В начале 2010-х была поставлена задача: создать для вооружённых сил Отечественные бронемашины, отвечающие современным требованиям. Чтобы были хорошо защищены на случай засад, диверсий, близких прилётов арты, дистанционного минирования дорог. То есть сохраняли бы жизнь и боеспособность экипажа и десанта при подрыве на мине, фугасе на тыловых дорогах (или при действиях без чёткой линии фронта), при обстреле из стрелкового оружия, включая крупнокалиберные пулемёты и винтовки, держали бы осколки даже от близких попаданий артиллерии, РСЗО, миномётов. Такой класс техники на Западе называется MRAP, что и означает: «защищённый от мин и засад». За разработку принялся конгломерат из множества компаний и НИИ, включая крупнейшие промышленные предприятия России. В прошлой части цикла обозрел бронемашину, тяжёлый MRAP «Тайфун-К» от «КамАЗ». Здесь обращусь к продукции автозавода «Урал»: «Тайфун-У».
Сам класс противозасадной, противоминной техники зародился на юге Африки, в ходе конфликтов в Анголе, Родезии (ныне Зимбабве), в приграничье ЮАР, в 1960-80-е. Тогда на базу уже имевшихся грузовых автомобилей размещали бронекорпуса, высоко приподнятые над дорогой, с V-образным днищем, отводящим энергию взрыва. Законодателем моды в такой технике и стала ЮАР, как наиболее развитая страна в том регионе.
Когда в США создавали класс бронемашин MRAP, очень многое позаимствовали из тех наработок. MRAP и расшифровывается, как «противоминная и противозасадная». Техника устойчивая к обстрелу стрелковым оружием, мелким и средним осколкам, к подрыву на минах, фугасах.
Американцы столкнулись с проблемами в Ираке и Афганистане. Формат партизанской борьбы, стрелковые, минные и комбинированные засады приводили к чувствительным потерям, поскольку автомобильная и бронированная техника («Хамви», M113, «Брэдли») плохо переживали подрывы. Про небронированную технику и говорить нечего… «Хамви» крайне слабо защищали при обстреле из крупнокалиберных пулемётов и винтовок. Нужен был специализированный класс техники для осуществления логистики в неспокойных тылах, на плохо контролируемых дорогах.
Схожие проблемы Советские специалисты черпнули ещё в Анголе, затем в том же Афганистане, где и американцы, десятилетия спустя. Необходимость в новых, противоминных бронемашинах чувствовалась в Чечне. Либо нужно было полностью пересматривать формат БМП-БТР, либо кардинально усиливать бронезащиту грузовых автомобилей, «Уралов», «КамАЗов», создавать что-то совсем иное.
Лучше позже, чем никогда… Разработки своих MRAP в России стартовали с 2010 года. Поскольку участвовал единый конгломерат предприятий, у машин, вышедших из этой программы, много общих черт, инженерных решений, параметров по двигателю, бронированию, начинке. Единственное, «КамАЗ» делал «Тайфун-К» на своей платформе, задействовав имеющиеся, стандартные элементы шасси своих серийных машин. «Урал» взял своё шасси.
Так получились варианты «Тайфун-У»:
- Урал-63095 – модульный. Подразумевает возможность создания целого семейства бронеавтомобилей. Кабина остаётся, а на месте десантной бронекапсулы может быть установлено различное оборудование: пусковая БпЛА, артиллерийские системы (пушка, РСЗО), кран, экскаватор, система ПВО (РЛС). Может быть реализована машина: командная, связи, санитарная, РЭБ (РЭР).
- Урал-63099 – однообъёмный. Исключительно вариант для перевозки личного состава, десанта.
По компоновке сразу видна разница с «Тайфун-К». У последнего типичное «КамАЗовское» расположение: спереди кабина без капота, за кабиной двигатель. Как результат, моторный отсек в защитном корпусе разрезает пространство машины на две части. Нет прямого доступа из кабины в десантную бронекапсулу. Только переговорное устройство для связи.
У «Тайфун-У» типичная для «Уралов» капотная компоновка. Спереди капот с мотором, за ним кабина, переходящая в десантный бронекорпус. Имеется прямой проход, что несколько удобнее для взаимодействия десанта с командиром. Также при эвакуацию, если кабина сильно повреждена, двери не открыть, до люка наверху не добраться. Редкий сценарий, но возможный.
Что касаемо защищённости экипажа при взрыве под одним из передних колёс. У «Тайфун-К» экипаж как бы сидит перед точкой контакта колёс с дорожным покрытием. И продукты взрыва, основной импульс от ударной волны – приходится позади кресел экипажа. Высокий клиренс, «V»-образное днище, отличное бронирование кабины – всё это в сумме обеспечивает достаточную безопасность, даже при подрыве на противотанковой мине с зарядом в 8 кг тротила, или фугасе, сопоставимой мощности.
При подрыве «Тайфун-У», взрыв приходится на моторный отсек под капотом, то есть спереди экипажа. И тут не так уж однозначно, что лучше… Риски тяжёлых контузий экипажа примерно одинаково невелики. А вот, после мощного взрыва, если колёса не оторвало начисто, у «Тайфун-К» выше шанс продолжить движение своим ходом. Потому как его мотор практически наверняка уцелеет. А у «Тайфун-У» взрыв приходится именно на двигатель, и там, как повезёт.
«Тайфун-У» Характеристики
- Колёсная формула: 6 х 6 (поворот передним мостом).
Тогда как у «Тайфун-К» поворот обеспечивается двумя передними осями, и средняя ось сдвинута к передней, что обеспечивает лучшую управляемость, даёт разворачиваться на меньшем пространстве.
- Длина: 9 500 мм.
- Ширина: 2 600 мм.
- Высота: 3 500 мм.
- Клиренс: переменный, от 300 до 500.
- Масса снаряженного автомобиля: 26.5 т.
- Масса буксируемого прицепа: 8 т.
- Двигатель: дизель ЯМЗ-5367.
- Мощность: 450 лошадиных сил.
- Скорость по трассе: 110 км/ч.
- Автоматическая коробка передач.
- Подвеска независимая, гидропневматическая.
Позволяет поднимать каждое колесо по отдельности, менять, ремонтировать. Если это не одно из передних, то машина может дальше двигаться, просто сильно повреждённое колесо поднимают, чтобы не мешало.
Колёса специальные, с противовзрывными вставками.
- Запас хода: 1 800 км.
- Экипаж: 3 человека.
- Десант: в модульном – 16 человек. В однообъёмном – 12.
Для десанта установлены специальные противоминные кресла, вывешенные, гасящие энергию взрыва. Удобные, с подголовником, с ремнями безопасности. В этом плане всё так же круто, как у всей линейки бронемашин «Тайфун» и их более свежих «одноклассников». Нахождение в бронекапсуле ни в какое сравнение не идут с положением дел в БТР и БМП.
В последних не случайно стараются ездить на броне… Именно из-за низких шансах уцелеть при подрыве на мине или прямом попадании чего-то серьёзного в десантный отсек.
Двери кабины весьма тяжёлые из-за мощной разнесённой брони, потому открываются при помощи пневмоприводов. Для экстренной эвакуации, если двери заклинит, есть люк в крыше. Также можно выйти через десантный отсек. Там сзади реализована аппарель, откидывающаяся назад. В аппарели – дополнительная дверь, на случай клина приводов. Есть ещё пара люков на крыше бронекапсулы. Через них также можно эвакуироваться, либо подняться и вести огонь.
В бортах по паре окошек с амбразурами, прикрытых крышками. Бронестёкла что в кабине, что в этих окошках, серьезные стеклопакеты, что держат пулю 14.5 мм КПВТ (тем более 12.7 мм). Однако речь о единичном попадании. При напряжённом огне в одну область, естественно, бронестекло долго не протянет.
На случай, если стёкла кабины сильно повреждены, на машине имеются круговые камеры, изображение с которых выводится на мониторы внутри кабины и десантного отделения. Таким образом, изображение с 6 или 8 камер могут видеть все, находящиеся внутри, и действовать соответственно. Позади экипажа имеется точка управления боевым модулем. На монитор стрелка также можно выводить изображение с камер и вести огонь в любом направлении из пулемёта дистанционно управляемого модуля на крыше (если таковой установлен).
Бронирование аналогично «Тайфун-К»: комбинированное. Сварной бронекорпус снаружи дополнен слоем разнесённой с ним керамической брони. Всё сверху ещё зашито тонкой листовой сталью. Такая броня эффективно разбивает пули крупнокалиберных пулемётов, антиматериальных снайперских винтовок, неплохо гасит энергию даже крупных осколков от близких разрывов арты. Бронекорпус по кругу держит бронебойные пули КПВТ 14.5 мм с дистанций от 200 м. Очень достойный показатель, более чем перекрывающий требования к защите техники, работающей в тылах.
Само собой, держит бронебойные винтовочно-пулемётные 7.62 мм, с любых дистанций. Чего уже обычно достаточно.
К передовой таким MRAP подъезжать не нужно. Так что ни 30 мм автопушку, ни что покруче, встречать в норме не должны.
Понятно, что нынешние реалии с FPV-дронами – новый вызов. Можно видеть на различных Отечественных МРАПах элементы дополнительной защиты, «мангалы» от дронов. Обязательно установки РЭБ.
В качестве вооружения на «Тайфун-У» может быть установлен дистанционно управляемый боевой модуль с пулемётом ПКТ 7.62 мм, или крупнокалиберными 12.7 мм («Утёс» или КОРД).
Реализовано фильтрование воздуха, кондиционер, отопление.
* * *
Выпущено на 2017 год 180 единиц «Тайфун-У». Их больше, но количество всё равно несколько уступает «Тайфун-К» и набирающим популярности З-СТС «Ахмат».
Среди отзывов про «Тайфун-У» слышал значительно больше негатива, чем по поводу «Тайфун-К». Более частые поломки, отправки на ремонт. Совпадение или нет, но «Тайфун-У» встретить, чем дальше, тем сложнее. «Тайфун-К» фигурирует чаще. Также значительную часть ниши занимают более дешёвые и унифицированные машины, например, З-СТА «Ахмат», созданный прямо на шасси «КамАЗ-5350».
То есть, у него не некое новое шасси на базе существующей производственной базы, с применением большинства готовых деталей, а прямо готовое шасси серийного автомобиля. Что, конечно, огромный плюс на фоне первых «Тайфунов», которые довольно сложные в производстве и дорогие.
Автозавод «Урал» продолжает изыскание в классе бронемашин класса MRAP. Так, испытывались версии:
«Тайфун-У» 4х4.
«Урал-432009», он же «Урал-ВВ» (ныне «Витязь»).
Какую нишу они смогут занять – время покажет.
* * *
Подписывайтесь на канал! Впереди много статей о выживании на войне и в экстремальных условиях: оружии, снаряжении, приёмах.
Заслать денег в благодарность автору
* * *
Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru
* * *
Статьи близкой тематики:
- Подборка Боевая ТЕХНИКА