История французских бронетранспортеров Voiture Blindee de Chasseurs Portes Lorraine (VBCP Lorraine 38 L и Lorraine 39 L)
В годы Первой мировой войны на свет появился новый вид техники - танки. Создавался он, в том числе, как средство поддержки пехоты, правда, и самой пехоте требовалось что-то для защиты. Кроме того, довольно быстро выяснилось, что танк является еще и неплохим средством доставки пехоты. Так пришли к еще одному новому типу военных машин - бронетранспортерам. Первыми до них дошли англичане, а следующими стали французы. В отличие от англичан, которые дошли даже до минимальной серии гусеничных БТР, французы поначалу ограничились только проектами. Да и в 20-е годы как-то особой активности не отмечалось. Тем не менее, у самих англичан в межвоенный период с бронетранспортерами дела обстояли так себе. Что же касается французов, то они всерьёз отметились по данной теме с начала 30-х годов.
9 января 1931 года французский Генеральный Штаб утвердил тактико-технические требования на целый ряд боевых машин. Самой первой в данном списке находилась машина типа K - бронетранспортер. Изначальные требования подразумевали боевую машину с экипажем из 7 человек, максимальной скоростью не менее 50 км/ч и средней 30 км/ч, а также вооружением в виде пулемета. Из этих ТТТ однозначно вырисовывалась колесная, либо полугусеничная машина. Поначалу так и получилось, правда, созданные образцы так и остались опытными. Далее счастье попытала Renault, создавшая опытный образец гусеничного БТР Renault YS. Машина получилась неплохой, но ее довольно быстро "забрили" в штабные машины. Потом снова были попытки создать колесный БТР, и даже получилось что-то минимально-серийное. По крайней мере, Panhard 179 выпустили в количестве 19 штук. В это же время счастье попытала Lorraine со своим колесным БТР Lorraine 28. Он остался опытным, тем не менее, фирма из Люневиля позже вернулась к той же теме.
Несмотря на все проблемы, возникшие в ходе работы по программе моторизации, французская армия продолжала продвигаться в данном направлении. В 1937 году 5-й и 17-й батальоны пеших стрелков переформировали в батальоны моторизованных пеших стрелков. Таким образом французская пехота, вслед за кавалерией, пыталась получить высокомобильные подразделения. Пехоте ничего не оставалось, как "подъедать" за кавалерией: вместо БТР 5-й и 17-й BCP получили Lorraine 28 VDP (Voiture de Dragons Portés – машина моторизованной пехоты). Вместо них драгуны (моторизованная пехота кавалерии) начали получать более совершенные Laffly S 20 TL. Между тем, пехотное командование отдавало отчет, что 10-местные Lorraine 28 являются не более чем временной мерой. Это подтолкнуло к созданию VBCP Lorraine 38 L (Lorraine 38 L), первому серийному французскому бронетранспортеру.
Появление этой машины стало прямым результатом успеха Lorraine по другой программе - Tracteur de Ravitaillement des Chars de Combat. Совершенно неожиданно в Люневиле смогли создать вполне удачную машину, на которую французские военные быстро положили глаз. Правда, имелись некоторые нюансы, которые усложняли задачу создания на базе Tracteur de Ravitaillement pour Chars Mle.1937 L бронетранспортера. Дело в том, что машина эта была маленькой, изначально предназначенной для перевозки боеприпасов и топлива. Часть груза перевозилось в гусеничном прицепе. Между тем, французская пехота хотела полный аналог Lorraine 28, то есть 10 человек, включая механика-водителя. Требовалось либо существенно переделывать шасси, либо искать компромиссы.
За основу машины, позже получившей обозначение VBCP Lorraine 38 L, был взят опытный образец TRC 37 L. Рецепт изготовления БТР оказался предельно простым. Вместо грузовой платформы в кормовой части корпуса организовали десантное отделение, здорово напоминавшее многоцелевую полугусеничную машину Citroën-Kégresse P19 VDP. Как и на полугусе, сзади, лицом друг к другу, сидели четверо десантников. Еще одним аналогичным решением стало появление зенитного вертлюга для пулемета FM Mle.1924/29. Десантное отделение сделали открытым сверху, а попадали туда через двухстворчатый люк в задней части.
Главная проблема заключалась в том, что 6 человек (2 спереди и 4 сзади) в конце 30-х годов было уже явно маловато. Поэтому пришлось импровизировать, в результате на свет появился самый странный из бронетранспортеров. Прицеп под топливо переделали соответствующим образом, в результате появилось место для размещения еще 6 пехотинцев и их личного оружия. Концепция размещения и прочее полностью скопировали с десантного отделения на самом БТР. По итогам расчет машины составил 12 человек (6+6), но нельзя сказать, что французские военные были сильно довольны. Нет, без прицепа всё было хорошо, но, как уже говорилось выше, нужно было перевозить 10 человек.
Нельзя сказать, что машина была плохой. Если внимательно посмотреть на VBCP Lorraine 38 L, выяснится, что получилась весьма интересная многоцелевая машина. Неудивительно, что очень быстро началось рассмотрение бронетранспортера для использования в иных функциях. Одной из первых идей оказалось его применение как тягача противотанковой артиллерии. Именно это выглядело наиболее разумным решением, ибо расчет орудия был как раз те самые 4-5 человек. Правда, идея продержалась недолго. Во-первых, с точки зрения подвижности VBCP Lorraine 38 L на такую роль не подходил, во-вторых, быстро сообразили, что Lorraine попросту не осилит всё сразу. Та же судьба оказалась и у идей использовать машину для перевозки минометов.
Несколько иначе обстояли дела с другой версией машины. Внутренние объемы десантного отделения вполне позволяли разместить там набор радийного оборудования. Так на свет появилось два варианта радийного VBCP Lorraine 38 L. Между сиденьями появился столик, а на лобовом листе рубки размещалась радиостанция. Варианты отличались друг от друга набором радиооборудования. Для командиров рот предусматривалась только радиостанция RE 55, а командиры батальонов получали две радиостанции - ER 51 и ER 55.
Приоритетной задачей оставалось изготовление машин снабжения TRC 37 L, тем не менее, уже в 1938 году заказали 2 партии по 60 машин каждая. Еще одна партия была заказана в феврале 1939 года. Поскольку Lorraine могла всё, но не могла всё сразу, к началу Второй мировой войны было готово всего 9 VBCP Lorraine 38 L. Производство постепенно возрастало, тем не менее, объемы выпуска не поражали воображение. Если TRC 37 L смогли изготовить около 450 штук, то бронетранспортеров сдали 149 штук. Соответственно, и частей, которые их получили, оказалось немного. Это уже упоминавшиеся 5-й и 17-й BCP, каждый получил по 48 машин данного типа. Еще 20 машин получил 16-й BCP.
Даже если бы Франция не пала в июне 1940 года, на планы выпуска VBCP Lorraine 38 L это особо не влияло. Дело в том, что Lorraine не сидела сложа руки. В июне 1939 года на испытания вышла новая версия машины - VBCP Lorraine 39 L, или Lorraine 39 L. На сей раз речь шла не о простой конверсии TRC 37 L, а полноценном бронетранспортере. Учтя ошибки, допущенные при создании VBCP Lorraine 38 L, создатели машины существенно доработали шасси. Общая высота машины достигла 1740 мм, что на 210 мм ниже полной высоты VBCP Lorraine 38 L. Одновременно длину машины увеличили до 4500 мм, а ширину - до 2030 мм. За счет этого удалось перекомпоновать машину, создав из нее то, что в полной мере соответствовало Voiture Blindee de Chasseurs Portes.
Десантное отделение стало 8-местным. Двое пехотинцев сидело спиной по ходу движения, остальные, как и ранее, лицом друг к другу. Несмотря на снижение высоты, десанту не требовалось сидеть пригнувшись, места вполне хватало, кроме того, имелась возможность вести огонь, встав в полный рост. Также для стрельбы имелись амбразуры в створках заднего люка. В бортах предусматривались смотровые щели. Конечно, VBCP Lorraine 39 L был поменьше Sd.Kfz.251, но в целом машина получалась вполне удачной. Уж явно лучше того же Universal Carrier. Правда, с одним существенным нюансом: Universal Carrier был в крупной серии, а новинка Lorraine к началу войны только испытывалась. Решение о запуске машины в серию было принято 31 августа 1939 года, буквально за день до начала войны.
По планам, производство VBCP Lorraine 39 L начиналось с 241-й машины VBCP, ожидалось это в августе 1940 года. До конца года предполагалось получить 200 таких машин. В апреле французские военные запустили программу "мобилизационного" БТР, в его роди предполагался Renault DAJ 1. Машина откровенно тесная и бестолковая, зато в объеме "от 100 до 150 штук в месяц". Можно только поразиться неудаче французских военных. Видимо, религия не позволила еще осенью 1939 года срочно развернуть выпуск VBCP Lorraine 39 L на других заводах. На всякий случай стоит напомнить, что Lorraine широко использовала сторонние комплектующие. Да и боевая ценность у VBCP Lorraine 39 L была выше Renault DAJ 1, на этой базе предполагались даже САУ. Но о каком разуме можно говорить, если французские военные просадили все полимеры не то, что с БТР, а со средними танками? Одним словом, разум и логику там лучше не искать.
VBCP Lorraine 38 L активно повоевали, хотя каких-то особых успехов не достигли. В конце концов, не стоит что-то ждать от БТР, это не чудо-оружие, особенно если их используют всего 3 подразделения. Пережившие бои мая-июня 1940 года машины достались немцам, часть из них использовались как спецмашины. В 1944 эти машины переделывали уже для нужд FFL. Два образца VBCP Lorraine 38 L удалось выкопать в 2000 году под Берлином, ныне они находятся в военно-техническом музее Дрездена. Возможно, когда-нибудь одну из них французы смогут забрать себе, всё же машина знаковая. Какой-никакой, а первый реально массовый французский БТР.
Список источников:
Massin L'automobile sous l'uniforme 1939-1940, Francois Vauvillier, Jean-Michel Touraine, Massin Editeur, 1992.
The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, Franзois Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
Guerre, blindés & matériel (GBM) № 98, HS 3, HS 4
Chenillette Lorraine, Christian Touzin, Pierre Gurtner, Tanks Armour Profile Nr.10, Profile Publicatins, 1967
Архив автора
eBay
Другие статьи по французским гусеничным и полугусеничным машинам:
История UNIC TU 1, создававшегося как легкий тягач противотанковой артиллерии для французской пехоты
История TRC 36 R, или Renault ACD 1, гусеничной машины снабжения, созданной на базе Renault UE