Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Старая кокетка: что происходит на этой картине?

На первый взгляд перед нами изображена дама, отчаянно старающаяся выглядеть моложе. Однако если присмотреться повнимательнее, то мы можем обратить внимание на её глаза, полные мудрости, и на гордую осанку — всё выдаёт в героини характер, сформированный жизненным опытом... Но время не пощадило ее былой красоты: дряблая кожа, узловатые пальцы рук. Две служанки насмешливо помогают завершить ритуал одевания перед балом. Художник Бернардо Строцци изображает молодых героинь, лишая их индивидуальности. Они ещё не знают, что и их юность скоротечна, и однажды им тоже предстоит заглянуть в лицо старости... При изображении служанок мастер написал одно лицо, лишь изменив цвет волос. Они некрасивы, их лица откровенно глуповаты, а усмешка делает их ещё более отталкивающими. Это аллегория под названием "vanitas vanitatum" — "суета сует", довольно популярная тема в искусстве барокко. Картина напоминает о быстротечности жизни: роза в руках главной героини символизирует увядающую молодость, цветы невес

На первый взгляд перед нами изображена дама, отчаянно старающаяся выглядеть моложе. Однако если присмотреться повнимательнее, то мы можем обратить внимание на её глаза, полные мудрости, и на гордую осанку — всё выдаёт в героини характер, сформированный жизненным опытом...

Бернардо Строцци, "Аллегория Бренности"("Старая кокетка").
Бернардо Строцци, "Аллегория Бренности"("Старая кокетка").

Но время не пощадило ее былой красоты: дряблая кожа, узловатые пальцы рук. Две служанки насмешливо помогают завершить ритуал одевания перед балом. Художник Бернардо Строцци изображает молодых героинь, лишая их индивидуальности. Они ещё не знают, что и их юность скоротечна, и однажды им тоже предстоит заглянуть в лицо старости...

При изображении служанок мастер написал одно лицо, лишь изменив цвет волос. Они некрасивы, их лица откровенно глуповаты, а усмешка делает их ещё более отталкивающими.

-2

Это аллегория под названием "vanitas vanitatum" — "суета сует", довольно популярная тема в искусстве барокко. Картина напоминает о быстротечности жизни: роза в руках главной героини символизирует увядающую молодость, цветы невесты (флёр д’оранж) намекают на чистоту, а бархатцы вызывают ассоциации с погребением.

-3

Контраст старости и молодости изображён с жестокой правдивостью. Возрастные следы (грубые морщины, провалившиеся щеки, узловатая старческая рука, сжимающая хрупкую розу) противопоставляется цветущей юности служанок.

Зеркальное отражение усиливает трагизм ситуации — это метафора внутреннего конфликта: противоречие физической и духовной составляющей природы человека. Мрачная ирония напоминает зрителю о власти времени над человеком.

-4

Бытует мнение, что идея композиции была подсказана Строцци венецианском заказчиком, который хотел заполучить в свою коллекцию полотно на "модную" тему vanitas. Действительно, в XVII веке эта тема привлекла внимание венецианцев. Тогда же в Венеции выходит в свет ряд литературных произведений, в частности, поэма анонимного автора 1620 года с описанием женщины за туалетом перед зеркалом:

"Бедная женщина, как ты можешь любоваться своей красотой, от которой не осталось и следа. Прочь, прочь зеркала, и не думай о том, чтобы украшать свое лицо румянами и пудрой)".

Эти строки вполне могли послужить для Строцци своеобразным поводом при создании картины.

-5

Что касается изобразительного решения, то с большой долей уверенности можно утверждать, что образцом художнику послужило знаменитое полотно Тициана "Венера перед зеркалом", которое вместе с картинами, находившимися в доме художника, перешла к его сыну Помпонио, а затем к семье Барбариго, где ее несомненно видел Строцци (в коллекции Барбариго находилось несколько картин генуэзского мастера, что подтверждает тесные связи художника и собирателя).

"Венера перед зеркалом", Тициан.
"Венера перед зеркалом", Тициан.

Как и у Тициана, в картине Строцци фигура показана поколенно, хотя ее поворот и положение зеркала изменены. Обращение к данной картине не покажется странным, если вспомнить, что в XVII веке изображение Венеры нередко включалось в композиции типа vanitas, а сюжет "Венера перед зеркалом" интерпретировался как любование греховной плотью.

На тему vanitas в картине Строцци также указывают лежащие на туалетном столике предметы: среди них мы можем разглядеть драгоценный серебряный сосуд с ручкой в виде гарпии, веер, флакон духов, украшения.

-7

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: