Миг (719).
Заметку на тему "Света-программист". В продолжение к началу,
где я рассказала, что сделала как бы приложение для Гриши, которое включает три упражнения.
1. Панда. Читаешь вопрос в тетради, слушаешь фрагмент, пишешь ответ в тетрадь.
2. Задачи. Слушаешь задачу, в тетради пишешь ответ.
3. Урфин. Читаешь в тетради утверждение. Слушаешь фрагмент. И подчёркиваешь "верно" или "неверно".
---
И вот так дело хорошо пошло, что я перенесла эти упражнения для Гриши в "самостоятельные". Он делает их целиком сам, один, без меня. Это прям вау. Упражнения на слух. Один?
Круто.
Вот что компьютер для Гриши... Суперсила.
---
Но чтобы он не просто писал белиберду себе в тетрадь, я иду к тому, чтобы приложение могло контролировать ответы.
И вот, спустя (100 лет) две недели и знакомство с новым языком программирования JavaScript я прикрутила к блоку "Урфин" утверждения и кнопки ответа.
То есть теперь Грише надо
1. Прочитать на экране утверждение.
2. Прослушать аудиофрагмент.
3. Нажать на кнопку верно или неверно.
И вот тут на сцену выходит магия "компьютер-учитель". Ибо я сделала так, что нельзя отвечать второй раз, если ошибся. То есть нельзя бездумно тыкать в кнопки, пока не натыкаешь правильный ответ. Неа. Тыкнул? Всё.
Сегодня была премьера. Пока не знаю, как Гриша к этому отнёсся. Но слушал и выполнял.
---
В планах задачи сделать целиком интерактивными. Без тетради.
А там, может, и "панду", и ещё кого.
Продолжение следует...
Не переключайтесь.
Конец.
П.С. Внизу статья фундаментально-важная про психику Гриши на пороге 15-и лет. Год назад.
Думаю, сегодня можно пройтись по пунктам той статьи и посмотреть, как нынче дела.
Вот эти пункты:
1. Гришу нельзя заставить ничего делать...
2. Он катастрофически боится ошибок.
3. Он не может делать что-то, если не понимает, зачем оно...
4. Гриша понимает, что маму (и не только) можно использовать в достижении своих нужных, но сложных, целей.
5. Гриша понимает, что на взрослого можно ПОЛНОСТЬЮ переложить ответственность за принятие решений.
Почитала пункты. Не по чём проходиться особо. Всё с ним осталось, только смягчилось.
1. Заставить нельзя, да. Но можно объяснить. И в 99% случаях он согласится, просто потому что ты просишь. Такого раньше не было. Компромиссность, сговорчивость возросли.
2. Ошибок катастрофически больше не боится. На мой взгляд, вообще. Или скрывает. Больше я не думаю при подготовки чего-то для Гриши, а как это так обойти возможность ошибок. Раньше думала постоянно, потому что ошибки всё останавливали. Сейчас, видимо, нет, ибо не думаю о них больше.
3. Кажется, уже может делать что-то, многое, просто потому что попросили. Именно попросили. Не сказали ДЕЛАЙ, а попросили, сделай для меня.
Последние два пункта стали хитрее реализовываться. Раньше он в лоб говорил "сделай", теперь тоньше, мол, я устал, я пошёл, я спать хочу, мне тяжело. Всё так. Он устал и ему тяжело. Но мне всё же начинает казаться, что он именно разыгрывает эту карту очень артистично. Потому что, если вдруг что-то сделаешь за него, он потом как лось скачет, забыв про усталость...
---
Итог. В быту взаимодействие с Гришей для меня перестало отличаться от взаимодействия с обычными людьми. Каких-то особых сложностей в жизни с ним больше нет. Да, он может чего-то не хотеть, как все люди. Но и как со всеми людьми это решается разговором.
Я думаю, что основную роль в таком изменении сыграла речь. Да, я буду до последнего стоять на том, что, если речь страдает, то психика за ней хвостом. Немыслимо требовать полной адекватности и уместности от человека, который живёт без понимания речи, без возможности уточнить, спросить. По сути такой человек, как... что-то в прорубе, уж извините. Он не понимает, что происходит. А его ещё постоянно призывают разными способами вести себя как-то, он не очень понимает, как. И да, карточки в нос ему суют, мол, ПЭКС помогает общаться.
Да, всё так.
Но...
Нет.
Отсутствие возможности полноценно понять то, что тебе говорят, понять, что не понял, уточнить детали с помощью вопросов - эти... всем доступные возможности годами Грише были недоступны. Да, они развивались так или иначе.
И даже была иллюзия, что он понимает. Всё понимает.
Ага...
Только когда речь (почему-то) в этом году прыгнула на какой-то новый уровень, в котором завелись вопросы, синонимы, антонимы и всякое такое, вот когда и психика стала "как у нормальных людей".
Но опять же... это моя теория.
Гриша не нормальный человек. И никакая речь его нормальным не сделает. Но то, что любой новый уровень развития речи, развивает и психику у Гриши, это однозначно.
Встретимся на том же месте в 2026 году и поговорим про особенности психики аутичного подростка на пороге 17 лет. Надеюсь.
П.С. 2. Из занятного. Гриша сегодня ходил и пел песню на английском. Потом предложил мне послушать, а потом ещё и спеть... Пели песню про плохие кости.
МИГ.
Что это? Это статья, под которой можно по желанию опубликовать фото сегодняшнего дня. Любое. Портрет, пейзаж, натюрморт, не важно. Цель? Остановиться и увидеть жизнь вокруг. Правила: Будьте людьми. Первая статья на тему вот.
Подборка на тему МИГ вот.
В этот день:
06.08.20 - А он вообще чем-нибудь интересуется или в своём мире живёт. (Тык).
06.08.23 - Зачем владелец пуделя читает про питбуля с алабаями? (Тык.)
06.08.24 - Особенности психики аутичного подростка. Почти 15 лет. (Тык.)
06.08.24 - Операция "Я сам куплю МУКУ". (Тык.)