Случайно удалось зафиксировать текущее, наверное, состояние психики Гриши.
Поняла я это на статье про то, как мы с Гришей ведём баталии на тему "зачем - затем". Там начали спрашивать, а не боюсь ли я подавить волю Гриши? А не нужно ли ему давать больше свободы? Ну неужели он без Вас совсем никак?
Вот, получая эти вопросы, я поняла, что вдруг, сама того не планируя, зафиксировала весь объём противоречий, которые на данный момент есть в Грише.
И решила, что будет здорово объединить всё в одну статью, а то как бы у читателей не случился когнитивный диссонанс от несостыковок))
---
Начнём с главного
1. Гришу нельзя заставить ничего делать...
Статья об этом вот.
Говорить его тоже нельзя заставить.
И никогда это не работало.
Плюс.
2. Он катастрофически боится ошибок. До потери разума.
С Гришей это уже легче, но присутствует.
То есть, он даже не будет ничего пробовать и заставить не получится.
Когда я пишу, что я его заставляю... это означает "танцую с бубнами".
А вот и танцы:
3. Чтобы Гришу заставить что-то сделать, ему надо объяснить, зачем всё это. Он, на самом деле, не может делать что-то, если не понимает, зачем оно...
Статья об этом вот:
То, что некоторые приняли за подавление воли, вообще-то единственно возможный способ от Гриши чего-то добиться... Других способов просто нет. А раньше и его не было.
И я думаю, что это не подавление воли, а как раз наоборот, её создание. Когда тобой управляют твои ограничения, а тебе годами объясняют, что ты можешь, ты можешь, смотри, ты можешь, ты можешь, то постепенно, при наличии интеллекта, ты поймёшь, что да... вроде бы можешь...
А когда ты, наконец, можешь, то тебе говорят, что надо продолжать. А вот продолжать ты уже не можешь, А тебе говорят, надо надо надо. И ты продолжаешь. Это и есть выстраивание воли. Кто-то назовёт это дисциплиной. Я называю волей.
Потому что с годами воля крепчает. И многое Гриша делает уже без обсуждений бесконечных. Почему? Потому что может.
Но тут на сцену выползает обратная медаль этой работы...
Какая?
Вот такая.
4. Гриша понимает, что маму (и не только) можно использовать в достижении своих нужных, но сложных, целей.
И когда ты сам справиться не можешь, то можно попросить, чтобы тебя заставили. И вроде как ура. И это ура.
Но...
Но нет.
К сожалению, на мой взгляд, это ведёт к следующему:
5. Гриша понимает, что на взрослого можно ПОЛНОСТЬЮ переложить ответственность за принятие решений. Любых.
И вот здесь, как мне кажется, взрослый и может совершить самую главную ошибку.
Какую?
Жизнерадостно принять за победу тот факт, что НАКОНЕЦ-ТО аутист, который годами выносил тебе мозг, начал тебя слушаться.
Почему я считаю эту ошибку в воспитании главной?
И, как писала в статье, всячески не беру ответственность за принятие решений на себя, когда Гриша пытается на меня их переложить "Мол, если ты хочешь, я не буду это делать."
Нет-нет. Спасибо. Ты не делай по своим причинам, а не из-за меня. Сам. Сам принимай это решение, а не вали на меня.
Почему я считаю, что это опасно?
Потому что, это как раз про "не боитесь ли Вы сломать волю?".
Не боюсь. Чтобы волю сломать, её надо в начале создать.
Я не считаю у аутичного ребёнка волей истерики и вечное "не хочу". Это не воля и не выбор... Это ограничения и болезнь.
А вот когда он начинает робко принимать решения и тут же в страхе скидывать ответственность на других, вот тут на помощь идут всё те же танцы с бубнами про зачем-затем
Только теперь это не про "уроки делай", а "защищай своё желание, отстаивай свой выбор".
Но что?
Но опять "не заставить" даже это отстаивать. Почему?
Да по первому пункту, в котором "ничего не будет делать".
Почему? Не знаю. Может, потому что аутист?
И мы выходим на круг. И ходим по нему, и ходим, и ходим.
---
Поэтому слишком смело и примитивно делать вывод, что кто-то где-то кого-то ломает или наоборот недостаточно давит. Некоторых не сломать. А если вдруг получается, то радоваться нечему и, я считаю, надо и в этом случае попытаться научить не идти простым путём, не "слушаться" мамочку, а точно понимать и осознавать, ЗАЧЕМ ты делаешь то или иное.
Вот так витиевато.
Но вообще интересно, что удалось это всё случайно зафиксировать. Цели не ставила. Получилось случайно. И я даже не понимала, что оно вот так выглядит сверху. В моменте об этом я, естественно, не думаю. Действую по обстоятельствам.
Конец.
П.С. Ничего этого два года назад не было. Было сплошное НЕТ и танцы с бубнами. Никаких рефлексий на тему "заставь меня" или "а реши за меня" не было. Поэтому всё это я как раз считаю развитием и психики, и воли.
П.С. 2. А про эффективность этого метода взаимодействия с аутичным подростком и на сколько он подавляет или наоборот развивает волю, я скоро расскажу в серии статей "Аутичный подросток и автобус".