Всем привет! У меня на заметке есть несколько тем о ранних симптомах РАС, и писать я планировала о другом, но, как говорится, звезды сошлись... Насмотревшись кулинарных видео на дружественных каналах, в субботу предложила дочке научиться варить сосиски... Но, я забыла одно из наших важных правил - к любой новой информации ее нужно готовить заранее, иначе слез и криков не оберешься. Так и вышло. А на следующий день я познакомилась с любопытной статьей Ребёнок, который отказывается от всего... по наводке уважаемой Вэл К., и обнаружила тут описание одного из наших ранних симптомов РАС, который имел свое неприятное продолжение. Борьбой с ним мы с переменным успехом занимаемся до сих пор. Об этом и расскажу.
Приветствую на канале Млава & мама, меня зовут Елена, Млаве 8 лет, у нее высокофункциональный аутизм. Про нас
Хочу начать с того, что дочкина сообразительность годами была моей путеводной звездой, все остальное казалось не существенным. Я считала, что научить можно всему, моя любимая цитата по жизни - "нет ничего невозможного для человека с интеллектом" ("Служебный роман"). Но на практике это оказалось не совсем так. Оказалось, есть особенности, которые мешают обучать, и одна из них - это острое сопротивление любому внешнему воздействию, непереносимость принуждения в любой форме, автоблокировка всех каналов восприятия при давлении или манипулировании... Осторожно, двери закрываются.
В упомянутой статье это расстройство называют PDA - патологическое избегание требований. Не берусь утверждать, что у Млавы есть такое расстройство, но описанный механизм отрицания очень напоминает нашу ситуацию, особенно, когда требования возникают неожиданно и при необходимости выполнять какие-либо инструкции. Мне это напоминает симптомы аллергии, когда организм человека безобидные вещи воспринимает как смертельную угрозу и готов убить себя лишь бы дать отпор "врагу".
Впервые с этой особенностью мы познакомились, когда подошло время осваивать горшок, может быть это и есть первое требование к ребенку - свои дела надо делать в специально отведенном месте. У Млавы знакомство с горшком вызвало ужас, а предложение посидеть на нем - яростное сопротивление и панику. В течение года я то так то этак предлагала ей воспользоваться этим прекрасным приспособлением, но безрезультатно, каждый раз это заканчивалось слезами. Не вдаваясь в интимные подобности, могу сказать, что в 2 года какой-то невидимый пазл в Млавиной голове сложился, и она освоила этот навык сама без моего участия и в дальнейшем пользовалась им без напоминаний и эксцессов.
По мере взросления возникала необходимость овладевания новыми навыками и некоторые встречались Млавой с большим сопротивлением. Когда она пошла в садик, оказалось, что в 4 года нужно одеваться и раздеваться самостоятельно. Детей много и воспитатель не может одевать каждого. Помочь застегнуть пуговицы, молнии и надеть шапку - да, но что-то ребенок уже должен уметь делать сам. У Млавы с одеванием всегда были большие трудности и по словам возмущенной воспитательницы она НЕ ХОТЕЛА УЧИТЬСЯ! Удивили... Для Млавы посещение садика стало очень стрессовым во многом из-за тотального принуждения буквально ко всему. Это одна из причин, почему мы ушли.
Не то чтобы я не интересовалась, что ребенок должен уметь, какая мама не хочет что бы ребенок что-то делал самостоятельно? Но к этому возрасту у меня уже сложилось понимание, что принуждение не работает от слова совсем и всему свое время. Как не заставляй, Млава не сможет сделать то, к чему внутренне не готова, давление только истощает ее нервную систему, дочка становится раздраженной и агрессивной с непредсказуемым поведением. Апофеоз стратегии по принуждению у нас случился, когда с 6-ти лет Млава пошла на подготовку к школе, ребенок просто молча съехал с катушек.
Нередко я читаю о том, что у нас легкий случай, девочка замечательная, с интеллектом, какие еще могут быть проблемы? Примерно также я рассуждала на первом приеме у психиатра, когда мне предложили заняться оформлением инвалидности. Как инвалидность? У нее же интеллект! На что врач пожилой мужчина ответил: интеллект - это не единственная функция мозга и даже не самая важная... И в школе кроме знаний, есть еще регламент. Те самые правила и требования и способность их нормально выполнять, делать то, что говорит учитель без плача и истерик, действовать в группе и еще множество нюансов, о которых мы даже и не задумываемся, а выполняем автоматически, оказавшись в социальной среде: в магазине, транспорте, вокзале, на работе... Вот кстати о работе, как работать, если не в состоянии выполнять требования и инструкции?
Почему так происходит:
По моим наблюдениям причины сопротивления требованиям кроются в следующем:
- Трудности с восприятием новой информации, Млава затрачивает на обработку значительно больше времени и ресурсов, чем нормотипичный ребенок, который делает это даже не задумываясь. Она банально устает, поэтому новые требования и условия часто воспринимает в штыки.
- Проблема с вниманием, которое все время направлено внутрь, а не вовне и быстро переключаться между задачами, особенно по прихоти постороннего человека, трудно и энергозатратно для нее. Здесь я вспомнила о лапах летучих мышей, недавно узнала, что им совсем не тяжело держаться, чтобы спать вверх ногами, потому что они прикладывают усилия чтобы разжимать пальцы, а не сжимать. Так и Млава, постоянно прилагает усилия чтобы переключать свое внимание во внешний мир, но быть в таком состоянии долго она не может.
- Рациональное мышление - Млава делает то, что нужно ей и многие важные вещи и необходимость им учиться для ее понимания пока не доступны в силу возраста и небольшого жизненного опыта.
- Самолюбие или страх ошибиться у нее очень высоки. Она даже и браться не будет при малейшем подозрении на неудачу.
- Не нравится человек, выдвигающий требования, условия или инструкции. Личное отношение у дочки стоит на первом месте при общении и взаимодействии, для нее это выше любых социальных норм, она не смотрит на значимость человека или его статус.
Что мы с этим делали:
За последние годы у нас сложилась система взаимодействия, которая позволяет избегать сильного сопротивления:
- Когда Млава была маленькая, я старалась ее увлечь, ловить моменты внимания и интереса, показывать, не требуя активного участия, и просто ждала пока она созреет, чтобы действовать сама. Да, времени требовалось намного больше, но обучение происходило без большого стресса, и все, что необходимо, мы постепенно осваивали. Очень эффективно было использование игрушек, если "просила" что-то сделать любимая игрушка, Млава ну очень старалась ее порадовать.
- Огромное значение имели близкие и доверительные отношения, разные обнимашки и целовашки, юмор, смех. Как можно отказать, если мама такая хорошая и так ее любит?
- Уважение без оглядки на возраст, любой человек, даже если ему всего 8 лет, заслуживает такого же уровня вежливости и обходительности, как любой взрослый. Писала о этом в статье РАС и волшебное слово.
- Везде, где возможно, я избегала требований и давления, старалась договариваться и находить компромиссы, предлагать выбор. Да, бывают ситуации, когда без принуждения не обойтись, но я стараюсь использовать его как можно реже, по принципу: 9 раз договорись и тогда можно один раз потребовать.
- О некоторых неприятных делах я сообщаю Млаве заранее, в зависимости от ситуации. О том, что скоро спать или занятие говорю за 10-15 минут, о посещение врача - за пару дней.
- Максимально подробно и много раз рассказываю о том, что предстоит делать, чтобы у нее было самое полное понимание о предстоящих делах. Так мы исключаем элемент неизвестности и неожиданности.
- Не жалею похвал и комплиментов чтобы поддержать ее уверенность в себе и самооценку.
- Стараюсь подавать информацию под углом, который ей интересен, например: завтра покатаемся на автобусе, заодно сделаем некоторые дела.
- Возможность сделать что-то самостоятельно без надзора и указаний часто оказывается очень полезной, иногда даю Млаве задания и ухожу, чтобы не раздражать своим присутствием.
- Стараюсь избегать замечаний в некритичных ситуациях, больше внимания обращать на то, что получилось хорошо.
- Во всем стараюсь демонстрировать личный пример и всегда поддерживаю и хвалю за любые начинания.
- Часто за выполнение каких-либо требований и задач Млава может выбрать себе подарок.
- Довольно неплохо дочка выполняет требования, которые включены в ежедневное расписание, она привыкает к рутине и такие вещи перестают быть для нее новыми и неожиданными. Т.е., если хотим учиться готовить, это должно войти в нашу жизнь на уровне чистки зубов. Тогда да, она будет это делать через не хочу и не могу, потому что так уж принято. Правда я пока не готова так много внимания уделять обучению готовке, так как это часть времени, которое я могу побыть наедине с собой.
Казалось бы, все не так уж плохо и у нас в целом многое получается. Но есть одна проблема, всеми этими танцами с бубном занимаюсь только я, другие люди, близкие и посторонние, считают, что если сказали - значит встала и сделала! Без разговоров и церемоний. Поэтому Млава - прекрасный ребенок только с очень ограниченным кругом доверенных лиц, например с коррекционными педагогами, которые все это понимают и умеют. Ее возможность выносить школу я тоже связываю во многом с большой свободой и психологическим климатом дома, с хорошими отношениями с учительницей.
Справедливости ради хочу отметить, что во всем этом есть не только негативные стороны. Иногда дочка удивляет меня своей самобытностью и мудростью в том, что она делает по своему разумению. Надо признать, что ее самостоятельная деятельность часто оказывается более продуктивной, чем слепое соблюдение требований и инструкций. Если она проявляет инициативу, я охотно предоставляю ей полную свободу. Так было например с английским, где я взяла на себя роль собеседника (на сколько позволяли мои знания) и чтение вслух, а разбираться с конструкциями и грамматикой предоставила дочке, раз ей это так интересно.
А как дела с обучением у вас? Знакомы с избеганием требований?
Статьи по теме: Мой ТОП "звоночков" РАС. Что пошло не так...