Дирижабль — это летательный аппарат (аэростат) легче воздуха, который использует подъемную силу газов (например, гелия) для полета. В отличие от самолетов, он может зависать в воздухе и перемещаться с малой скоростью, что делает его идеальным для наблюдений с высоты, а также рекламы.
Его уникальность — в сочетании автономности, бесшумности и возможности длительного пребывания в воздухе без дозаправки.
Для того чтобы дирижабль двигался, у него был двигатель — в зависимости от эпохи: паровой, электрический, газотурбинный, внутреннего сгорания и даже водородный. Кстати, тогда полеты называли «воздухоплаванием».
В начале XX века дирижабли считались вершиной технического прогресса и символом человеческого гения. Эти воздушные корабли, способные пересекать океаны и перевозить десятки пассажиров с невиданным для того времени комфортом, казались воплощением будущего. Особенно прославились дирижабли конструкции графа Цеппелина — немецкого изобретателя и военного, который впервые поднялся в небо на аэростате во время Гражданской войны в США и навсегда «заболел» воздухоплаванием.
Пик развития дирижаблестроения пришелся на 1920-1930-е годы. В 1928 году «Граф Цеппелин» начал регулярные трансатлантические рейсы, перевозя до 20 пассажиров со скоростью 120 км/ч. В 1929 году этот же дирижабль совершил кругосветное путешествие с всего тремя промежуточными посадками. Комфорт на борту превосходил всё, что могла предложить тогдашняя авиация: пассажирские каюты, ресторан с кухней, просторный салон и даже ванная комната — уровень, который самолёты достигли частично лишь в 1950-х годах.
СССР также не отставал в этом плане. В 1929 году курсанты воздухоплавательной школы московского Осоавиахима инициировали сбор средств на первый советский дирижабль, что привлекло внимание Политбюро. Крупнейшим советским дирижаблем стал «СССР-В6» объёмом 19 000 кубометров, построенный при участии итальянского конструктора Умберто Нобиле. Дирижабли рассматривались как перспективное средство освоения Арктики и дальних перевозок в условиях отсутствия развитой аэродромной сети.
Плюсы дирижаблей:
- Большая грузоподъемность. Даже первые примитивные по конструкции дирижабли могли поднимать в воздух и перевозить на расстояния десятки тонн полезной нагрузки;
- Автономность и дальность. Дирижабль спокойно может преодолевать огромные расстояния — 10-15 тысяч километров без посадки;
- Высокий уровень комфорта. Внутри «салона» этого летательного аппарата умещалась полноценная гостиница со всеми вытекающими;
- Высокая экономичность. Дирижабль поднимается за счет недорого газа, который легче воздуха. А двигатели используются только для горизонтального перемещения, и запас топлива можно экономить — летательный аппарат может буквально «плыть» по воздушному течению;
- Минимальная наземная инфраструктура. Если самолету нужна взлетно-посадочная полоса со сложной структурой, то дирижабль можно «припарковать» к специальной мачте и «поднять» вниз для загрузки и разгрузки.
Катастрофы
Одна из важных причин, по которой человечество отказалось от дирижаблей — крупные катастрофы. Во время посадки в Лейкхерсте (США) в хвостовой части произошло возгорание, и через 34 секунды гигантский воздушный корабль превратился в пепел. Из 97 человек на борту погибли 36. Эта катастрофа была зафиксирована на кинопленку и растиражированная в прессе, стала мощным ударом по репутации дирижаблей.
Но «Гинденбург» был далеко не единственная катастрофа. В 1921 году британский дирижабль R-38 разломился на две части во время испытаний, унес жизни 44 из 49 человек на борту. Расследование показало, что конструкция была рассчитана только на статические нагрузки без учета аэродинамических сил при маневрах. В 1930 году потерпел катастрофу британский R-101, погибли 48 человек. В 1933 году американский «Акрон» упал в Атлантический океан, погибло 73 человека из 76.
Советский «СССР-В6» постигла схожая участь в феврале 1938 года — дирижабль разбился о сопку на Кольском полуострове, что фактически поставило точку в советском дирижаблестроении.
Минусы дирижаблей
Самая главная проблема дирижаблей — пожароопасность. В большинстве летательных аппаратах использовали горючий газ водород: он был недорогим. Гелий дороже водорода. Второй существенный минус дирижаблей — сильная уязвимость к погодным условиям. Множество трагических инцидентов случались с этими летательными аппаратами при наборе высоты или посадке — сильный ветер буквально мог «завалить» дирижабль, и он падал. Известны случаи, когда дирижабль получал повреждения, находясь на стоянке привязанным к мачте.
Третья причина — конструктивная сложность такого аппарата. Например, «Гинденбург» имел длину 245 метров — всего на 24 метра короче «Титаника».
Четвертая причина — высокая стоимость эксплуатации дирижаблей. Полет продолжался очень длительное время из-за высокого комфорта, поэтому билет не может стоить сильно дешево.
Ну и еще одна причина — конкуренция с авиацией. Самолетостроение начало активно развиваться, и самолет будет быстрее дирижабля. По факту, дирижабль — это переходная технология.
Кстати, бытует мнение, что дирижабли бы остались, если бы не конспирологические теории. Одна из популярных теорий — заговор нефтяных и авиационных корпораций, которым было невыгодно развитие безопасного и экономичного альтернативного транспорта. По другой версии, дирижабли могли представлять угрозу для изучения «закрытых» территорий, так как позволяли долгое время находиться в воздухе и вести наблюдения в ту эпоху, когда не было беспилотных аппаратов.
Есть и более экзотические предположения — например, что автономность дирижаблей могла угрожать интересам крупных экономических игроков. Но большинство экспертов сходятся во мнении, что причины упадка были вполне объективными и связаны с техническими и экономическими факторами.
Современное состояние
Несмотря на то, что прошло более 100 лет после активного использования дирижаблей, интерес у человечества к ним не утихает.
- Безопасность улучшилась — использование гелия вместо водорода полностью устраняет пожароопасность;
- Экономичность — новые композитные материалы и двигатели делают эксплуатацию более выгодной;
- Экологичность — дирижабли потребляют значительно меньше топлива, чем самолёты аналогичной грузоподъёмности;
- Уникальные возможности — способность зависать на месте и перевозить очень тяжёлые грузы делает дирижабли незаменимыми для некоторых задач.
В России группа компаний «Росаэросистемы» разработала несколько моделей современных дирижаблей. Например, AU-30 длиной 54 метра может перевозить 10 человек (2 пилота и 8 пассажиров) и используется для мониторинга линий электропередач — задачи, для которой вертолёты слишком дороги и неэффективны. Медленное и плавное движение дирижабля идеально подходит для сканирующего оборудования. Впрочем, активное развитие беспилотных систем вряд ли приведёт к тому, что дирижабли будут востребованы.
Какой вывод?
Дирижабль — переходная технология. Если проводить параллели, то вначале люди изобрели воздушный шар, потом появились дирижабли. Но активное развитие авиации привело к тому, что сейчас развиты самолёты. Кстати, человечество также отказалось от сверхзвуковой пассажирской авиации — об этом будет обязательно статья на этом канале. Не забудьте поставить лайк и подписаться на блог.