Найти в Дзене
ВЫЖИВАНИЕ ПО-РУССКИ

Бронемашины повышенной защиты от мин и засад MRAP

Между обычными автомобилями и лёгкой бронетехникой (БМП, БМД, БТР) пророс и состоялся ещё один класс техники для силовых структур – MRAP. Небронированные машины не дают должной защиты, а полноценная бронетехника избыточна и неудобна для некоторых типов задач. Прежде всего, речь о патрулировании в опасных районах, местах действия партизан, повстанцев, разведывательных и рейдовых операциях. В условиях длительных переездов нужен хороший обзор, комфорт, неплохая проходимость, высокая скорость, большой запас хода. На случай обычной и/или минной засады важны: защищённость от пуль стрелкового оружия и выживаемость экипажа при подрыве на минах, фугасах, СВУ. Вот и совместили компоновку и удобство крупных внедорожников с приличной защитой, больше свойственной лёгкой бронетехнике. Так получились машины повышенной защищённости от подрыва на минах и засадных действий. На Западе этот сегмент техники получил наименование MRAP. Некоторые Отечественные образцы также созданы в соответствии с данным стандартом, либо близки к оному. Рассмотрю подробнее концепцию МРАП, приведу современные примеры таких машин и обширную фото-подборку с комментариями.

Бронеавтомобиль ARLAN военной полиции Казахстана. В качестве базы взят один из броневиков MRAP производства ЮАР, лидера в разработки транспорта данного типа (фото из открытых источников)
Бронеавтомобиль ARLAN военной полиции Казахстана. В качестве базы взят один из броневиков MRAP производства ЮАР, лидера в разработки транспорта данного типа (фото из открытых источников)

Речь идёт про колёсный транспорт, поскольку он наиболее расположен для длительных переездов своим ходом, как по дорогам, так и по бездорожью средней тяжести. Отличается высокой скоростью, маневренностью, большим запасом хода.

Белорусский лёгкий бронеавтомобиль Volat МЗКТ-490101, спроектированный по концепции MRAP (фото из открытых источников)
Белорусский лёгкий бронеавтомобиль Volat МЗКТ-490101, спроектированный по концепции MRAP (фото из открытых источников)

Гусеничная техника обладает более высокой проходимостью. Однако конёк гусеничных БМП и танков – действия непосредственно на поле боя. В том числе могут преодолевать проблемные участки, глубокую грязь, крушить корпусом некоторые постройки, не замечая их. На дальние расстояния их практичнее возить на колёсных тралах или ж/д платформах. Так и ресурс ходовой сберегается, и расход топлива ниже, и асфальтное покрытие дорог не страдает.

Бронеавтомобиль MRAP производства России: З-СТС «Ахмат» с колёсной формулой 6х6 (фото из открытых источников)
Бронеавтомобиль MRAP производства России: З-СТС «Ахмат» с колёсной формулой 6х6 (фото из открытых источников)

Немаловажный фактор – устойчивость к минам. У гусеничной техники с этим не очень. Днище слишком близко к поверхности. Напротив, колёсные БТР, броневики, имеют куда больший клиренс, дорожный просвет. За счёт увеличенных колёс поднимают бронекапсулу с экипажем и десантом на солидную высоту от точки возможного подрыва.

Бронеавтомобиль MRAP противника: КОЗАК, после подрыва на противотанковой мине. Колеса нет. Машина остановлена. Но экипажу и десанту ничего (фото из открытых источников)
Бронеавтомобиль MRAP противника: КОЗАК, после подрыва на противотанковой мине. Колеса нет. Машина остановлена. Но экипажу и десанту ничего (фото из открытых источников)

Также система поддержания давления в колёсах даёт возможность какое-то время, при незначительных повреждениях, и даже при утрате одного колеса, оставаться на ходу и выйти из-под огня. Тогда как, если уж гусеницу порвало, то двигаться без ремонта невозможно.

MRAPMine Resistant Ambush Protected, защищённый от мин и засад.

Появились MRAP на юге Африки, в ЮАР, Родезии (теперь Зимбабве) в ходе гражданских войн и пограничных конфликтов. Это были APC Hippo, позднее APC Buffel (APC – это БТР по-нашему).

APC Hippo (фото из открытых источников)
APC Hippo (фото из открытых источников)
APC Buffel (фото из открытых источников)
APC Buffel (фото из открытых источников)

Дело было в 1970-х. Вдохновлялись Советским колёсным броневиком БТР-152. За основу ходовой были взяты британские грузовики Bedford.

Советский послевоенный БТР-152 (фото из открытых источников)
Советский послевоенный БТР-152 (фото из открытых источников)

Видим крупные колёса, максимально высоко поднятый над поверхностью бронекорпус с V-образным дном. Всё чтобы защитить десант от пуль лёгкого стрелкового оружия, некрупных осколков и подрыва на фугасах или минах.

MRAP Kirpi (Турция). Применялся противником в Донбассе. Подорвался на минах. Потом был добит FPV-дронами. Хорошо видно V-образное днище (фото из открытых источников)
MRAP Kirpi (Турция). Применялся противником в Донбассе. Подорвался на минах. Потом был добит FPV-дронами. Хорошо видно V-образное днище (фото из открытых источников)

Собственно, эти признаки и являются отличительными для машин категории MRAP. Развитием стала Южноафриканская Mamba. Последние заценили американцы. Создали на их базе свои RG-31 Nyala, а затем и целое семейство машин класса MRAP.

MRAP RG-31 Nyala (США), скопированный с ЮАРовской Mamba (фото из открытых источников)
MRAP RG-31 Nyala (США), скопированный с ЮАРовской Mamba (фото из открытых источников)

Подытоживая по параметрам бронемашин MRAP:

  • Бронекорпус, бронекапсула, чтобы держали пули стрелкового оружия и мелкие (средние) осколки.
  • Толстые специальные стеклопакеты, бронестёкла, обеспечивающие и хороший обзор, и стойкость к тем же пулям, осколкам.
Бронестёкла для бронеавтомобилей и MRAP. Наглядный стенд. Разные толщины и удерживаемые боеприпасы (фото из открытых источников)
Бронестёкла для бронеавтомобилей и MRAP. Наглядный стенд. Разные толщины и удерживаемые боеприпасы (фото из открытых источников)
  • Подъём бронекапсулы максимально высоко, чтобы эпицентр потенциального взрыва мины, фугаса, был как можно дальше от людей. На пути продуктов взрыва располагаются крупные колёса и элементы трансмиссии, и только потом основная броня десантного отсека.
Бронемашина MRAP «Тайфун-У» (Россия). Бронекапсула высоко над дорожным покрытием (фото из открытых источников)
Бронемашина MRAP «Тайфун-У» (Россия). Бронекапсула высоко над дорожным покрытием (фото из открытых источников)
  • V-образная форма днища. Такая геометрия способствует отражению продуктов взрыва, увод основного фугасного воздействия в сторону от дна бронекапсулы. Скошенное днище может с каким-то шансом сломать кумулятивную струю, рассеять ударное ядро, если подрыв произошёл на противоднищевой мине с кумулятивной боевой частью. Также скосы днища способствуют отражению рикошетом пуль и осколков.
Австралийский MRAP Bushmaster возил боевиков «страны 404» в Курскую область России. Назад не вернулся. Зато хорошо видно скошенное V-образное брюхо бронекорпуса... (фото из открытых источников)
Австралийский MRAP Bushmaster возил боевиков «страны 404» в Курскую область России. Назад не вернулся. Зато хорошо видно скошенное V-образное брюхо бронекорпуса... (фото из открытых источников)
В некоторых моделях MRAP днище округлой, полуцилиндрической формы. Где-то геометрия обычная, плоская, но дно усилено разнесённой либо композитной бронёй (немецкий Dingo 2).
Бронемашина MRAP Dingo (Германия), поставленный противнику с «территории 404». Подготовка к отправке на фронт (фото из открытых источников)
Бронемашина MRAP Dingo (Германия), поставленный противнику с «территории 404». Подготовка к отправке на фронт (фото из открытых источников)
MRAP Dingo на фронте в Донбассе... (фото из открытых источников)
MRAP Dingo на фронте в Донбассе... (фото из открытых источников)

Также к категории близкой к MRAP (хоть таковыми формально не являющимися), можно отнести некоторые Отечественные бронеавтомобили. Тот же «Тигр», за счёт крепкой рамы и сварного бронекорпуса, очень неплохо держит подрыв на противотанковой мине.

Бронеавтомобиль «Тигр» Армии России под Харьковом весной 2022. Дополнительное бронирование призвано защитить во время прорывов, в случае засад. Как мы знаем, засады бывают разные, в том числе с тяжёлым вооружением, и там даже такой защиты маловато... (фото из открытых источников)
Бронеавтомобиль «Тигр» Армии России под Харьковом весной 2022. Дополнительное бронирование призвано защитить во время прорывов, в случае засад. Как мы знаем, засады бывают разные, в том числе с тяжёлым вооружением, и там даже такой защиты маловато... (фото из открытых источников)
«Тигр» после подрыва на противотанковой мине. Экипаж прохаживается позади, что-то ищет. Все целы. Формально не MRAP, но по функционалу близок (фото из открытых источников)
«Тигр» после подрыва на противотанковой мине. Экипаж прохаживается позади, что-то ищет. Все целы. Формально не MRAP, но по функционалу близок (фото из открытых источников)

Машина, естественно, как и любой другой MRAP, больше никуда не едет, но шансы экипажа уцелеть и избежать даже лёгких ранений – крайне высоки.

Современные MRAP часто имеют двойную, разнесённую броню, что позволяет эффективнее удерживать пули крупнокалиберных пулемётов и винтовок, крупные осколки, и даже, если повезёт – кумулятивные гранаты, РПГ (под некоторыми углами кумулятивная струя ломается).

Дверь трофейного MRAP International MaxxPro (США). Разнесённая броня, из двух довольно внушительных по толщине стальных листов (фото из открытых источников)
Дверь трофейного MRAP International MaxxPro (США). Разнесённая броня, из двух довольно внушительных по толщине стальных листов (фото из открытых источников)

Также набирает обороты применение на МРАПах дополнительной защиты: различных навесов, «мангалов» от сбросов с коптеров и FPV-дронов, дополнительных бронеэкранов, решёток от кумулятивных боеприпасов.

Бронеавтомобиль MRAP З-СТС «Ахмат» (Россия) с масштабным навесом от FPV-дронов и сбросов с коптеров. Спереди кустарный минный трал от магнитных мин, сбрасываемых с крупных аграрных дронов «Баба-яга» (фото из открытых источников)
Бронеавтомобиль MRAP З-СТС «Ахмат» (Россия) с масштабным навесом от FPV-дронов и сбросов с коптеров. Спереди кустарный минный трал от магнитных мин, сбрасываемых с крупных аграрных дронов «Баба-яга» (фото из открытых источников)

Из вооружения обычно применяют крупнокалиберный пулемёт. Но возможна установка и различных боевых модулей, вплоть до несущих пушку 23-25-30 мм, спаренную с пулемётом 7.62 мм, ПТУРы, автоматические гранатомёты. Но, упор, всё же, на защищённости, а вооружение вторично. Поэтому какой-то «крупняк» калибра 12.7 мм – это обычное дело для MRAP.

Бронеавтомобиль «Тайфун-ВДВ» концепции MRAP, с необитаемым боевым модулем, в который устанавливается автопушка 30 мм (фото из открытых источников)
Бронеавтомобиль «Тайфун-ВДВ» концепции MRAP, с необитаемым боевым модулем, в который устанавливается автопушка 30 мм (фото из открытых источников)

Назначения MRAP:

  • Патрулирование обширных территорий.
  • Разведывательные рейды.
  • Контрпартизанские операции.
  • Глубокие прорывы с закреплением после проламывания фронта на определённом участке.
  • Снабжение блок-постов, отдалённых фортов.
Колонна бронеавтомобилей «Тигр» (Россия). На головной машине установка РЭБ. На второй – боевой модуль с пулемётом КОРД 12.7 мм. На третьей – автоматический гранатомёт 30 мм (фото из открытых источников)
Колонна бронеавтомобилей «Тигр» (Россия). На головной машине установка РЭБ. На второй – боевой модуль с пулемётом КОРД 12.7 мм. На третьей – автоматический гранатомёт 30 мм (фото из открытых источников)
  • Снабжение и поддержка упомянутых выше групп закрепления первой волны.
  • Перемещение пехоты по своим тылам, в условиях опасности атак дронов, дальнобойной артиллерии с кассетной боевой частью или готовыми поражающими элементами, действий диверсантов, партизан в тылах, риска подрыва на минах (заложенных диверсантами, либо сбрасываемых с дронов).
  • Наконец: замещение боевых машин пехоты, просто атаки на MRAP передовых позиций противника, высадка десанта у переднего края.
MRAP Mastiff 6х6, британская версия американского Caguar 6х6. Иммет дополнительную защиту в виде противокумулятивных решётчатых экранов. Применялся противником в Донбассе, как БТР поля боя. На нём прямо штурмовали... Результат в кадре, дорога в один конец... (фото из открытых источников)
MRAP Mastiff 6х6, британская версия американского Caguar 6х6. Иммет дополнительную защиту в виде противокумулятивных решётчатых экранов. Применялся противником в Донбассе, как БТР поля боя. На нём прямо штурмовали... Результат в кадре, дорога в один конец... (фото из открытых источников)

Для всех указанных задач, кроме последней, бронемашины MRAP подходят идеально. По обзору, ходовым качествам лучше, чем классические БТР. Выше скорость, запас хода, комфорт. Современные MRAP могут быть даже лучше по защищённости, если БТР (не оснащённый дополнительной навесной бронёй). Да, хуже проходимость, но этот класс машин заточен, прежде всего, на передвижение по дорогам или сносным поверхностям вне дорог.

По защищённости при подрыве на мине, MRAP лучше сберегает экипаж, чем обычные БТР или БМП.

MRAP выведен из строя, но свою задачу выполнил. Подрыв на мине, моторный отсек и передние колёса в хлам, а бронекапсуле с экипажем и десантом уцелела, и даже ветровые стёкла почти не пострадали (фото из открытых источников)
MRAP выведен из строя, но свою задачу выполнил. Подрыв на мине, моторный отсек и передние колёса в хлам, а бронекапсуле с экипажем и десантом уцелела, и даже ветровые стёкла почти не пострадали (фото из открытых источников)

Глупости с функцией плавания тут даже не рассматривались. Потому нет лишних агрегатов, при разработке не было резона снижать вес, ослаблять броню. Сколько ходовая держит – настолько и бронируют, в том числе дополнительно усиливают навесной защитой.

Поскольку обычные «Хамви» крайне плохо переносили подрывы на минах, то МРАПы активно развивали, принимали на вооружение американцы и их союзники. Применяли в Ираке, Афганистане, Сирии.

Слева: HMMWV. Справа: MRAP Oshkosh L-ATV (фото из открытых источников)
Слева: HMMWV. Справа: MRAP Oshkosh L-ATV (фото из открытых источников)

Машины такого класса востребованы по всему миру, где есть проблемные регионы, горячие точки с повстанцами, партизанами, большой засадной и минной опасностью на дорогах.

Очевидна разница по высоте, габаритам, между казахстанским MRAP ARLAN и медицинским «Хамви». ARLAN – модернизированная копия MRAP Marauder (ЮАР), который также является развитием Mamba. Внешнее сходство считывается (фото из открытых источников)
Очевидна разница по высоте, габаритам, между казахстанским MRAP ARLAN и медицинским «Хамви». ARLAN – модернизированная копия MRAP Marauder (ЮАР), который также является развитием Mamba. Внешнее сходство считывается (фото из открытых источников)

Значительные партии различных MRAP были поставлены Западом в «страну 404». Так что бойцы Русской Армии уже вдоволь наколотили такой техники, взяты многочисленные трофеи. Можно изучать на натуре, и что-то перенимать себе из хороших решений.

Американский MRAP Cougar 4х4. Трофей на выставке в одном из городов России (фото из открытых источников)
Американский MRAP Cougar 4х4. Трофей на выставке в одном из городов России (фото из открытых источников)

Что касается использования MRAP в роли БМП – крайне спорная затея. С одной стороны, даже в лоб, от пулемёта 12.7 мм (ДШК, НСВ «Утёс», КОРД) или 14.5 мм (КПВТ) – MRAP беззащитен. Тогда как БМП и некоторые БТР с допзащитой – держатся нормально. Однако основные средства поражения в современных боевых действиях: это ПТУРы, РПГ, дроны с кумулятивной боевой частью от тех же РПГ («морковка» от РПГ-7) и мины. Против всего этого бессильны любые БМП и БТР. А по части минной угрозы, MRAP даже предпочтительнее. К тому же, удобный десантный отсек, двери кабины, способствуют оперативному покиданию транспорта при поражении или подрыве.

Американский MRAP Cougar 4x4 противника, поражённый в Курской области FPV-дронами. Экипаж и десант покинул машину, и ещё какое-то время побегал по лесным массивам. Но побегал же... Машина вооружена крупнокалиберным пулемётом M2 Browning калибра 12.7 мм (фото из открытых источников)
Американский MRAP Cougar 4x4 противника, поражённый в Курской области FPV-дронами. Экипаж и десант покинул машину, и ещё какое-то время побегал по лесным массивам. Но побегал же... Машина вооружена крупнокалиберным пулемётом M2 Browning калибра 12.7 мм (фото из открытых источников)

Из очевидных минусов MRAP – высокий профиль, заметность (удобная мишень для ПТУРа, автопушки).

MRAP International MaxxPro (США). Трофей. И наши бойцы на фоне этого огромного «сарая»... (фото из открытых источников)
MRAP International MaxxPro (США). Трофей. И наши бойцы на фоне этого огромного «сарая»... (фото из открытых источников)

Из-за большого клиренса и общей высоты – не самая лучшая устойчивость при маневрировании (бывает, переворачиваются).

International MaxxPro устал и лежит на боку... (фото из открытых источников)
International MaxxPro устал и лежит на боку... (фото из открытых источников)
MaxxPro крутануло капитально... Где-то на дорогах Новороссии занесло «американца» (фото из открытых источников)
MaxxPro крутануло капитально... Где-то на дорогах Новороссии занесло «американца» (фото из открытых источников)

В остальном, как показывает практика, это достойные машины, выполняющие свою основную функцию – сохранить экипаж и десант не просто живыми, но даже целыми, для дальнейших действий. Даже если сама машина выведена из строя попаданием или подрывом на мине. Требовать защищённости танка от не танка – как-то странно.

Да и танки без дополнительных мер защиты («Царь-мангалов») подбиваются современными средствами сравнительно легко.

Собственно, с основным функционалом и возможностями MRAP ознакомил. Далее фото-подборка машин данного класса. Некоторые наиболее массовые модели будут рассмотрены в отдельных обзорах.

Бронеавтомобиль «Ладога» (Россия) (фото из открытых источников)
Бронеавтомобиль «Ладога» (Россия) (фото из открытых источников)

«Ладога» построена по концепции MRAP: высокий клиренс, скошенное V-образное днище бронекорпуса.

На крыше бронемашины антенны установки РЭБ от дронов.

В скором времени таких в войсках ожидается всё больше.

Бронемашина MRAP «Чекан» на базе Урал 4320 (фото из открытых источников)
Бронемашина MRAP «Чекан» на базе Урал 4320 (фото из открытых источников)

«Чекан» стал знаменит, как техника, которую применяла ЧВК «Вагнер», как в Новороссии, так и на дальних рубежах. Серийное производство или уже стартовало, или вот-вот.

Отечественный бронеавтомобиль ЗА-СпН «Титан» (фото из открытых источников)
Отечественный бронеавтомобиль ЗА-СпН «Титан» (фото из открытых источников)

ЗА-СпН «Титан» спроектированный с усиленной противоминной защитой.

Бронемашина «Тайфун-К» на базе КамАЗ (фото из открытых источников)
Бронемашина «Тайфун-К» на базе КамАЗ (фото из открытых источников)

«Тайфун-К» – полноценный Отечественный MRAP.

«Тайфун-К» после подрыва на противотанковой мине (фото из открытых источников)
«Тайфун-К» после подрыва на противотанковой мине (фото из открытых источников)

Машина по принципу MRAP отработала, как следует. С экипажем и десантом всё в порядке, а машина ещё вполне пригодна к ремонту.

З-СТС «Ахмат» (фото из открытых источников)
З-СТС «Ахмат» (фото из открытых источников)

З-СТС «Ахмат» – более дешёвый МРАП, развитие «Тайфун-У»

З-СТС «Ахмат» с дополнительной защитой в зоне боевых действий на Диком Юго-Западе России (фото из открытых источников)
З-СТС «Ахмат» с дополнительной защитой в зоне боевых действий на Диком Юго-Западе России (фото из открытых источников)

Машина имеет дополнительную кустарную защиту от сбросов с коптеров и в какой-то степени от FPV-дронов. Навес сверху, экраны перед ветровыми стеклопакетами и над капотом. Задние колёса прикрыты листами армированной резины.

З-СТС «Ахмат» с дополнительной защитой от дронов в зоне боевых действий (фото из открытых источников)
З-СТС «Ахмат» с дополнительной защитой от дронов в зоне боевых действий (фото из открытых источников)

МРАП подорвался, но экипаж с десантом сохранил. Вполне может быть отремонтирован и вернётся в строй.

Ещё пара казахстанских MRAP ARLAN (фото из открытых источников)
Ещё пара казахстанских MRAP ARLAN (фото из открытых источников)
Бронеавтомобиль противника КОЗАК. Подорвался на ТМке. Ещё одна видна под капотом... (фото из открытых источников)
Бронеавтомобиль противника КОЗАК. Подорвался на ТМке. Ещё одна видна под капотом... (фото из открытых источников)
MRAP Bushmaster горелый, в зоне боевых действий на Юго-Западе России (фото из открытых источников)
MRAP Bushmaster горелый, в зоне боевых действий на Юго-Западе России (фото из открытых источников)

Можно изучать устройство V-образного днища бронекорпуса.

Ещё горелый «Бушмастер» (фото из открытых источников)
Ещё горелый «Бушмастер» (фото из открытых источников)

Кормовая дверь десантного отсека открыта, десант спасся. Видно и V-образное днище. Также элементы дополнительной защиты от дронов сверху. Не помогла...

MRAP Cougar (США) с элементами дополнительной защиты. Попал под раздачу где-то в России (фото из открытых источников)
MRAP Cougar (США) с элементами дополнительной защиты. Попал под раздачу где-то в России (фото из открытых источников)
Бронеавтомобиль Cougar (США) горит в Курской области (фото из открытых источников)
Бронеавтомобиль Cougar (США) горит в Курской области (фото из открытых источников)
Тот же MRAP «Кугуар», вид с дрона (кадр из открытых источников)
Тот же MRAP «Кугуар», вид с дрона (кадр из открытых источников)
Inkas Titan DS (Канада). Довольно редкий MRAP на вооружении противника (фото из открытых источников)
Inkas Titan DS (Канада). Довольно редкий MRAP на вооружении противника (фото из открытых источников)
Эвакуация бойцами Армии России практически целого MRAP Kirpi (Турция), в Курской области (фото из открытых источников)
Эвакуация бойцами Армии России практически целого MRAP Kirpi (Турция), в Курской области (фото из открытых источников)
Подарки от «друга» Реджепа Тайипа «многостульного»...
Тот же сюжет с вывозом Kirpi, вид с другого ракурса (фото из открытых источников)
Тот же сюжет с вывозом Kirpi, вид с другого ракурса (фото из открытых источников)
Донбасс. Ещё MRAP Kirpi в хлам, и КОЗАК выглядывает (фото из открытых источников)
Донбасс. Ещё MRAP Kirpi в хлам, и КОЗАК выглядывает (фото из открытых источников)
Очередной MRAP Kirpi в Донбассе. Скатился в глубокую воронку. Всё же это не гусеничная техника, и не БТР 8х8. Тут с препятствиями нужно поосторожнее... (фото из открытых источников)
Очередной MRAP Kirpi в Донбассе. Скатился в глубокую воронку. Всё же это не гусеничная техника, и не БТР 8х8. Тут с препятствиями нужно поосторожнее... (фото из открытых источников)
Формальный MRAP противника КОЗАК, с аккуратными пробоинами от 30 мм пушки. Курская область (фото из открытых источников)
Формальный MRAP противника КОЗАК, с аккуратными пробоинами от 30 мм пушки. Курская область (фото из открытых источников)

Похоже, что потерял управление, вылетел с дороги, и лишился переднего моста безо всяких мин...

Ещё КОЗАК где-то в Донбассе. Также выполнил функции: экипаж и десант смылись, а потом машину добили (фото из открытых источников)
Ещё КОЗАК где-то в Донбассе. Также выполнил функции: экипаж и десант смылись, а потом машину добили (фото из открытых источников)
Очередной КОЗАК противника в хлам. Но, как бы ни было слабо исполнение и качество металла, бронекапсула вполне сносная, и свои задачи решает (фото из открытых источников)
Очередной КОЗАК противника в хлам. Но, как бы ни было слабо исполнение и качество металла, бронекапсула вполне сносная, и свои задачи решает (фото из открытых источников)
Ещё один формальный MRAP из «страны 404»: KRAZ «Спартан», был... (фото из открытых источников)
Ещё один формальный MRAP из «страны 404»: KRAZ «Спартан», был... (фото из открытых источников)
Отечественный медицинский бронеавтомобиль для эвакуации раненых: «Линза». Также машина, построенная, как MRAP. Жаль, их мало, и на переднюю линию давно не суются. Только из относительно ближнего тыла забирают 300-х (фото из открытых источников)
Отечественный медицинский бронеавтомобиль для эвакуации раненых: «Линза». Также машина, построенная, как MRAP. Жаль, их мало, и на переднюю линию давно не суются. Только из относительно ближнего тыла забирают 300-х (фото из открытых источников)
Остов «Бушмастера» где-то в Донбассе. Видимо сдетонировал перевозимый боекомплект... Аж крышу сорвало (фото из открытых источников)
Остов «Бушмастера» где-то в Донбассе. Видимо сдетонировал перевозимый боекомплект... Аж крышу сорвало (фото из открытых источников)
MRAP International MaxxPro и КОЗАК, где-то в ближних тылах оппонентов, незадолго до вторжения в Курскую область (фото из открытых источников)
MRAP International MaxxPro и КОЗАК, где-то в ближних тылах оппонентов, незадолго до вторжения в Курскую область (фото из открытых источников)
Выведенный из строя MaxxPro противника в Донбассе (фото из открытых источников)
Выведенный из строя MaxxPro противника в Донбассе (фото из открытых источников)
Ещё MaxxPro застыл где-то в Донбассе (фото из открытых источников)
Ещё MaxxPro застыл где-то в Донбассе (фото из открытых источников)
Трофей, относительно целый MaxxPro, добытый в Курской области. Скоро на выставках в городах России (фото из открытых источников)
Трофей, относительно целый MaxxPro, добытый в Курской области. Скоро на выставках в городах России (фото из открытых источников)
Очередной MaxxPro. Этот пострадал сильнее (фото из открытых источников)
Очередной MaxxPro. Этот пострадал сильнее (фото из открытых источников)
MaxxPro было поставлено много. Их активно применяли. Поэтому и набито их немеренно (фото из открытых источников)
MaxxPro было поставлено много. Их активно применяли. Поэтому и набито их немеренно (фото из открытых источников)
Последняя стоянка десятков International MaxxPro где-то в «стране 404» (фото из открытых источников)
Последняя стоянка десятков International MaxxPro где-то в «стране 404» (фото из открытых источников)
Канадский MRAP Roshel Senator, выведенный из строя в Курской области (фото из открытых источников)
Канадский MRAP Roshel Senator, выведенный из строя в Курской области (фото из открытых источников)
Очередной Roshel Senator в Курской области... С характерным тактическим знаком на борту (фото из открытых источников)
Очередной Roshel Senator в Курской области... С характерным тактическим знаком на борту (фото из открытых источников)
Ещё Roshel Senator, после подрыва на мине где-то в Новороссии (фото из открытых источников)
Ещё Roshel Senator, после подрыва на мине где-то в Новороссии (фото из открытых источников)
Вид с другого борта (фото из открытых источников)
Вид с другого борта (фото из открытых источников)

Нижняя часть выполнена в виде камер для хранения всякого для обслуживания машины. Не надо занимать место в бронекапсуле, удобно. А V-образный корпус начинается в глубине и выше.

Roshel Senator влетел в воронку в Волчанске. Харьковская область, территория Большой Исторической России. В обозримом будущем и формально в РФ (фото из открытых источников)
Roshel Senator влетел в воронку в Волчанске. Харьковская область, территория Большой Исторической России. В обозримом будущем и формально в РФ (фото из открытых источников)
Ещё один выведенный из строя MRAP Roshel Senator, подорвался на мине в районе того же Волчанска. И пара Русских Воинов, идущих вперёд! (кадр из открытых источников)
Ещё один выведенный из строя MRAP Roshel Senator, подорвался на мине в районе того же Волчанска. И пара Русских Воинов, идущих вперёд! (кадр из открытых источников)

В планах отдельно подробнее обозреть некоторые из бронемашин, приведённых в данной подборке. Чего больше применяется на Юго-Западном фронтире России, тому и уделю внимание: MaxxPro, Cougar (Mastiff), Bushmaster, Kirpi, Roshel Senator, КОЗАКИ, может ещё что-то, ну и Отечественные, само собой.

* * *

Подписывайтесь на канал! Впереди много статей о выживании на войне и в экстремальных условиях: оружии, снаряжении, приёмах.

Заслать денег в благодарность автору

* * *

Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru

* * *

Статьи близкой тематики: