Найти в Дзене
ВЫЖИВАНИЕ ПО-РУССКИ

Бронеавтомобиль Тайфун-У Отечественный MRAP «Урал» Обзор

В начале 2010-х была поставлена задача: создать для вооружённых сил Отечественные бронемашины, отвечающие современным требованиям. Чтобы были хорошо защищены на случай засад, диверсий, близких прилётов арты, дистанционного минирования дорог. То есть сохраняли бы жизнь и боеспособность экипажа и десанта при подрыве на мине, фугасе на тыловых дорогах (или при действиях без чёткой линии фронта), при обстреле из стрелкового оружия, включая крупнокалиберные пулемёты и винтовки, держали бы осколки даже от близких попаданий артиллерии, РСЗО, миномётов. Такой класс техники на Западе называется MRAP, что и означает: «защищённый от мин и засад». За разработку принялся конгломерат из множества компаний и НИИ, включая крупнейшие промышленные предприятия России. В прошлой части цикла обозрел бронемашину, тяжёлый MRAP «Тайфун-К» от «КамАЗ». Здесь обращусь к продукции автозавода «Урал»: «Тайфун-У». Сам класс противозасадной, противоминной техники зародился на юге Африки, в ходе конфликтов в Анголе, Р

В начале 2010-х была поставлена задача: создать для вооружённых сил Отечественные бронемашины, отвечающие современным требованиям. Чтобы были хорошо защищены на случай засад, диверсий, близких прилётов арты, дистанционного минирования дорог. То есть сохраняли бы жизнь и боеспособность экипажа и десанта при подрыве на мине, фугасе на тыловых дорогах (или при действиях без чёткой линии фронта), при обстреле из стрелкового оружия, включая крупнокалиберные пулемёты и винтовки, держали бы осколки даже от близких попаданий артиллерии, РСЗО, миномётов. Такой класс техники на Западе называется MRAP, что и означает: «защищённый от мин и засад». За разработку принялся конгломерат из множества компаний и НИИ, включая крупнейшие промышленные предприятия России. В прошлой части цикла обозрел бронемашину, тяжёлый MRAP «Тайфун-К» от «КамАЗ». Здесь обращусь к продукции автозавода «Урал»: «Тайфун-У».

«Тайфун-У» по грязи (фото из открытых источников)
«Тайфун-У» по грязи (фото из открытых источников)

Сам класс противозасадной, противоминной техники зародился на юге Африки, в ходе конфликтов в Анголе, Родезии (ныне Зимбабве), в приграничье ЮАР, в 1960-80-е. Тогда на базу уже имевшихся грузовых автомобилей размещали бронекорпуса, высоко приподнятые над дорогой, с V-образным днищем, отводящим энергию взрыва. Законодателем моды в такой технике и стала ЮАР, как наиболее развитая страна в том регионе.

Один из первых MRAP «Hoppo» с юга Африки (фото из открытых источников)
Один из первых MRAP «Hoppo» с юга Африки (фото из открытых источников)

Когда в США создавали класс бронемашин MRAP, очень многое позаимствовали из тех наработок. MRAP и расшифровывается, как «противоминная и противозасадная». Техника устойчивая к обстрелу стрелковым оружием, мелким и средним осколкам, к подрыву на минах, фугасах.

Бронеавтомобиль RG-31 Nyala (ЮАР). Виден результат подрыва, и вполне целая бронекапсула (фото из открытых источников)
Бронеавтомобиль RG-31 Nyala (ЮАР). Виден результат подрыва, и вполне целая бронекапсула (фото из открытых источников)

Американцы столкнулись с проблемами в Ираке и Афганистане. Формат партизанской борьбы, стрелковые, минные и комбинированные засады приводили к чувствительным потерям, поскольку автомобильная и бронированная техника («Хамви», M113, «Брэдли») плохо переживали подрывы. Про небронированную технику и говорить нечего… «Хамви» крайне слабо защищали при обстреле из крупнокалиберных пулемётов и винтовок. Нужен был специализированный класс техники для осуществления логистики в неспокойных тылах, на плохо контролируемых дорогах.

Бронемашина HMMWV армии США, результат подрыва... (фото из открытых источников)
Бронемашина HMMWV армии США, результат подрыва... (фото из открытых источников)

Схожие проблемы Советские специалисты черпнули ещё в Анголе, затем в том же Афганистане, где и американцы, десятилетия спустя. Необходимость в новых, противоминных бронемашинах чувствовалась в Чечне. Либо нужно было полностью пересматривать формат БМП-БТР, либо кардинально усиливать бронезащиту грузовых автомобилей, «Уралов», «КамАЗов», создавать что-то совсем иное.

Лучше позже, чем никогда… Разработки своих MRAP в России стартовали с 2010 года. Поскольку участвовал единый конгломерат предприятий, у машин, вышедших из этой программы, много общих черт, инженерных решений, параметров по двигателю, бронированию, начинке. Единственное, «КамАЗ» делал «Тайфун-К» на своей платформе, задействовав имеющиеся, стандартные элементы шасси своих серийных машин. «Урал» взял своё шасси.

«Тайфун-К» (фото из открытых источников)
«Тайфун-К» (фото из открытых источников)

Так получились варианты «Тайфун-У»:

  • Урал-63095 – модульный. Подразумевает возможность создания целого семейства бронеавтомобилей. Кабина остаётся, а на месте десантной бронекапсулы может быть установлено различное оборудование: пусковая БпЛА, артиллерийские системы (пушка, РСЗО), кран, экскаватор, система ПВО (РЛС). Может быть реализована машина: командная, связи, санитарная, РЭБ (РЭР).
«Урал-63095», модульный (фото из открытых источников)
«Урал-63095», модульный (фото из открытых источников)
  • Урал-63099 – однообъёмный. Исключительно вариант для перевозки личного состава, десанта.
«Урал-63099», однообъёмный (фото из открытых источников)
«Урал-63099», однообъёмный (фото из открытых источников)

По компоновке сразу видна разница с «Тайфун-К». У последнего типичное «КамАЗовское» расположение: спереди кабина без капота, за кабиной двигатель. Как результат, моторный отсек в защитном корпусе разрезает пространство машины на две части. Нет прямого доступа из кабины в десантную бронекапсулу. Только переговорное устройство для связи.

«Тайфун-У»в условиях пустыни (фото из открытых источников)
«Тайфун-У»в условиях пустыни (фото из открытых источников)

У «Тайфун-У» типичная для «Уралов» капотная компоновка. Спереди капот с мотором, за ним кабина, переходящая в десантный бронекорпус. Имеется прямой проход, что несколько удобнее для взаимодействия десанта с командиром. Также при эвакуацию, если кабина сильно повреждена, двери не открыть, до люка наверху не добраться. Редкий сценарий, но возможный.

«Тайфун-К», вид сбоку. Кабина выведена вперёд, относительно оси передних колёс (фото из открытых источников)
«Тайфун-К», вид сбоку. Кабина выведена вперёд, относительно оси передних колёс (фото из открытых источников)
Результат подрыва «Тайфун-К» на противотанковой мине, с полным разрушением колеса, а бронекабину даже не помяло (фото из открытых источников)
Результат подрыва «Тайфун-К» на противотанковой мине, с полным разрушением колеса, а бронекабину даже не помяло (фото из открытых источников)

Что касаемо защищённости экипажа при взрыве под одним из передних колёс. У «Тайфун-К» экипаж как бы сидит перед точкой контакта колёс с дорожным покрытием. И продукты взрыва, основной импульс от ударной волны – приходится позади кресел экипажа. Высокий клиренс, «V»-образное днище, отличное бронирование кабины – всё это в сумме обеспечивает достаточную безопасность, даже при подрыве на противотанковой мине с зарядом в 8 кг тротила, или фугасе, сопоставимой мощности.

«Тайфун-У» по снегу (фото из открытых источников)
«Тайфун-У» по снегу (фото из открытых источников)

При подрыве «Тайфун-У», взрыв приходится на моторный отсек под капотом, то есть спереди экипажа. И тут не так уж однозначно, что лучше… Риски тяжёлых контузий экипажа примерно одинаково невелики. А вот, после мощного взрыва, если колёса не оторвало начисто, у «Тайфун-К» выше шанс продолжить движение своим ходом. Потому как его мотор практически наверняка уцелеет. А у «Тайфун-У» взрыв приходится именно на двигатель, и там, как повезёт.

«Тайфун-У» Характеристики

«Тайфун-У» по тяжёлым горным дорогам (фото из открытых источников)
«Тайфун-У» по тяжёлым горным дорогам (фото из открытых источников)
  • Колёсная формула: 6 х 6 (поворот передним мостом).
Тогда как у «Тайфун-К» поворот обеспечивается двумя передними осями, и средняя ось сдвинута к передней, что обеспечивает лучшую управляемость, даёт разворачиваться на меньшем пространстве.
  • Длина: 9 500 мм.
  • Ширина: 2 600 мм.
  • Высота: 3 500 мм.
  • Клиренс: переменный, от 300 до 500.
  • Масса снаряженного автомобиля: 26.5 т.
  • Масса буксируемого прицепа: 8 т.
«Тайфун-У» в пустыне (фото из открытых источников)
«Тайфун-У» в пустыне (фото из открытых источников)
  • Двигатель: дизель ЯМЗ-5367.
  • Мощность: 450 лошадиных сил.
  • Скорость по трассе: 110 км/ч.
  • Автоматическая коробка передач.
  • Подвеска независимая, гидропневматическая.
Позволяет поднимать каждое колесо по отдельности, менять, ремонтировать. Если это не одно из передних, то машина может дальше двигаться, просто сильно повреждённое колесо поднимают, чтобы не мешало.

Колёса специальные, с противовзрывными вставками.

  • Запас хода: 1 800 км.
  • Экипаж: 3 человека.
  • Десант: в модульном – 16 человек. В однообъёмном – 12.
В десантном отделении «Тайфун-У» (фото из открытых источников)
В десантном отделении «Тайфун-У» (фото из открытых источников)

Для десанта установлены специальные противоминные кресла, вывешенные, гасящие энергию взрыва. Удобные, с подголовником, с ремнями безопасности. В этом плане всё так же круто, как у всей линейки бронемашин «Тайфун» и их более свежих «одноклассников». Нахождение в бронекапсуле ни в какое сравнение не идут с положением дел в БТР и БМП.

В последних не случайно стараются ездить на броне… Именно из-за низких шансах уцелеть при подрыве на мине или прямом попадании чего-то серьёзного в десантный отсек.
Аппарель десантного отсека «Тайфун-У» (фото из открытых источников)
Аппарель десантного отсека «Тайфун-У» (фото из открытых источников)

Двери кабины весьма тяжёлые из-за мощной разнесённой брони, потому открываются при помощи пневмоприводов. Для экстренной эвакуации, если двери заклинит, есть люк в крыше. Также можно выйти через десантный отсек. Там сзади реализована аппарель, откидывающаяся назад. В аппарели – дополнительная дверь, на случай клина приводов. Есть ещё пара люков на крыше бронекапсулы. Через них также можно эвакуироваться, либо подняться и вести огонь.

«Тайфун-У» военной полиции едут на парад (фото из открытых источников)
«Тайфун-У» военной полиции едут на парад (фото из открытых источников)

В бортах по паре окошек с амбразурами, прикрытых крышками. Бронестёкла что в кабине, что в этих окошках, серьезные стеклопакеты, что держат пулю 14.5 мм КПВТ (тем более 12.7 мм). Однако речь о единичном попадании. При напряжённом огне в одну область, естественно, бронестекло долго не протянет.

Испытания бронестёкол «Тайфун-У» (фото из открытых источников)
Испытания бронестёкол «Тайфун-У» (фото из открытых источников)

На случай, если стёкла кабины сильно повреждены, на машине имеются круговые камеры, изображение с которых выводится на мониторы внутри кабины и десантного отделения. Таким образом, изображение с 6 или 8 камер могут видеть все, находящиеся внутри, и действовать соответственно. Позади экипажа имеется точка управления боевым модулем. На монитор стрелка также можно выводить изображение с камер и вести огонь в любом направлении из пулемёта дистанционно управляемого модуля на крыше (если таковой установлен).

«Тайфун-У» 6х6, модульный вариант (фото из открытых источников)
«Тайфун-У» 6х6, модульный вариант (фото из открытых источников)

Бронирование аналогично «Тайфун-К»: комбинированное. Сварной бронекорпус снаружи дополнен слоем разнесённой с ним керамической брони. Всё сверху ещё зашито тонкой листовой сталью. Такая броня эффективно разбивает пули крупнокалиберных пулемётов, антиматериальных снайперских винтовок, неплохо гасит энергию даже крупных осколков от близких разрывов арты. Бронекорпус по кругу держит бронебойные пули КПВТ 14.5 мм с дистанций от 200 м. Очень достойный показатель, более чем перекрывающий требования к защите техники, работающей в тылах.

Само собой, держит бронебойные винтовочно-пулемётные 7.62 мм, с любых дистанций. Чего уже обычно достаточно.
«Тайфун-У» по бездорожью(фото из открытых источников)
«Тайфун-У» по бездорожью(фото из открытых источников)

К передовой таким MRAP подъезжать не нужно. Так что ни 30 мм автопушку, ни что покруче, встречать в норме не должны.

Понятно, что нынешние реалии с FPV-дронами – новый вызов. Можно видеть на различных Отечественных МРАПах элементы дополнительной защиты, «мангалы» от дронов. Обязательно установки РЭБ.
Бронеавтомобиль З-СТА «Ахмат» с допзащитой от дронов, масштабный навес (фото из открытых источников)
Бронеавтомобиль З-СТА «Ахмат» с допзащитой от дронов, масштабный навес (фото из открытых источников)

В качестве вооружения на «Тайфун-У» может быть установлен дистанционно управляемый боевой модуль с пулемётом ПКТ 7.62 мм, или крупнокалиберными 12.7 мм («Утёс» или КОРД).

«Тайфун-У» с дистанционно управялемым боевым модулем с пулемётом КОРД 12.7 мм (фото из открытых источников)
«Тайфун-У» с дистанционно управялемым боевым модулем с пулемётом КОРД 12.7 мм (фото из открытых источников)

Реализовано фильтрование воздуха, кондиционер, отопление.

* * *

Выпущено на 2017 год 180 единиц «Тайфун-У». Их больше, но количество всё равно несколько уступает «Тайфун-К» и набирающим популярности З-СТС «Ахмат».

Значительную часть ниши бронеавтомобилей занимают в последнее время З-СТС «Ахмат» (фото из открытых источников)
Значительную часть ниши бронеавтомобилей занимают в последнее время З-СТС «Ахмат» (фото из открытых источников)

Среди отзывов про «Тайфун-У» слышал значительно больше негатива, чем по поводу «Тайфун-К». Более частые поломки, отправки на ремонт. Совпадение или нет, но «Тайфун-У» встретить, чем дальше, тем сложнее. «Тайфун-К» фигурирует чаще. Также значительную часть ниши занимают более дешёвые и унифицированные машины, например, З-СТА «Ахмат», созданный прямо на шасси «КамАЗ-5350».

З-СТА «Ахмат» (фото из открытых источников)
З-СТА «Ахмат» (фото из открытых источников)
То есть, у него не некое новое шасси на базе существующей производственной базы, с применением большинства готовых деталей, а прямо готовое шасси серийного автомобиля. Что, конечно, огромный плюс на фоне первых «Тайфунов», которые довольно сложные в производстве и дорогие.

Автозавод «Урал» продолжает изыскание в классе бронемашин класса MRAP. Так, испытывались версии:

«Тайфун-У» 4х4.

«Тайфун-У» 4х4 (фото из открытых источников)
«Тайфун-У» 4х4 (фото из открытых источников)

«Урал-432009», он же «Урал-ВВ» (ныне «Витязь»).

«Урал-432009», «Витязь» развитие «Тайфун-У» (фото из открытых источников)
«Урал-432009», «Витязь» развитие «Тайфун-У» (фото из открытых источников)

Какую нишу они смогут занять – время покажет.

* * *

Подписывайтесь на канал! Впереди много статей о выживании на войне и в экстремальных условиях: оружии, снаряжении, приёмах.

Заслать денег в благодарность автору

* * *

Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru

* * *

Статьи близкой тематики: