Переброска личного состава в обычных тентированных грузовиках – классика. Но это безопасно лишь в хорошо контролируемых собственных тылах и там, куда не достаёт дальнобойная артиллерия, РСЗО, дроны. Когда нет чёткого фронта, либо тыл кишит ДРГ, а противник располагает дальнобойными средствами поражения, дистанционного минирования – требования к транспорту существенно возрастают. По своему опыту Анголы, Афгана, Чечни, по опыту американцев в Ираке и том же Афганистане, сформировались представления о машинах, необходимых военным в таких условиях. В 2010 году в России стартовала программа создания военной автомобильной техники по новым требованиям: с защитой от стрелкового оружия, осколков, засад, подрывов на минах, фугасах. То есть наше прочтение западной концепции MRAP. В результате было создано семейство бронемашин «Тайфун», на базе существующих, и хорошо зарекомендовавших себя автомобилей «КАМАЗ», «Урал», «ГАЗ». Начинаю обзор данных машин с модели «Тайфун-К». Это Отечественная бронемашина, по сути MRAP, на базе «КАМАЗ».
Про концепцию MRAP была отдельная статья. Ссылку размещу в конце. Если коротко, MRAP – это аббревиатура, что расшифровывается как: «защищённый от мин и засад». Лёгкая или средняя бронезащита от пуль и осколков. Высокий дорожный просвет, крупные колёса с автоподкачкой (поддержанием и регулированием давления). Высоко поднятый над дорогой бронекорпус со скошенным снизу V-образным днищем, чтобы уводил в стороны взрывную волну от фугаса или мины. Бронированные стеклопакеты.
«Тайфун-К» имеет шасси из комплектующих других моделей «КАМАЗ», и собранное на соответствующих, уже отлаженных мощностях компании.
Что и было в базисе задумки: существенно сэкономить, не создавать машины с нуля.
«Тайфун-К» включает 86% готовых деталей и агрегатов с производства ПАО «КАМАЗ».
На шасси, в виде отдельных модулей установлены: бронекабина и бронекорпус для десанта. Из-за тяжёлой бронекабины и также тяжёлого двигателя прямо за ней, реализовано смещение центральной оси ближе к передней.
Между кабиной и десантным отделением моторный отсек. Прохода нет. Связь экипажа и десанта через переговорное устройство.
На базе того же шасси возможна реализация самых разных машин:
- командных,
- связи,
- артиллерийских комплексов (ствольная арта или РСЗО),
- ПВО (РЛС),
- понтоновозов,
- топливозаправщиков,
- инженерных (экскаваторов, кранов),
- стартовых площадок БпЛА и т.д и т.п.
Бронирование выполнено комбинированным из бронестали и керамики. По кругу держит бронебойные пули 7.62х54 мм (7.62х51 мм НАТО).
По некоторым данным с дистанции от 200 м держит даже КПВТ 14.5 мм. Во всяком случае заявлено соответствие такому стандарту бронезащиты.
В это можно поверить в формате первой пули, или попадания в ещё целые участки. Однако при напряжённом огне, когда керамическая составляющая будет разрушена – бронекорпус, находящийся под керамикой, выдержит уже едва. Но это и не так критично. По уровню защищённости бортов, кормы, крыши, «Тайфун-К» даст фору практически любой лёгкой бронетехнике (БМП, БТР, кроме имеющих динамическую защиту). В лоб сопоставим или уступает. Ну так, на нём в атаки и не положено ходить.
Экипаж и десант «Тайфун-К» без тяжёлых последствий переживает подрыв на мине или фугасе в 6-8 кг в тротиловом эквиваленте.
Как показала практика, и более мощные заряды, фугасы в 10+ кг, переживаются сносно. Запас по стойкости самой машины чувствуется.
Это достигается за счёт:
- высокого клиренса,
- крупных колёс,
- противовзрывных вставок в колёсах,
- V-образного днища,
- скосов спереди и сзади (45 и 40 градусов),
- подвесных амортизированных кресел десанта (также присутствуют держатели оружия, ремни безопасности, подголовники).
Конструкция, плюс система поддержания давления, даёт возможность с существенными повреждениями одного колеса (или даже нескольких) – оставаться на ходу, и со скоростью 50 км/ч покинуть опасный участок.
Характеристики Тайфун-К
Базовая модель: «КамАЗ-63968».
«КамАЗ-63969» – версия с дистанционно управляемым боевым модулем, куда может быть установлен крупнокалиберный пулемёт или АГС.
- Колёсная формула: 6 х 6 / 4. Все ведущие, 4 передних поворачивают.
Что даёт повышенную маневренность, возможность развернутся в стеснённом пространстве (до 10 м).
- Масса снаряжённого автомобиля: 21-22 т.
- Масса максимальная: 24 т.
- Длина: 8.266 м.
- Ширина: 2.545 м.
- Высота: 3.12 м.
Габариты других версий несколько отличаются.
- Дорожный просвет регулируемый: от 185 до 575 мм (нормальный 470 мм).
- Двигатель: турбированный дизель от ЯМЗ V6 или KAMAZ V8.
- Мощность: 450 лошадиных сил.
- Максимальная скорость по трассе: до 120 км/ч.
- Запас хода: 1 200 км.
- Коробка передач: автоматическая (с решением на случай необходимости буксировки).
- Автоматическая блокировка дифференциалов, антиблокировочная система.
- Подвеска: управляемая, гидропневматическая.
Можно регулировать клиренс плюс-минус 20 см. Можно поднять каждое колесо отдельно, как для обслуживания, замены, так и в случае серьёзного повреждения, и ехать на оставшихся.
Регулировка давления в шинах от 1 до 4.5 атмосфер. Что позволяет преодолевать сложный рельеф, каменистые или иные неровные участки. Или на низком профиле избегать заносов и переворотов на льду, скользкой дороге.
- Экипаж: 3 человек.
- Десант: 14 человек.
В десантном отсеке вполне комфортно, явно просторнее, чем в БТР.
Имеется кондиционер и система фильтрования воздуха, что особо актуально для работы в жарких странах, пустынной местности. Да и в летний зной на Диком Юго-Западе России – не повредит.
Для холодных условий установлены две печки в десантном отделении, и одна в кабине.
Бронирование серьёзное, разнесённое. Снаружи относительно тонкий стальной лист. Далее слой керамической брони. Под ней находится основной сварной корпус из бронестали.
За счёт применения комбинированной разнесённой брони, удалось снизить её массу на 30%, относительно гомогенной стальной, обеспечивающей тот же уровень защищённости.
Двери кабины, из-за их мыссивности, открываются при помощи пневматического привода.
Сзади десантного отделения аппарель (дверь, открываемая назад и вниз). Может быть откинута и на ходу.
Кроме того, присутствуют люки наверху (6 штук), чтобы можно было выбраться при заблокированной аппарели. Также люк имеется и на крыше кабины. В люки можно подняться и вести огонь.
Бронестёкла толщиной почти 13 см. Пропускают 70% светового потока. Обзор дублируется с помощью камер кругового обзора (5 штук) и дисплеев внутри. Это крайне полезно, если стеклопакеты будут сильно повреждены попаданиями, и через них будет сложно что-либо разглядеть.
Конечно, могут быть и камеры разбиты, но дублирование всё равно лучше, чем его отсутствие.
Также на дисплеи выводятся параметры функционирования систем автомобиля.
В бортах десантного отделения имеются по 2 небольших окошка, также с бронестёклами. Снаружи закрыты защитными шторками.
Могут ли быть открыты эти окошки, и использоваться, как бойницы – показания разнятся. Исходно было нельзя. Возможно на поздних партиях этот момент переделали.
* * *
«Тайфун-К» выпущен в количестве нескольких сотен. Официально была информация про 260 машин (ещё на 2017 год). Так что их явно больше. Продолжился ли выпуск с 2022, информация закрытая, что понятно в условиях конфликта с Западом. Нужно было решать вопросы с импортозамещением (либо заменой на других поставщиков) некоторых элементов: коробка передач, элементы подвески, шины, компоненты комбинированной брони, электронная начинка. Всё это под силу заместить, где-то без потери функционала, где-то, возможно, путём упрощения. Но машина стоящая, и где-то потеряв в удобстве, некоторых технологичных «фишках», всё равно останется востребованной. А может наши «эффективные манагеры» красавчики и ужиматься по параметрам не придётся. 😉 Верим!
Суммарно были понесены потери в 20+ машин «Тайфун-К» (то, что зафиксировано). В основном, как результат боевых действий без чёткого фронта в 2022 году.
При этом продолжают встречаться в зоне боевых действий не реже прежнего, по ощущениям даже несколько чаще, что и вызывает догадки о продолжении их выпуска.
Машины поставляются сапёрам, разведчикам, в различные СпН, военной полиции. Зарекомендовали себя очень хорошо.
Также в семействе Отечественных военных автомобилей (MRAP) стоит отметить «Тайфун-У» на шасси «Урал» и «Тайфун-ВДВ». Их рассмотрю в следующих обзорах цикла. После «Тайфунов» уделю внимание нескольким ещё более новым машинам. Пока подвешу интригу, каким именно. 😉
* * *
Подписывайтесь на канал! Впереди много статей о выживании на войне и в экстремальных условиях: оружии, снаряжении, приёмах.
Заслать денег в благодарность автору
* * *
Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru
* * *
Статьи близкой тематики:
- Подборка Боевая ТЕХНИКА