Притча о блудном сыне — притча Иисуса Христа в 15-й главе Евангелия от Луки, иллюстрирующая Божье милосердие и прощение ко всем грешникам, которые с раскаянием обращаются к Нему.
Главными персонажами являются отец, олицетворяющий Отца Небесного, старший сын, выступающий в образе самоправедного верующего и младший (блудный) сын, сыгравший роль отступившего от Бога верующего и вопиющего к Нему о прощении.
Сюжет повествует о молодом человеке, который просит у отца долю наследства и отправляется в дальние земли, где проматывает наследство на беспечную жизнь.
Когда деньги кончаются, сын буквально оказывается на дне — работает пастухом и живет впроголодь. Тогда он принимает решение вернуться домой. Стыдясь своих поступков, он надеется вернуться в семью хотя бы в качестве слуги, но отец встречает его с распростертыми объятиями, радуясь его возвращению:
"Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся".
Старший сын же был в поле, а когда вернулся, был возмущён такому "несправедливому" милосердию:
"Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка".
После этого отец произносит значимую для всего христианства фразу:
"Этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся" - это аллегория возвращения заблудших грешников в лоно церкви.
Отец в притче – не суровый судья, а воплощение безграничного, иррационального, ждущего милосердия. Он не требует полного искупления долга, не читает нотаций. Он видит страдающего сына и его любовь опережает покаяние.
История младшего сына – универсальный путь заблудшей души. Это не ошибки юности, а полный разрыв с источником жизни (отцом, домом, Богом). Дно (свиньи) – символ полной потери человеческого достоинства. Прозрение – момент истины, признание своей нищеты и ложности выбранного пути. Возвращение – акт смирения и надежды.
Часто внимание уделяют только блудному сыну, но его старший брат – ключевая фигура! Он – символ "правильных", законопослушных, но холодных сердцем. Его обида, ревность, ощущение несправедливости – ловушка праведности. Притча ставит мучительный вопрос: способны ли мы, считающие себя "хорошими", радоваться возвращению "плохих"? Не скрываем ли мы в душе такого же осуждающего фарисея?
Так сталкиваются две модели отношений: любовь как дар (отец к младшему сыну) и любовь как награда за заслуги (ожидания старшего сына). Притча утверждает: истинная любовь и прощение не покупаются послушанием и не теряются из-за падений. Они даруются.
Спустя шестнадцать веков после написания притчи, на закате своей жизни, измученный потерями (умерли любимая жена Хендрикье и сын Титус), почти ослепший и разорённый, Рембрандт пишет свою самую известную картину – "Возвращение блудного сына" (ок. 1666-1669). Это не иллюстрация, а глубочайшее богословское и психологическое истолкование в красках.
Из тьмы, как из бездны отчаяния, выхвачены мощным, таинственным лучем света только фигуры главных действующих лиц. Этот свет – символ Божественного присутствия, милосердия, прорывающего мрак греха и отчаяния.
Мы видим блудного сына со спины. Это не юноша, а измождённый, сломленный жизнью старик (хотя, возможно, он ещё молод). Его лысая голова, истерзанные ноги, жалкие лохмотья – воплощение полного нищеты и унижения.
Блудный сын снял один сапог неслучайно - в этом усматривают параллель с эпизодом из Книги Исхода, когда Бог говорит Моисею, созерцающему неопалимую купину: "Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исх. 3:5). Таинство исповеди в грехах и божественного прощения — тоже "территория" священного.
Отец на картине выступает воплощение милосердия. Мы видим старого человека в простых одеждах. Его лицо, склонённое к грязной голове сына, выражает безмерную скорбь и бесконечное сострадание. Он не судит, он обнимает. Различие в руках отца (одна мягкая, другая сильная) подчеркивает двойственность его любви и символизируют материнскую и отцовскую любовь. Мы видим момент глубочайшей внутренней встречи, примирения, передаваемого через прикосновение и свет.
Интересно, что богатые одежды, в которых изображены герои, были частью коллекции художника. В XVII веке в голландские порты стекались многочисленные товары. Рембрандт регулярно прогуливался там и скупал ткани, украшения и оружие. Всё это потом использовалось в работе.
Рембрандт берет библейскую притчу, наполненную вечными вопросами о грехе, прощении, справедливости и любви, и воплощает её не в идеальных образах, а в реальных, израненных жизнью людях.
Спустя время Ван Гог очень точно скажет о Рембрандте: "Надо умереть несколько раз, дабы так рисовать... Рембрандт проникает в тайну так глубоко, что вещает о предметах, для которых нет слов ни в каком языке. Вот почему Рембрандта и называют: волшебником. И это не простое ремесло".
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: