Недавно я искала фонтан и пересмотрела некоторые старые видео с дочкой, они у меня смонтированы в 5 небольших фильмов: от рождения до 2,5 лет. Поймала себя на том, что замечаю те самые "звоночки", которые тогда казались милыми особенностями, и задумалась: на что в действительности стоило обратить внимание? Что можно было сделать иначе, если бы заметила ее особенности сразу?
Когда Млаве было уже 4 года, и она пошла в садик, я начала перекапывать интернет в поисках информации об особенностях ее поведения. Подозрения у меня уже были. И действительно, существуют разные списки основных симптомов РАС, но по ним довольно сложно понять, есть ли они у конкретного ребенка или нет. Часто можно встретить перечисление всяких ужастей: отсутствие эмоций, нежелание прикосновений и объятий, нет визуального контакта, ходит на носочках, ничего не ест и т.д...
А еще мне попадалась информация, развенчивающая мифы об аутизме, например, видео, в котором врач рассказывала, что все эти ранние симптомы могут быть вариантом нормы: если ребенок, например, боится громких звуков - это еще не обязательно аутизм, и приводила вполне убедительные аргументы... Не сомневаюсь, что так и есть, но лучше бы она записала видео о том, что надо не бояться обращаться к специалистам (если возникают подобные подозрения), в том числе к психиатру, только этот врач может установить наличие или отсутствие РАС.
В итоге, я задумала серию статей о тех самых звоночках, которые действительно сигнализировали о реальных проблемах, и хочу составить МОЙ ТОП СИМПТОМОВ, и поразмышлять, что со всем этим можно было сделать.
Приветствую вас на канале Млава & мама. Меня зовут Елена, Млаве 8 лет, у нее высокофункциональный аутизм. Про нас
Когда психиатр спрашивал меня, было ли что-то необычное в первые годы жизни, первое и самое важное, что я вспомнила - это...
🚨 Задержка речи
Что пошло не так:
Когда Млаве исполнился год, со слов педиатра я узнала, что ребенок должен говорить в этом возрасте около 8 слов. Я была неопытной мамой и мне было не совсем понятно как считать слова, ребенок произносит много звуков, узнать среди них слово было не всегда возможно... Например, можно ли считать словом, если ребенок произносит слог из него или искаженное звучание слова? 🔔 Слоги вместо слов Млава говорила от 1,5 до 3-х лет. А первое слово я даже и не помню, настолько оно было неразборчивое, возможно это была "лампа", Млава говорила "па" и это было не "папа". Видео Речь в 2,5 года. Обнять и плакать...
Первые предложения (из двух слов) Млава стала говорить ближе к 3-м годам. В этом возрасте стало очевидно, что она... 🔔 стесняется разговаривать, старается этого в принципе избегать и пользуется речью только в крайних случаях, все чаще она пускала в ход 🔔 мычание и нытье, чтобы избежать говорения... это вводило в заблуждение. Кстати мысль, что ребенок стесняется разговаривать, подкинул дедушка, и на мой взгляд это тонкое наблюдение и тоже звоночек, что есть проблемы.
Кроме того с 4-х лет Млава начала 🔔 говорить цитатами из мультфильмов, я читала, что такое возможно и в развитие нормотипичных детей, но если они заменяют собственную речь и присутствуют в общении ребенка слишком долго - это повод насторожиться.
В последнее время замечаю, что Млава может вместо ответов 🔔 повторять вопросы за мной. По моим наблюдениям: она не понимает как реагировать и совершает это "бессмысленное" действие просто чтобы выдать какую-то реакцию.
Симптомы могут быть не только у ребенка, но и у родителя. Вспоминая наше общение в то время, я уже совсем не считаю нормальным, что часто приходилось 🔔 подсказывать ребенку ответы (или варианты ответов) на элементарные вопросы. Так же, я заметила, что в общении с Млавой 🔔 моя речь крайне упростилась и примитивизировалась. Я заметила, что 🔔 персонажи мультфильмов говорят БЫСТРО и НЕВНЯТНО, например, такой классический и популярный как Винни Пух... замечала, что дочка не понимает такую речь.
Стоит обратить внимание, если ребенок часто 🔔 неправильно повторяет новые слова (услышанные в тех же мультиках с быстрой невнятной речью), возможно проблема в том, что он их неправильно слышит, а это может говорить о нарушении восприятия.
К сожалению, как моя любимая Ксения и наверное многие мамы, масштаб проблемы с речью я осознала достаточно поздно, когда дочке было уже 4 года и даже тогда было непонятно, а как ее вообще развивать? Что конкретно делать? Хочу признаться, что была крайне невежественной в то время и считала, что логопед исправляет неправильное произношение, учит говорить Р-Р или Ш-Ш. У нас таких трудностей не было, Млава хорошо произносила все сложные звуки (спасибо речевым стереотипиям и стремлениям заучивать не только слова, но и произношение и интонации). Я слышала про дефектологов и нейропсихологов (среди моих клиентов есть детский центр развития), но не понимала, чем они занимаются, и нужно ли обращаться к таким специалистам с нашей проблемой.
Мои выводы:
☝ Развитие речи - это приоритетная цель в развитии ребенка первых лет жизни, начинать нужно сразу после рождения, не ожидая, что ребенок заговорит сам и предложениями. Не стоит верить заявлениям знакомых, что какой-то ребенок: "до 3-х лет молчал, потом сам заговорил". Важно помнить, что задержка речи - это серьезный сигнал о каком-то неблагополучии и следует уделить этому особенное внимание, это не будет лишним, даже если у вас нормотипичный ребенок.
☝ Первые слова могут быть и звуками и слогами, если подразумевают или указывают на какой-то конкретный предмет или явление. Если вы слышите звуки, которыми ребенок сообщает о предмете, и вы его понимаете - это слово. Проблемой является то, что такие звуки и слоги долгое время (месяцами) не превращаются в полноценные слова.
Моя мама рассказывала, что я уже в 1,5 года говорила простыми предложениями. Моей дочке с РАС понадобилось на это НЕСКОЛЬКО ЛЕТ и я очень жалею, что не смогла помочь или просто поддержать ее в таком трудном деле.
☝ Причиной задержки речи могут быть трудности с восприятием информации на слух. Мне трудно судить о механизмах этого непонимания, слух у Млавы нормальный. Может быть все дело именно в неспособности сконцентрировать внимание и услышать слово целиком, поэтому у нас были не слова, а чаще всего последние (или звучные) слоги этих слов, также очень долго (местами до сих пор) она не воспринимала некоторые глухие звуки.
☝ Задержка речи - это серьезный повод обратиться к специалистам такими как: логопед, дефектолог, нейропсихолог, для этого можно просто прийти на консультацию, часто она бывает бесплатной. Стоит узнать, если ли в вашем городе детские сады с логопедический группой или начать посещать отдельных специалистов сразу, как только они будут готовы взять ребенка (с определенного возраста).
☝ Задержка речи может быть одним из симптомов РАС, если есть и другие особенности, вызывающие подозрения, можно обратиться за консультацией к психиатру. Это анонимно❗Мы пришли без записи. Никаких отметок в нашей медицинской карточке врач не сделал. Насколько я знаю - никто не будет принуждать вас поставить ребенка на учет или проходить лечение без вашего согласия. Никто не узнает о вашем посещении.
Пишу о собственном опыте, если вы сомневаетесь, все эти вопросы можно прояснить с врачом до начала приема.
Делитесь вашими наблюдениями и историями в комментариях 💛
Публикации в тему:
#рас #аутизм