Часто ли вы ездите на короткие расстояния — до магазина, школы или работы? Если да, то вас много.
С ростом цен на топливо всё больше россиян переходят на общественный транспорт или сокращают количество поездок. Опрос одной из популярных финансовых платформ показал, что 56,8% автомобилистов стали реже садиться за руль, чтобы сэкономить. В условиях нестабильной экономики тратить лишнее никто не хочет.
В США ситуация похожая. По данным Министерства энергетики, средняя длина автопоездки там — менее 10 километров, а лишь 7% поездок превышают 50 километров. И в России, и за океаном большинство водителей используют машины для коротких поездок — в ТЦ, на работу или чтобы отвезти детей в школу или на кружки.
Однако короткие и редкие поездки могут навредить автомобилю сильнее, чем кажется. Пока вы наслаждаетесь комфортом и музыкой в салоне, двигатель машины работает на износ.
Главный враг двигателя — не холод, а недостаточный прогрев.
Проблема в том, что мотор не достигает нужной температуры. Частые холодные запуски и недостаточный прогрев могут серьезно навредить автомобилю.
Каждый двигатель работает оптимально в определенном температурном диапазоне — обычно от 90 до 105 °C. Для достижения этой температуры требуется время, и, как правило, его больше, чем кажется. Если вы часто ездите на короткие расстояния, двигатель не успевает прогреться должным образом. Это может привести к проблемам.
Короткие поездки негативно влияют на двигатель, вызывая загустение и загрязнение масла. Во время работы двигателя из-за температурных перепадов образуется конденсат. Это заметно по воде или дыму, которые появляются при запуске. Если двигатель не прогревается полностью, влага не испаряется, а смешивается с маслом, делая его густым и липким. Такая субстанция забивает масляные каналы, препятствуя нормальной смазке деталей. Кроме того, влага может вызвать коррозию внутренних компонентов.
Когда двигатель холодный, детали не достигают оптимального размера, что увеличивает зазоры. В результате через поршневые кольца проникают газы сгорания, смешиваются с маслом и делают его густым. Это снижает смазывающие свойства масла и может повредить двигатель.
Какие ещё проблемы могут возникнуть?
Короткие поездки негативно влияют на двигатель. Холодный мотор работает на обогащённой топливной смеси, потребляя больше топлива, чем требуется. Когда двигатель прогревается, смесь становится оптимальной. Однако при коротких поездках избыточное топливо оседает на стенках цилиндров. Оно смывает смазку, ускоряя износ двигателя. Кроме того, топливо попадает в масло, загрязняя его. Это может привести к образованию нагара, который ухудшает работу клапанов.
Это еще не все! Такие режимы езды негативно влияют и на аккумулятор. Если двигатель работает короткое время, генератор не успевает полностью зарядить батарею. В итоге она постоянно остается недозаряженной, что резко сокращает ее срок службы.
Еще один важный момент: при регулярной работе двигателя на обогащенной топливной смеси в сотах каталитического нейтрализатора могут накапливаться отложения, напоминающие нагар. Это происходит из-за неполного сгорания топлива, и на поверхности сот оседают остатки углерода.
Кроме того, в нейтрализатор могут попадать частицы сажи и нагара, которые отделяются от днища поршней, стенок цилиндров или других элементов камеры сгорания. Особенно это заметно при износе двигателя или использовании некачественного топлива.
Как бороться с этим? Как избежать проблем?
Вы, наверное, думаете: «У меня дорога до работы занимает всего 10 минут, а до магазина и вовсе пять минут пешком, но я всё равно езжу на машине». Не переживайте, если вы не можете отказаться от коротких поездок. Есть способы минимизировать вред от них. Главный из них — устраивать своему автомобилю «прогулки».
Раз в пару недель отправляйтесь в длительную поездку. Проезжайте 150–200 километров по живописным маршрутам или съезжайте в соседний город за вкусной едой или для посещения исторических мест, музеев, выставок. Главное — дайте двигателю поработать на полную мощность, прогреться как следует и, конечно, соблюдайте правила дорожного движения. Это точно пойдёт на пользу вашему автомобилю.
Вот несколько советов:
- Объединяйте поездки, чтобы реже запускать двигатель.
- Используйте зарядное устройство для аккумулятора и регулярно подзаряжайте его.
- Делайте регулярные поездки по скоростному шоссе минимум на 15 минут. Желательно, чтобы обороты двигателя были выше 3800-4000 в минуту. Если у вас автоматическая коробка передач или вариатор, включите спортрежим.
- И, конечно, не забывайте вовремя менять масло — лучше чаще, чем рекомендует производитель.
С вами были CARCADE. Свободных вам дорог!