Найти в Дзене
Культурный код

Один самолёт — сто профессий: как советский Ан-24 пережил эпохи и летает

Оглавление

История Ан-24 является очень интересной на мой взгляд и содержит немалое количество самых неожиданных моментов и поворотов. Дело в том, что самолёт, который задумывался как надёжный региональный элемент пассажироперевозок очень быстро превратился в настоящего универсала — от исполнения своего целевого предназначения до ледовой разведки и даже спасения людей в чрезвычайных ситуациях.

Ан-24В авиакомпании «Волга-Авиа»
Ан-24В авиакомпании «Волга-Авиа»

Ан-24 взлетает на грунтовых полосах, тащит в себе целые контейнеры с оборудованием, летает по 60 лет — и при этом остаётся в строю. Не зря его называют «рабочей лошадкой» советской авиации.

Военная модификация Ан-24 румынских ВВС
Военная модификация Ан-24 румынских ВВС

И если вы когда-нибудь лично увидите этот самолёт, не важно в каком состоянии, то очень уважительно отнеситесь к этой технике. Перед вами, в рабочем или нерабочем состоянии - настоящая легенда, с которой у старшего поколения связано немало самых тёплых воспоминаний.

С чего начинается Ан-24

Представьте себе конец 1950-х годов. Советский Союз только начинает осваивать воздушные пространства Дальнего Востока, Сибири и Арктики. Но авиапарк стареет, а новые маршруты требуют новых самолётов. И тогда ОКБ Антонова получает задачу: создать такой пассажирский самолёт, который сможет работать на коротких и средних дистанциях, с возможностью эксплуатации на неподготовленных ВПП.

Ан-24Б ВВС Литвы в Каунасском музее Авиации
Ан-24Б ВВС Литвы в Каунасском музее Авиации

Именно так родился Ан-24. Первый его полёт состоялся 29 октября 1959 года, а серийное производство началось в 1962 году. За 17 лет было выпущено более 1300 машин, и это без учёта китайских аналогов Xian Y-7. Такого масштаба выпуска не знали даже более известные самолёты того времени.

Техника, работающая как часы

Ан-24 — это двухдвигательный турбовинтовой самолёт. На борту установлены два двигателя АИ-24 , каждый мощностью 2550 л.с., с четырёхлопастными винтами диаметром 3,9 метра. Это означает, что машина может взлететь с полной загрузкой даже с неровной полосы, да ещё и долететь до пункта назначения, преодолев расстояние в 1850 км.

Ан-24РВ в аэропорту Талаги
Ан-24РВ в аэропорту Талаги

Фюзеляж герметичный, рассчитан на перевозку до 52 пассажиров, но может быть переоборудован под груз. Тогда в нашего универсала, вместо кресел, можно загрузить всё, что угодно: ящики с техникой, медицинским оборудованием или даже военные грузы.

Почтовая марка ГДР с изображением Ан-24
Почтовая марка ГДР с изображением Ан-24

У самолёта трёхопорное шасси, которое выдерживает взлётную массу вплоть до 22,5 тонны (в модификациях). То есть он готов к работе там, где другие давно бы сломались, так как не имеют запаса знаменитой советской прочности.

Модификации: один самолёт — сто профессий

Ан-24 — это не просто пассажирский лайнер. Это целая семья машин, каждая из которых выполняет свою функцию.

Двигатель Ан-24В. Каунасский Музей Авиации
Двигатель Ан-24В. Каунасский Музей Авиации

Вот лишь некоторые примеры:

  • Ан-24Б/В — классический пассажирский вариант.
  • Ан-24РТ — военно-транспортный, способный доставлять оборудование в удалённые районы.
  • Ан-24ЛР «Торос» — ледовая разведка. Летает над полярными льдами, собирает данные о перемещении ледовых массивов.
  • Ан-24ПС — поисково-спасательный. Берёт на борт медиков, спасателей и оборудование для оказания помощи в чрезвычайных ситуациях.
Ан-24Б в экспозиции Курганского авиационного музея
Ан-24Б в экспозиции Курганского авиационного музея
  • Ан-24 «Нить» — специальный вариант для исследования природных ресурсов Земли.
  • Ан-24ШТ — штабной самолёт, использовался в системе управления войсками.
  • Ан-30 — фотокартографический вариант, оснащён высокоточной оптикой для создания карт и съёмки местности.
Фотография памятника самолету АН-24, на въезде в аэропорт города Южно-Сахалинск
Фотография памятника самолету АН-24, на въезде в аэропорт города Южно-Сахалинск

По итогу перед нами мобильная платформа, которую можно адаптировать под любую задачу. И платформа, которая успешно справляется со своими задачами спустя свыше полувека после запуска в серийное производство!

Почему до сих пор летает Ан-24

Сейчас Ан-24 продолжает летать. Правда, уже не в составе «Аэрофлота», а в компаниях типа ЮТэйр, ИрАэро, Ангара, SCAT и даже в Air Koryo — авиакомпании КНДР. Он используется в основном для грузоперевозок, чартеров и в труднодоступных регионах, где нужна надёжность и возможность взлететь с любого места.

Ан-24Б СССР-47826 в аэропорту в международном аэропорту Томска Богашёво.
Ан-24Б СССР-47826 в аэропорту в международном аэропорту Томска Богашёво.

Производство прекратилось в СССР ещё в 1979 году, но благодаря постоянным модернизациям — от радиооборудования до двигателей — эти самолёты живут дальше. Некоторые экземпляры летают уже больше 50 лет. Да, их обслуживание дорожает, запчасти находят с трудом, но замена пока не пришла.

Ил-114 обещает стать новым региональным самолётом, но пока он не вышел на уровень массового производства. А значит, Ан-24 остаётся на линии. Возможно, даже до 2030 года.

Аварии, инциденты и реальность эксплуатации

Статистика и время не щадят эту легендарную машину: по данным Aviation Safety Network, 174 машины были потеряны, что унесло жизни свыше 2,2 тысяч человек. Эти цифры говорят о том, что эксплуатация Ан-24 - дело сложное и требующее повышенное внимание.

Самолет AN-24B в парке отдыха "Согдиана" в Самарканде (Узбекистан)
Самолет AN-24B в парке отдыха "Согдиана" в Самарканде (Узбекистан)

Сегодня требования к безопасности выше, чем в советские времена. Поэтому операторы, которые используют Ан-24, должны постоянно следить за состоянием парка, проводить диагностику и модернизировать системы. И они это делают — потому что выбор ограничен, а потребность в таких машинах остаётся.

Итоги

Ан-24 очень значим для нас. Потому что был первым самолётом, кто сделал авиацию доступной. Он связал сотни городов, которые раньше были отрезаны от цивилизации. Он дал возможность людям путешествовать, врачам добираться до пациентов вовремя, а грузам — попадать туда, где их ждут.

В кабине пилотов
В кабине пилотов

Ан-24 — это, пожалуй, главный символ гражданской советской авиации, её прочности, простоты и выносливости. И если вы когда-нибудь услышите характерный звук его винтов — знайте: это летит эпоха целая, которая далеко не от лучшей жизни продолжается до сих пор.

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.