-75 на шасси Т-IIб, так эта машина значилась на НИБТ Полигоне.
СУ-75 на шасси Т-IIб, так эта машина значилась на НИБТ Полигоне.

Единогласно указывалось на слишком маленький боекомплект, хотя, как уже говорилось выше, это еще не самый плохой вариант. Некоторые части жаловались на высокий силуэт, но тут уже кто-то слишком много кушать. Сравнивать истребитель танков и Pz.Kpfw.II - так себе заявка. Впрочем, становится понятно, откуда потом появилась Jagdpanzer 38. Вместе с тем, все отчеты говорят о машине, как стабильной орудийной платформе. Наконец, имелись те же претензии, что и к другим машинам с "двухместным" боевым отделением. Поэтому трое человек в рубке - это совсем не редкое явление. С правой стороны приходилось ютиться командиру с заряжающим, но отдельный командир - это всё равно хорошо.

Следует отметить, что на НИБТ Полигоне было минимум 2 таких САУ.
Следует отметить, что на НИБТ Полигоне было минимум 2 таких САУ.

В отличие от Pz.Sfl.I für 7,62 cm Pak 36, основную часть которых выкосили в 1942 году, продукция Ursus и FAMO продолжала использоваться в значительных объемах. На 20 апреля 1943 года таких машин числилось еще 300 штук, то есть более 2/3 от выпуска. Распределялись они крайне неравномерно, в том числе и потому, что в некоторых частях машины переделывались из Pz.Kpfw.II (например, в 4-й ТД их было аж 25 штук). Пик наличия Panzerjäger II 7,5 cm Pak 40/2 (так она называлась на тот момент) в войсках пришелся на конец июня 1943 года - 380 штук. Итоги боев лета 1943 года сильно повлияли на поголовье - до конца сентября дожило 265 машин, а на конец года их имелось 239 штук. За счет дополнительных конверсий число гуляло, но всё равно постепенно шло вниз. К концу 1944 года их было всего 89 штук, а к 15 марта 1945 года, когда перестали считать - 51 штука.

Сохранился образец, который воевал в составе 5-й танковой дивизии.
Сохранился образец, который воевал в составе 5-й танковой дивизии.

Из этого числа до наших дней дожило 4 машины. 2 из них ныне находится в США, еще одна, наиболее оригинальная по комплектации, стоит в шведском танковом музее Arsenalen. По имеющейся информации, шведы купили этот экземпляр в Норвегии вскоре после окончания войны. Наконец, четвертый экземпляр ныне находится в парке "Патриот". Из четырех образцов только эту машину удалось вычислить. Машина с серийным номером шасси 28781 была изготовлена на заводе Ursus, в числе 14 истребителей танков (полная батарея) ее отправили в 5-ю танковую дивизию 14 июня 1943 года. Не так давно этот образец приводили в порядок, ныне он ходовой. Правда, катать его планов нет.

Эта же машина в парке "Патриот".
Эта же машина в парке "Патриот".

Безусловно, Marder II оказалась довольно спорной машиной. Тем не менее, само то, что между идеей разработки и запуском в серию прошло около 2 месяцев, вполне себе показатель. Да и серия получилась немаленькая. Доставляли эти машины немало хлопот, поскольку только танки серии ИС имели более-менее надежную защиту от их огня. Одним словом, как быстрое решение вполне удачная разработка.

Список источников:

Panzer Tracts No. 7–2 — Panzerjaeger (7.62 cm F.K.(R ) auf gp.Sfl. to Marder 38T) development and employment from 1941 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2005

US NARA

ЦАМО РФ

Фотоархив автора

eBay

Другие статьи по немецким истребителям танков:

Krupp L.S.K., он же Krupp Motorlafette, попытка создать "самоходный лафет" для полевой и противотанковой артиллерии

История создания Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette

История Panzerjäger I, первого серийного немецкого истребителя танков

Машина снабжения gep. Munitionsschlepper VK 3.01/ VK 3.02 и самоходные установки на ее базе

История создания Pz.Sfl.Ic, скоростного истребителя танков на шасси легкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.G

Немецкие истребители танков 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) на базе трофейного французского легкого танка Renault R 35

История немецкого легкого истребителя танков Pz.Sfl.I für 7,62 cm Pak 36

История создания немецкого истребителя танков 7,5 cm Stu.Kan. auf Pz.Kpfw.38(t)

Дополнительное бронирование StuG 40

Pz.Slf.IVc и другие варианты специального шасси на базе Pz.Kpfw.IV, создававшиеся как истребители танков