Найти в Дзене
ВЫЖИВАНИЕ ПО-РУССКИ

Бронеавтомобиль Тайфун-ВДВ Десантируемый MRAP ЗАСН-Д Обзор

Воздушно-десантные войска известны отличной выучкой бойцов, особыми традициями и специфичными требованиями к боевой технике. Поэтому, когда в 2010-х принялись создавать линейку Отечественных бронеавтомобилей с защитой от пуль, осколков и подрыва на минах (аналог западного класса MRAP), ВДВ запросили отдельную модель. Так, на базе КамАЗовского «Тайфун-К» 4х4 была сделана уменьшенная, облегчённая версия: ЗАСН-Д, защищённый автомобиль специального назначения – десантный, он же «Тайфун-Д» или «Тайфун-ВДВ». Рассмотрю данный образец подробнее. В предыдущих частях обзоров Отечественных MRAP, разбирал крупные машины с колёсными формулами 6х6: «Тайфун-К» 6х6 от «КамАЗ» и «Тайфун-У» на базе «Урал». «Тайфун-К» неплохо проявил себя на начальном этапе маневренных боевых действий весной 2022 года. Позднее, и до сей поры, с успехом применяется для передвижений, в основном спецназов, сапёров и военной полиции по своим тылам, где остаётся опасность мин или ударов дальнобойными системами, дронами против

Воздушно-десантные войска известны отличной выучкой бойцов, особыми традициями и специфичными требованиями к боевой технике. Поэтому, когда в 2010-х принялись создавать линейку Отечественных бронеавтомобилей с защитой от пуль, осколков и подрыва на минах (аналог западного класса MRAP), ВДВ запросили отдельную модель. Так, на базе КамАЗовского «Тайфун-К» 4х4 была сделана уменьшенная, облегчённая версия: ЗАСН-Д, защищённый автомобиль специального назначения – десантный, он же «Тайфун-Д» или «Тайфун-ВДВ». Рассмотрю данный образец подробнее.

«Тайфун-ВДВ» он же ЗАСН-Д (фото из открытых источников)
«Тайфун-ВДВ» он же ЗАСН-Д (фото из открытых источников)

В предыдущих частях обзоров Отечественных MRAP, разбирал крупные машины с колёсными формулами 6х6: «Тайфун-К» 6х6 от «КамАЗ» и «Тайфун-У» на базе «Урал». «Тайфун-К» неплохо проявил себя на начальном этапе маневренных боевых действий весной 2022 года. Позднее, и до сей поры, с успехом применяется для передвижений, в основном спецназов, сапёров и военной полиции по своим тылам, где остаётся опасность мин или ударов дальнобойными системами, дронами противника.

«Тайфун-К» 6х6 (фото из открытых источников)
«Тайфун-К» 6х6 (фото из открытых источников)
«Тайфун-У» 6х6 (фото из открытых источников)
«Тайфун-У» 6х6 (фото из открытых источников)

«Тайфун-У» применялся больше для перевозки ответственных грузов. Но постепенно число появлений его близ зоны боевых действий сократилось до минимума. Вообще, первоначальный этап разработок Отечественных MRAP явно остался за «КамАЗ». Уральский автозавод продолжает развивать направление военных машин повышенной защищённости, но пока их изделия несколько в тени, проходят испытания, поиск продолжается. Тогда как от «КамАЗ» вышло уже несколько серийных образцов в данном классе.

 «Тайфун-К» 4х4 (фото из открытых источников)
«Тайфун-К» 4х4 (фото из открытых источников)
На его базе ещё выпускают медицинские бронемашины «Линза» (фото из открытых источников)
На его базе ещё выпускают медицинские бронемашины «Линза» (фото из открытых источников)

Вот и машину для ВДВ решили делать, как развитие «Тайфун-К» 4х4, хотя и с существенными конструктивными отличиями из-за требований десантирования.

Первые образцы были разработаны к 2014 году, стали появляться на выставках с 2015 года. На вооружение ЗАСН-Д поступил в 2021. Судя по нарастанию их количества, тогда же стартовало серийное производство и активные поступления в войска.

«Тайфун-ВДВ» на выставке «Армия-2021» (фото из открытых источников)
«Тайфун-ВДВ» на выставке «Армия-2021» (фото из открытых источников)

Исходный «Тайфун-К» 4х4 был пятидверным. Вариант для ВДВ получил индекс КамАЗ-4386. Его сделали несколько легче, компактнее и трёхдверным. Это понятно из требований десантирования парашютным способом. Да и просто для переброски транспортной авиацией имеются ограничения по габаритам и массе.

Десантируемый бронеавтомобиль класса MRAP «Тайфун-ВДВ» (фото из открытых источников)
Десантируемый бронеавтомобиль класса MRAP «Тайфун-ВДВ» (фото из открытых источников)
Да, в современных реалиях парашютное десантирование выглядит уже как архаика, и прыжки у десантуры скоро выродятся в нечто по типу кортика в парадной форме офицеров ВМФ… Традиция, часть подготовки, без практического применения вне учений. Однако потребности в компактной, облегчённой технике это не снимает. Вспомним хотя бы операцию ВДВ России в Казахстане, в январе 2022 года. Если дело не под огнём, а нужно быстро перебросить силы, навести порядок – нужны образцы, хорошо сочетаемые с транспортной авиацией. На какие-то обстоятельства и возможность парашютного десантирования заложить не вредно. Например, где-то будут разрушены взлётно-посадочные полосы ударами противника, либо нужный аэродром захватят, а ПВО в регионе будет продолжать контролировать союзник. Тогда может понадобиться такая операция. Зарекаться ни от чего нельзя, и подобная техника должна быть в наличии.

Отличительные черты машин класса MRAP (с защитой от засад и мин):

  • Крупные колёса, высокий клиренс.
  • Крепкий бронекорпус с V-образным днищем, рассеивающим энергию взрыва.
  • Круговая бронезащита от пуль и осколков.

Характеристики «Тайфун-ВДВ»

«Тайфун-ВДВ» (фото из открытых источников)
«Тайфун-ВДВ» (фото из открытых источников)
  • Колёсная формула: 4х4, полный привод.
  • Длина: 6 000 мм.
  • Ширина: 2 544 мм.
  • Высота: 2 960 мм.
  • Высота по верх корпуса (без боевого модуля): 2 422 мм.
  • Клиренс: 420 мм (регулируемый, что важно для проходимости по сложному рельефу и при десантировании с парашютами).
  • Масса снаряженной машины: 13.5 т.
  • Грузоподъёмность: 2.5 т.

Пространство кабины экипажа и десантного отсека – единое. В кабине две двери. Сзади дверь десантного отсека.

Вид через дверь внутрь десантного отделения ЗАСН-Д. Заметно место наводчика-оператора боевого модуля, дальше сиденья водителя и командира. Сюда ближе кресла десанта (фото из открытых источников)
Вид через дверь внутрь десантного отделения ЗАСН-Д. Заметно место наводчика-оператора боевого модуля, дальше сиденья водителя и командира. Сюда ближе кресла десанта (фото из открытых источников)
Из-за боевого модуля верхние люки, какие были у «Тайфун-К» 4х4, пришлось убрать.
  • Экипаж: 3 человека (командир, водитель, наводчик-оператор боевого модуля).
  • Десант: 4 человек.
То есть вмещает отделение, 7 человек. Но, как правило, работают группами, собранными под задачу. Там могут быть просто стрелки, снайперы, пулемётчики, связисты, дроноводы, в разных сочетаниях.

У экипажа и десанта специальные вывешенные противоминные кресла, с удобными подголовниками, ремнями безопасности. Кресла гасят энергию взрыва. Даже при подрыве на серьёзном фугасе или противотанковой мине, члены экипажа и десантники сносно переживают это. Отделываются лёгкими контузиями (некоторые и того легче), а значит могут дальше активно действовать, выходить из под удара, выполнять задачи.

Аналогичные кресла используются во всех машинах семейства «Тайфун».
Противоминные кресла в десантом отделении большого MRAP «Тайфун-К» 6х6 (фото из открытых источников)
Противоминные кресла в десантом отделении большого MRAP «Тайфун-К» 6х6 (фото из открытых источников)
  • Двигатель: дизель «КамАЗ-610.10-350».
  • Мощность: 350 лошадиных сил.
  • Скорость по трассе: до 110 км/ч.
  • Скорость по приемлемому бездорожью: до 60 км/ч.

Высокая маневренность, отличные ходовые качества, как для техники с такой массой.

ЗАСН-Д едет (фото из открытых источников)
ЗАСН-Д едет (фото из открытых источников)
  • Автоматическая коробка передач.
  • Подвеска гидропневматическая.
  • Запас хода: 1 200 км.
  • Машина способна преодолевать брод с твёрдым дном, глубиной до 1.75 м.
«Тайфун-ВДВ» по бездорожью с препятствиями (фото из открытых источников)
«Тайфун-ВДВ» по бездорожью с препятствиями (фото из открытых источников)

Бронирование комбинированное, керамика поверх основного стального бронекорпуса. Заявлен 5 класс защиты. То есть держит пулю ЛПС из СВД (ПК). Более чем достаточно для лёгкой бронетехники, работающей в тылах, не предназначенной непосредственно для поля боя.

Как показала практика, с дистанций в несколько сотен метров уже держит и бронебойные пули 7.62 мм, и может сдержать 12.7 мм крупнокалиберного пулемёта, либо антиматериальной снайперской винтовки.

Да, бронирование несколько слабее, чем у других машин из линейки «Тайфун», которые вплоть до бронебойных 14.5 мм КПВТ держат. Но, как указано ранее, это плата за снижение массы, возможность десантирования, больше машин и грузов увезти транспортными самолётами.
ЗАСН-Д на испытаниях. Боевой модуль пока без самой пушки, только направляющая (фото из открытых источников)
ЗАСН-Д на испытаниях. Боевой модуль пока без самой пушки, только направляющая (фото из открытых источников)

Бронестёкла держат до 12.7 мм. На случай сильного повреждения стеклопакетов, когда через них уже плохо видно, предусмотрены камеры в боевом модуле, с выводом изображения на экраны в кабине и на пульте наводчика-оператора.

В плане минной защиты машина выдерживает подрыв под колесом до 6 кг в тротиловом эквиваленте, и до 4 кг под днищем. Как и полагается МРАПу, скорее всего дальше не поедет, но, главное, сохраняет экипаж и десант боеспособным.

Бронекорпус сварной крепкий, именно он является несущей конструкцией, а не рама, как у других машин семейства «Тайфун». Особо жёсткий несущий корпус – требование для десантирования. Но помимо этого даёт хорошую защищённость и позволяет разместить серьёзное вооружение, вплоть до боевого модуля с 30 мм автопушкой.

Вооружение: боевой модуль БМ-30-Д «Спица».

ЗАСН-Д с боевым модулем «Спица» (фото Телеграм-канал: «Технофото LexKitaev ФСН»)
ЗАСН-Д с боевым модулем «Спица» (фото Телеграм-канал: «Технофото LexKitaev ФСН»)

Модуль дистанционно управляемый из десантного отделения. БМ не занимает место внутри, расположен на крыше машины, полностью автономен, боекомплект в модуле.

Благодаря такой компоновке, при попадании в боевой модуль и начале детонации боекомплекта, у десанта и экипажа выше шансы уцелеть.

В состав модуля входит автоматическая пушка 2А42 калибра 30 мм и пулемёт ПКТМ калибра 7.62 мм. На БМ дымовые гранатомёты комплекса .

  • Боекомплект автопушки: 300 выстрелов.
  • Боекомплект ПКТМ: 1 200 патронов в лентах.

Диапазон рабочих углов ствола пушки по вертикали: от -10 до +60 град. Что важно для боёв в городе, горах и работы в режиме ПВО, по медленным низколетящим целям.

По горизонтали: 360 град.

«Тайфун-ВДВ» (фото из открытых источников)
«Тайфун-ВДВ» (фото из открытых источников)

В боевом модуле реализована система стабилизации орудия. Вместе с направляющим кожухом для ствола пушки – это даёт превосходные огневые качества. Пушка способна вести прицельный огонь на дистанции до 4 км, в том числе и когда машина на ходу. И для базовой 2А42 4 км предельная реальная дистанция, однако новый боевой модуль раскрыл потенциал этого орудия, как никогда ранее.

На 2А42 были и остаются нарекания в плане точности, кучности попаданий при стрельбе средними и длинными очередями. Короткими – не так проявляется. Да и по групповым целям, либо домам, укреплениям, технике противника – вертолёты и БМП-2, БМД-2, БМД-3, БМПТ «Терминатор» прекрасно отрабатывают.

Здесь же, с БМ «Спица», получилось куда более точное, практически «снайперское» орудие в таком грозном калибре. Это, безусловно, огромный плюс для ВДВ, когда они действуют в отрыве от остальных сил. Цели поражаются с предельных дистанций и с минимальным расходом боекомплекта.

«Тайфун-ВДВ» в зоне боевых действий на Диком Юго-Западе России (фото из открытых источников)
«Тайфун-ВДВ» в зоне боевых действий на Диком Юго-Западе России (фото из открытых источников)

В современных условиях наличия медленно движущегося фронта, огневые возможности боевого модуля «Тайфун-ВДВ» не особо востребованы. Это изменится при развале фронта противника и необходимости действий на обширных, ещё какое-то время плохо контролируемых пространствах. Пока же, в полный рост проявляют себя преимущества MRAP. Машина служит для переброски групп спецназа и других подразделений ВДВ, для их логистики в своих ближних тылах. Бывает дистанционное минирование противником, даже на значительном удалении от ЛБС, бывают удары дальнобойными артиллерийскими системами, РСЗО, дронами. Защита от мин, от осколков, готовых поражающих элементов ракет – к месту.

«Тайфун-ВДВ» с дозащитой от дронов, в зоне боевых действий, где-то в Новороссии. Проходимость у машины неплохая, но Южно-Русские чернозёмы бывают слишком топкими... Тут ещё и допзащита мешает, вязнет, цепляется (фото из открытых источников)
«Тайфун-ВДВ» с дозащитой от дронов, в зоне боевых действий, где-то в Новороссии. Проходимость у машины неплохая, но Южно-Русские чернозёмы бывают слишком топкими... Тут ещё и допзащита мешает, вязнет, цепляется (фото из открытых источников)

На базе «Тайфун-ВДВ» также реализованы:

  • Машина тактической разведки, МТР-К (для технической, радиационной и химической разведки, с соответствующим оборудованием внутри).
  • Командно-штабная, машина связи.
  • Мобильный миномёт (82 мм и боезапас 60 выстрелов).
  • «Тайфун-ПВО», для расчётов ПЗРК.
«Тайфун-ВДВ» с допзащитой от дронов, в зоне боевых действий. Металлические рещётки, «мангал» над боевым модулем. Машина стоит под навесом из маскировочных сетей (фото Телеграм-канал: «Уголок Ситха»)
«Тайфун-ВДВ» с допзащитой от дронов, в зоне боевых действий. Металлические рещётки, «мангал» над боевым модулем. Машина стоит под навесом из маскировочных сетей (фото Телеграм-канал: «Уголок Ситха»)

«Тайфун-ВДВ» заметен в зоне боевых действий. Даже почаще встречается, чем его более крупные «братья». Это показывает, что спецназ ВДВ, и другие СпН, что его эксплуатируют, не сидят на месте. 😉

* * *

Подписывайтесь на канал! Впереди много статей о выживании на войне и в экстремальных условиях: оружии, снаряжении, приёмах.

Заслать денег в благодарность автору

* * *

Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru

* * *

Статьи близкой тематики: