Найти в Дзене
ВЫЖИВАНИЕ ПО-РУССКИ

БронеКамАЗ Тайфун-К большой Отечественный MRAP Обзор

Переброска личного состава в обычных тентированных грузовиках – классика. Но это безопасно лишь в хорошо контролируемых собственных тылах и там, куда не достаёт дальнобойная артиллерия, РСЗО, дроны. Когда нет чёткого фронта, либо тыл кишит ДРГ, а противник располагает дальнобойными средствами поражения, дистанционного минирования – требования к транспорту существенно возрастают. По своему опыту Анголы, Афгана, Чечни, по опыту американцев в Ираке и том же Афганистане, сформировались представления о машинах, необходимых военным в таких условиях. В 2010 году в России стартовала программа создания военной автомобильной техники по новым требованиям: с защитой от стрелкового оружия, осколков, засад, подрывов на минах, фугасах. То есть наше прочтение западной концепции MRAP. В результате было создано семейство бронемашин «Тайфун», на базе существующих, и хорошо зарекомендовавших себя автомобилей «КАМАЗ», «Урал», «ГАЗ». Начинаю обзор данных машин с модели «Тайфун-К». Это Отечественная бронемаш

Переброска личного состава в обычных тентированных грузовиках – классика. Но это безопасно лишь в хорошо контролируемых собственных тылах и там, куда не достаёт дальнобойная артиллерия, РСЗО, дроны. Когда нет чёткого фронта, либо тыл кишит ДРГ, а противник располагает дальнобойными средствами поражения, дистанционного минирования – требования к транспорту существенно возрастают. По своему опыту Анголы, Афгана, Чечни, по опыту американцев в Ираке и том же Афганистане, сформировались представления о машинах, необходимых военным в таких условиях. В 2010 году в России стартовала программа создания военной автомобильной техники по новым требованиям: с защитой от стрелкового оружия, осколков, засад, подрывов на минах, фугасах. То есть наше прочтение западной концепции MRAP. В результате было создано семейство бронемашин «Тайфун», на базе существующих, и хорошо зарекомендовавших себя автомобилей «КАМАЗ», «Урал», «ГАЗ». Начинаю обзор данных машин с модели «Тайфун-К». Это Отечественная бронемашина, по сути MRAP, на базе «КАМАЗ».

«Тайфун-К» (фото из открытых источников)
«Тайфун-К» (фото из открытых источников)

Про концепцию MRAP была отдельная статья. Ссылку размещу в конце. Если коротко, MRAP – это аббревиатура, что расшифровывается как: «защищённый от мин и засад». Лёгкая или средняя бронезащита от пуль и осколков. Высокий дорожный просвет, крупные колёса с автоподкачкой (поддержанием и регулированием давления). Высоко поднятый над дорогой бронекорпус со скошенным снизу V-образным днищем, чтобы уводил в стороны взрывную волну от фугаса или мины. Бронированные стеклопакеты.

КАМАЗ с бронекабиной мчит по дорогам Дикого Юго-Запада России. Бронирование кабин обычных военных КАМАЗов и установка бронекапсул для десанта, и так набирает обороты, но «Тайфун-К» – куда более защищённая машина в целом (фото из открытых источников)
КАМАЗ с бронекабиной мчит по дорогам Дикого Юго-Запада России. Бронирование кабин обычных военных КАМАЗов и установка бронекапсул для десанта, и так набирает обороты, но «Тайфун-К» – куда более защищённая машина в целом (фото из открытых источников)

«Тайфун-К» имеет шасси из комплектующих других моделей «КАМАЗ», и собранное на соответствующих, уже отлаженных мощностях компании.

Что и было в базисе задумки: существенно сэкономить, не создавать машины с нуля.
«Тайфун-К» включает 86% готовых деталей и агрегатов с производства ПАО «КАМАЗ».

На шасси, в виде отдельных модулей установлены: бронекабина и бронекорпус для десанта. Из-за тяжёлой бронекабины и также тяжёлого двигателя прямо за ней, реализовано смещение центральной оси ближе к передней.

«Тайфун-К» группировки «V» в Энергодаре, у Запорожской АЭС (фото из открытых источников)
«Тайфун-К» группировки «V» в Энергодаре, у Запорожской АЭС (фото из открытых источников)
Между кабиной и десантным отделением моторный отсек. Прохода нет. Связь экипажа и десанта через переговорное устройство.

На базе того же шасси возможна реализация самых разных машин:

  • командных,
  • связи,
  • артиллерийских комплексов (ствольная арта или РСЗО),
  • ПВО (РЛС),
  • понтоновозов,
  • топливозаправщиков,
  • инженерных (экскаваторов, кранов),
  • стартовых площадок БпЛА и т.д и т.п.
Колонна «Тайфун-К», рывок на Юго-Запад в 2022 (фото из открытых источников)
Колонна «Тайфун-К», рывок на Юго-Запад в 2022 (фото из открытых источников)

Бронирование выполнено комбинированным из бронестали и керамики. По кругу держит бронебойные пули 7.62х54 мм (7.62х51 мм НАТО).

По некоторым данным с дистанции от 200 м держит даже КПВТ 14.5 мм. Во всяком случае заявлено соответствие такому стандарту бронезащиты.
В это можно поверить в формате первой пули, или попадания в ещё целые участки. Однако при напряжённом огне, когда керамическая составляющая будет разрушена – бронекорпус, находящийся под керамикой, выдержит уже едва. Но это и не так критично. По уровню защищённости бортов, кормы, крыши, «Тайфун-К» даст фору практически любой лёгкой бронетехнике (БМП, БТР, кроме имеющих динамическую защиту). В лоб сопоставим или уступает. Ну так, на нём в атаки и не положено ходить.
В данном случае бронекабина КамАЗ-6560 (шасси «Панцирь-С1»), после попадания в засаду в 2022, и обстрела из стрелкового оружия. Вот от таких угроз подобная техника должна защищать, и успешно защищает (фото из открытых источников)
В данном случае бронекабина КамАЗ-6560 (шасси «Панцирь-С1»), после попадания в засаду в 2022, и обстрела из стрелкового оружия. Вот от таких угроз подобная техника должна защищать, и успешно защищает (фото из открытых источников)
А этот КАМАЗ с бюронекабиной и бронекапсулой для десанта в кузове, получил относительно близкий прилёт ракеты РСЗО «Хаймарс» с готовыми поражающими элементами, вольфрамовыми шариками. Выдержал на троечку, своим ходом уже не поехал. От близких прилётов бывают и более серьёзные повреждения, и там уж более защищённый «Тайфун-К» особо востребован (фото из открытых источников)
А этот КАМАЗ с бюронекабиной и бронекапсулой для десанта в кузове, получил относительно близкий прилёт ракеты РСЗО «Хаймарс» с готовыми поражающими элементами, вольфрамовыми шариками. Выдержал на троечку, своим ходом уже не поехал. От близких прилётов бывают и более серьёзные повреждения, и там уж более защищённый «Тайфун-К» особо востребован (фото из открытых источников)

Экипаж и десант «Тайфун-К» без тяжёлых последствий переживает подрыв на мине или фугасе в 6-8 кг в тротиловом эквиваленте.

Результат испытания на подрыв. Бронекабине и бронекорпусу – хоть бы хны... (фото из открытых источников)
Результат испытания на подрыв. Бронекабине и бронекорпусу – хоть бы хны... (фото из открытых источников)
Как показала практика, и более мощные заряды, фугасы в 10+ кг, переживаются сносно. Запас по стойкости самой машины чувствуется.
«Тайфун-К» после подрыва на противотанковой мине ТМ-62, где-то в Новороссии. Да, без оторванного начисто переднего колеса не поедет, но экипаж и десант в порядке, машина со своей задачей справилась (фото из открытых источников)
«Тайфун-К» после подрыва на противотанковой мине ТМ-62, где-то в Новороссии. Да, без оторванного начисто переднего колеса не поедет, но экипаж и десант в порядке, машина со своей задачей справилась (фото из открытых источников)

Это достигается за счёт:

  • высокого клиренса,
  • крупных колёс,
  • противовзрывных вставок в колёсах,
  • V-образного днища,
  • скосов спереди и сзади (45 и 40 градусов),
  • подвесных амортизированных кресел десанта (также присутствуют держатели оружия, ремни безопасности, подголовники).
В десантном отделении «Тайфун-К» (фото из открытых источников)
В десантном отделении «Тайфун-К» (фото из открытых источников)
Конструкция, плюс система поддержания давления, даёт возможность с существенными повреждениями одного колеса (или даже нескольких) – оставаться на ходу, и со скоростью 50 км/ч покинуть опасный участок.

Характеристики Тайфун-К

«Тайфун-К» сапёров в Мариуполе у Азовстали (фото из открытых источников)
«Тайфун-К» сапёров в Мариуполе у Азовстали (фото из открытых источников)

Базовая модель: «КамАЗ-63968».

«КамАЗ-63969» – версия с дистанционно управляемым боевым модулем, куда может быть установлен крупнокалиберный пулемёт или АГС.

«КамАЗ-63969» с боевым модулем (фото из открытых источников)
«КамАЗ-63969» с боевым модулем (фото из открытых источников)
  • Колёсная формула: 6 х 6 / 4. Все ведущие, 4 передних поворачивают.
Что даёт повышенную маневренность, возможность развернутся в стеснённом пространстве (до 10 м).
«Тайфун-К» вид сбоку (фото из открытых источников)
«Тайфун-К» вид сбоку (фото из открытых источников)
  • Масса снаряжённого автомобиля: 21-22 т.
  • Масса максимальная: 24 т.
  • Длина: 8.266 м.
  • Ширина: 2.545 м.
  • Высота: 3.12 м.
Габариты других версий несколько отличаются.
  • Дорожный просвет регулируемый: от 185 до 575 мм (нормальный 470 мм).
«Тайфун-К» на фронте, с маскировочной сетью (фото из открытых источников)
«Тайфун-К» на фронте, с маскировочной сетью (фото из открытых источников)
  • Двигатель: турбированный дизель от ЯМЗ V6 или KAMAZ V8.
  • Мощность: 450 лошадиных сил.
  • Максимальная скорость по трассе: до 120 км/ч.
  • Запас хода: 1 200 км.
«Тайфун-К» едет по Новороссии (фото из открытых источников)
«Тайфун-К» едет по Новороссии (фото из открытых источников)
  • Коробка передач: автоматическая (с решением на случай необходимости буксировки).
  • Автоматическая блокировка дифференциалов, антиблокировочная система.
  • Подвеска: управляемая, гидропневматическая.
Можно регулировать клиренс плюс-минус 20 см. Можно поднять каждое колесо отдельно, как для обслуживания, замены, так и в случае серьёзного повреждения, и ехать на оставшихся.
Вернее и нижнее положения (фото из открытых источников)
Вернее и нижнее положения (фото из открытых источников)

Регулировка давления в шинах от 1 до 4.5 атмосфер. Что позволяет преодолевать сложный рельеф, каменистые или иные неровные участки. Или на низком профиле избегать заносов и переворотов на льду, скользкой дороге.

  • Экипаж: 3 человек.
  • Десант: 14 человек.
В десантном отсеке вполне комфортно, явно просторнее, чем в БТР.

Имеется кондиционер и система фильтрования воздуха, что особо актуально для работы в жарких странах, пустынной местности. Да и в летний зной на Диком Юго-Западе России – не повредит.

Колонна вооружённых сил России в Сирии. Множество «Тайфун-К» в составе колонны (фото из открытых источников)
Колонна вооружённых сил России в Сирии. Множество «Тайфун-К» в составе колонны (фото из открытых источников)

Для холодных условий установлены две печки в десантном отделении, и одна в кабине.

Бронирование серьёзное, разнесённое. Снаружи относительно тонкий стальной лист. Далее слой керамической брони. Под ней находится основной сварной корпус из бронестали.

Результаты обстрела опытного макета из крупнокалиберного пулемёта (фото из открытых источников)
Результаты обстрела опытного макета из крупнокалиберного пулемёта (фото из открытых источников)
За счёт применения комбинированной разнесённой брони, удалось снизить её массу на 30%, относительно гомогенной стальной, обеспечивающей тот же уровень защищённости.

Двери кабины, из-за их мыссивности, открываются при помощи пневматического привода.

Сзади десантного отделения аппарель (дверь, открываемая назад и вниз). Может быть откинута и на ходу.

«Тайфун-К» в зоне боевых действий в Херсонской области России. Открыта аппарель и верхние люки десантного отделения (фото из открытых источников)
«Тайфун-К» в зоне боевых действий в Херсонской области России. Открыта аппарель и верхние люки десантного отделения (фото из открытых источников)

Кроме того, присутствуют люки наверху (6 штук), чтобы можно было выбраться при заблокированной аппарели. Также люк имеется и на крыше кабины. В люки можно подняться и вести огонь.

Модель «Тайфун-К» военной полиции. Вид сверху с открытыми люками (фото из открытых источников)
Модель «Тайфун-К» военной полиции. Вид сверху с открытыми люками (фото из открытых источников)

Бронестёкла толщиной почти 13 см. Пропускают 70% светового потока. Обзор дублируется с помощью камер кругового обзора (5 штук) и дисплеев внутри. Это крайне полезно, если стеклопакеты будут сильно повреждены попаданиями, и через них будет сложно что-либо разглядеть.

Камеры кругового обзора на «Тайфун-К» (фото из открытых источников)
Камеры кругового обзора на «Тайфун-К» (фото из открытых источников)
Конечно, могут быть и камеры разбиты, но дублирование всё равно лучше, чем его отсутствие.

Также на дисплеи выводятся параметры функционирования систем автомобиля.

В кабине «Тайфун-К». Справа в кадре монитор, на котором отображаются параметры систем, и можно туда вывести изображение с камер наружного кругового обзора, в любых комбинациях (фото из открытых источников)
В кабине «Тайфун-К». Справа в кадре монитор, на котором отображаются параметры систем, и можно туда вывести изображение с камер наружного кругового обзора, в любых комбинациях (фото из открытых источников)

В бортах десантного отделения имеются по 2 небольших окошка, также с бронестёклами. Снаружи закрыты защитными шторками.

Могут ли быть открыты эти окошки, и использоваться, как бойницы – показания разнятся. Исходно было нельзя. Возможно на поздних партиях этот момент переделали.

* * *

«Тайфун-К» выпущен в количестве нескольких сотен. Официально была информация про 260 машин (ещё на 2017 год). Так что их явно больше. Продолжился ли выпуск с 2022, информация закрытая, что понятно в условиях конфликта с Западом. Нужно было решать вопросы с импортозамещением (либо заменой на других поставщиков) некоторых элементов: коробка передач, элементы подвески, шины, компоненты комбинированной брони, электронная начинка. Всё это под силу заместить, где-то без потери функционала, где-то, возможно, путём упрощения. Но машина стоящая, и где-то потеряв в удобстве, некоторых технологичных «фишках», всё равно останется востребованной. А может наши «эффективные манагеры» красавчики и ужиматься по параметрам не придётся. 😉 Верим!

Знаменитый героический и трагический эпизод боёв за Мариуполь весной 2022. У пятиэтажки близ Азовстали, среди различной бронетехники пара «Тайфун-К» (кадр из открытых источников)
Знаменитый героический и трагический эпизод боёв за Мариуполь весной 2022. У пятиэтажки близ Азовстали, среди различной бронетехники пара «Тайфун-К» (кадр из открытых источников)
Машины сравнительно неплохо выдержали удары. Хотя от прямого попадания танка не спасли бы, да и не рассчитаны на такое. А здание, где держали оборону заблокированные бойцы спецназа и 810-й бригады морской пехоты, разбирали именно танки противника... (кадр из открытых источников)
Машины сравнительно неплохо выдержали удары. Хотя от прямого попадания танка не спасли бы, да и не рассчитаны на такое. А здание, где держали оборону заблокированные бойцы спецназа и 810-й бригады морской пехоты, разбирали именно танки противника... (кадр из открытых источников)

Суммарно были понесены потери в 20+ машин «Тайфун-К» (то, что зафиксировано). В основном, как результат боевых действий без чёткого фронта в 2022 году.

Один из выведенных из строя «Тайфун-К». Машина горела, а бронекорпус значительных повреждений не получил (фото из открытых источников)
Один из выведенных из строя «Тайфун-К». Машина горела, а бронекорпус значительных повреждений не получил (фото из открытых источников)

При этом продолжают встречаться в зоне боевых действий не реже прежнего, по ощущениям даже несколько чаще, что и вызывает догадки о продолжении их выпуска.

Машины поставляются сапёрам, разведчикам, в различные СпН, военной полиции. Зарекомендовали себя очень хорошо.

Группа спецназа на бронеавтомобилях «Тайфун-К» и «Тигр» (фото из открытых источников)
Группа спецназа на бронеавтомобилях «Тайфун-К» и «Тигр» (фото из открытых источников)

Также в семействе Отечественных военных автомобилей (MRAP) стоит отметить «Тайфун-У» на шасси «Урал» и «Тайфун-ВДВ». Их рассмотрю в следующих обзорах цикла. После «Тайфунов» уделю внимание нескольким ещё более новым машинам. Пока подвешу интригу, каким именно. 😉

* * *

Подписывайтесь на канал! Впереди много статей о выживании на войне и в экстремальных условиях: оружии, снаряжении, приёмах.

Заслать денег в благодарность автору

* * *

Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru

* * *

Статьи близкой тематики: