Найти в Дзене
Konnichiwa Club | Всё о Японии

На каких машинах ездит японский император

Оглавление

Когда-то потомки Аматэрасу колесили по улицам Киото в конных экипажах. Сегодня — в бронированных лимузинах весом в три тонны, украшенных гранитом, кожей и бумагой васи. В этой статье разбираемся, на каких именно авто ездят японские императоры и как на их автопарк влияла история Японии!

В мировой истории автомобили появились уже сравнительно давно – различные изобретатели еще с XVIII века предпринимали первые попытки создать чудо-транспорт, приводимый в движение не лошадью или другим животным, а двигателем. Полноценные машины начали производить уже ближе к концу XIX века, в то же время, когда Япония окончательно открылась миру, иностранной мысли и технологическим инновациям.

Несмотря на своё стремление принять западный образ жизни, правивший в тот момент император Мэйдзи (1852–1912 гг.) не стал первым членом императорской семьи, который испробовал новинку. «Первопроходцем» в этом деле было суждено стать его сыну, наследному принцу Ëсихито, в 1900 году. В самом начале двадцатого столетия императорский двор объявил о помолвке и скорой свадьбе принца, в связи с чем был открыт приём даров. Помимо множества подарков от жителей Японии, к поздравлению Ëсихито присоединились и многие жители других стран. Одной из иностранных организаций, которые пожелали внести свой вклад, была Ассоциация японских иммигрантов в американском городе Сан-Франциско.

Её подарком стал автомобиль. Несмотря на значимость дара, точная модель подаренного доподлинно неизвестна. Согласно наиболее распространённой версии, Ассоциация послала будущему императору электромобиль от чикагской компании Woods Motor Vehicle. За тот небольшой промежуток времени, что машину испытывали при дворе, она стала пионером сразу в двух стезях: для Японии это одновременно первый электромобиль, привезённый в страну, и первый автомобиль-участник аварии. Именно из-за второго антирекорда машину в конце концов не стали передавать принцу. Сам же Ëсихито, к слову, всё-таки успел взглянуть на испытания новинки, правда, не очень лестно отозвался о ней: он посчитал машину очень медленной. Однако она создала прецедент.

Первый японский автомобиль

Через несколько лет произошло ещё одно крайне важное для японского автопрома событие. В это время из своей многолетней заграничной поездки вернулся принц одной из ветвей императорской семьи, Такэхито, принц Арисугава. За время своего пребывания в Европе принц, вероятно, настолько полюбил автомобили и саму концепцию подобного транспорта, что по прибытии на родину сразу же заявил – автомобили необходимы для технологического прогресса Японии. Спустя некоторое время, в 1905 году, после очередного визита в Европу по случаю свадьбы Прусского кронпринца Вильгельма, Такэхито привёз в Японию французский автомобиль «Даррак» и нанял личного водителя из Англии.

Однако сам факт покупки автомобиля, пусть и с водителем, для того времени уже не был чем-то шокирующим. А вот то, что Такэхито в октябре того же года приехал в императорский дворец на всё том же Дарраке – был. Буквально через пару дней после этого принц прокатил на машине и наследного принца Ёсихито. Так будущий император впервые на личном опыте узнал, что такое автомобиль.

Конечно, если у принца есть автомобиль, то есть и люди, которые его обслуживают. За авто принца Такэхито ухаживали минимум двое: Ямаути Команоскэ, который, к слову, обучался во Владивостоке, и Кисида Синтаро, владелец торговой компании и автомастерской. Однажды принц Такэхито поручил им создать автомобиль, который хорошо подходил бы для Японии, и в 1907 году им удалось выполнить задачу – на свет появился первый японский автомобиль с бензиновым двигателем, «Такури». Считается, что своё название он получил от японского слова гатакури, что можно примерно перевести как «ехать, издавая громкие, тарахтящие звуки». Так, в немалой степени благодаря энтузиазму одного из членов императорского дома (в будущем принца Такэхито даже называли «автомобильным принцем»), «Тарахтелка» положила начало любимому многими японскому автопрому.

Первый «Мерседес» императора (1912–1927 гг.)

Несмотря на успехи японского автопрома, на то, чтобы принять автомобили в качестве официального транспорта, у императора ушло ещё несколько лет, и до 1912 года божественный правитель Японии передвигался на экипаже.

Самые первые машины при императорском дворе начали появляться в 1910 году. Что интересно, наиболее передовой на тот момент вид транспорта предназначался не для императора – автомобили использовали для приёма высокопоставленных гостей двора, к примеру, кронпринца Вильгельма, который планировал посетить Японскую империю.

В 1911 году по приказу императора Мэйдзи была собрана целая миссия, которая должна была выяснить, какими автомобилями пользуются монархи других стран. В результате «автомобильного посольства» удалось изучить опыт многих стран Европы: Германии, Великобритании, Италии и даже России. Финальный вердикт вынес «автомобильный принц» Такэхито – выбор пал на автомобили компании «Даймлер-Моторен-Гезелльшафт», которая в будущем стала известным всем «Мерседесом».

«Мерседес» царя Николая II
«Мерседес» царя Николая II

В 1913 году, уже при императоре Тайсё (правил в 1912–1926 гг.), императорский двор официально ввёл в эксплуатацию самый первый императорский автомобиль – «Даймлер Лимузин», изготовленный на заказ. Машина была украшена 16-лепестковыми хризантемами, символами императорского дома, а кузов был покрашен в тёмный коричнево-красный цвет тамэиро.

«Даймлер Лимузин» императора был практически идентичен авто английского короля Георга V
«Даймлер Лимузин» императора был практически идентичен авто английского короля Георга V

«Серебрянный призрак» Хирохито (1921–1936 гг.)

В 1921 году наследный принц Хирохито, в будущем известный под посмертным именем Сёва, стал регентом при отце. Вероятно, в связи с этим при дворе появляется вторая модель императорского автомобиля – английский лимузин Rolls-Royce Silver Ghost.

-6
-7

С этим автомобилем связано событие, которое чуть не стоило Японии наследника престола. В 1923 году авто с наследным принцем Хирохито направлялось на открытие Имперского парламента, когда в районе Тора-но-мон на него неожиданно открыл огонь анархист Намба Дайскэ. Происшествие обошлось без жертв, сам принц не получил ранений, однако сам факт уязвимости автомобиля перед огнестрельным оружием заставил представителей двора глубоко задуматься о безопасности поездок членов императорской семьи.

В некотором смысле этот «Роллс-Ройс» был также символом союзнических на тот момент отношений между Японской империей и Великобританией.

«Мерседес-Бенц» для трудных времён (1932–1968 гг.)

Новой эпохе во внешней политике – новый автомобиль. 1930-е годы в Японии ознаменовались активным ростом национализма, а в 1931 году и вовсе началась военная экспансия в Маньчжурии. Расширяющаяся империя испортила отношения со многими бывшими союзниками, в том числе с Великобританией, а уже в 1932 году в автопарке императора появилось новое авто – чёрно-красный Mercedes-Benz 770 Pullman-Limousine.

-8
-9

Учтя опыт нападения 1923 года, японские инженеры оснастили две модели новенького «Мерседеса» прочной бронёй. В результате такой «прокачки» машина стала тяжелее почти в два раза – с 2,7 до чуть более 4 тонн.

В этой машине (в различных модификациях) император Сёва проездил вплоть до 1968 года. В послевоенное время, когда император стал более «человечной» фигурой и начал всё чаще появляться на публике, несколько автомобилей этой модели переделали под что-то вроде кабриолета, убрав крышу в области задних сидений. Таким образом, дав возможность лучше рассмотреть себя, император хотел открыться народу ещё сильнее.

Западной оккупации – западные автомобили

Поражение во Второй Мировой войне привело Японию практически к полной потере самостоятельности в политике – в послевоенное время всё за неё решало оккупационное правительство под руководством генерала Макартура. Новое правительство и смена политического курса повлияли и на автопарк императора – в нём впервые появился американский «Кадиллак», целью которого было сформировать положительный образ США и их продуктов.

-11

На самом деле, эта идея возникла далеко не в Оккупационном правительстве. За неё был ответственен директор японского дилера европейских и североамериканских автомобилей Янасэ Дзиро. Он долгое время считал старый императорский «Мерседес» недостойным главы государства, и основной его претензией была протекающая крыша немецкого авто. Тогда он предложил: «Если вместо того, чтобы демонстрировать публике императора в мокрой от дождя одежде, посадить его в лучший американский автомобиль, это обязательно повлияет на народ Японии». Правда, несмотря на хорошую задумку, на практике «Кадиллак» выезжал из гаража не очень часто – в автопарке он присутствовал лишь в единственном экземпляре и использовался, как правило, во время неофициальных поездок.

Янасэ Дзиро в 2001 году
Янасэ Дзиро в 2001 году

Новый автомобиль, помимо в целом свежего дизайна кузова, выделялся и своим цветом: вместо глубокого красного, который к тому моменту уже плотно ассоциировался с императорским автопарком, «Кадиллак» был выкрашен в тёмно-серый.

Кроме американского авто в это время в автопарк императора на некоторое время вернулись «Роллс-Ройсы», конкретно – Rolls-Royce Silver Wraith и Rolls-Royce Phantom V. Вслед за «Кадиллаком», их уже не красили в традиционный тёмно красный – машины были чёрного цвета.

«Ниссаны» эпохи экономического чуда

Послевоенное время в Японии, начиная с 1955 года, ознаменовалось экономическим бумом. Одним из двигателей японского экономического чуда стал автопром – именно в это время о себе заявили такие титаны, как «Мазда», «Тоёта», «Мицубиси» и «Ниссан».

В 1960-е, при выборе нового автомобиля для императора, выбор пал на производителя люксовых автомобилей Prince Motor Company (в будущем поглощён Nissan). Тогда по прямому заказу Управления императорского двора был изготовлен по-настоящему первоклассный автомобиль – Nissan Prince Royal.

Prince Royal также выделяется достаточно необычной модификацией: одна из моделей автомобиля – это… катафалк. Такой вариант авто появился в 1981 году и использовался во время похорон императора Сёва в 1989 году. Позже такая модификация будет и у следующего автомобиля императора.

-14

Пока мы не перешли к наиболее актуальной модели в императорском автопарке, стоит упомянуть, что параллельно с Nissan Prince Royal Управление императорского двора приняло ещё один автомобиль «Ниссана» – седан Nissan President. Вместе с новым типом машин возникло и разделение их назначения: лимузины используют только для особо важных поездок императора, седаны – для всех остальных.

-15
Модель императорского авто
Модель императорского авто

Современная «Тоёта»

Nissan Prince Royal был основным автомобилем для поездок императора рекордное время – 41 год. В 2008 году ему на смену пришёл люксовый лимузин Toyota Century Royal и его «брат»-седан Toyota Century – автомобили, весь дизайн которых призван олицетворять японскую культуру и высочайшие навыки японских мастеров.

В дизайне императорского Century используется традиционная японская бумага васи, натуральная шерсть, дерево, гранит и многие другие премиальные материалы. А главной особенностью модели для императорского двора, помимо хризантем и специального императорского номерного знака, является, приготовьтесь… специальная подставка для императорских регалий на задних сиденьях авто. Их используют во время визитов императора в один из главнейших синтоистских храмов Японии, Исэ-Дзингу.

В заключение

Таким образом автопарк императора от первых робких попыток привнести иностранные автомобили в жизнь двора пришёл к своему современному состоянию – уникальным роскошным произведениям искусства, которые олицетворяют собственную страну и отдают дань её культуре и традициям.

Надеемся, что вы узнали что-то новое и интересное из этой статьи, и будем рады прочитать ваши комментарии!

Авто
5,66 млн интересуются