Найти в Дзене
TechInsider

Какая коробка передач экономичнее, механика или автомат: не спешите отвечать

Оглавление

Объясняем парадокс, который сбивает с толку многих автомобилистов.

    Какая коробка передач экономичнее, механика или автомат: не спешите отвечать
Какая коробка передач экономичнее, механика или автомат: не спешите отвечать

Начнем с небольшого опроса. Какая коробка передач, на ваш взгляд, более экономична – автоматическая или механическая?

Даже если считаете, что единственно верного ответа нет, все равно выберите вариант. У каждого из нас есть интуитивное ощущение, что одна из коробок чаще оказывается более бережливой. Именно это ощущение мы и хотим проверить.

Если вы выбрали «механику», возможно, ваш автомобильный опыт начинался более 20 лет назад. Если автомат – вероятно, вы начали ездить позже.

Долгое время считалось аксиомой, что механическая коробка экономичнее. Однако начиная с 2000-х ситуация изменилась: теперь все чаще встречаются модели, у которых автоматическая версия расходует меньше топлива по паспортным данным. И вот почему.

Конструкция АКПП менее эффективна

Переключая передачи на коробке-механике, водитель разъединяет диски сцепления.

У «автоматов» роль сцепления играет гидротрансформатор – устройство с двумя крыльчатками, вращающимися в масле. Одна связана с двигателем, другая – с коробкой передач. Масло должно быть достаточно вязким, чтобы передавать мощность, но из-за этого оно создает высокое сопротивление. КПД автоматов обычно составляет всего 86-94%, тогда как у механики он достигает 98%. Энергопотери настолько велики, что автомат требует отдельной системы охлаждения.

Как автоматы стали более экономичными

В современных АКПП по-прежнему есть гидротрансформатор, но теперь инженеры встраивают в него блокировку именно с целью снизить потери.

Вдобавок, современные автоматы имеют больше ступеней – шесть, семь, восемь и даже девять, тогда как у механики обычно пять или шесть. Чем больше передач, тем легче подобрать такую скорость, на которой двигатель работает в самом оптимальном – то есть, экономичном – режиме.

   Santeri Viinamäki | Wikipedia
Santeri Viinamäki | Wikipedia

Да и электронные системы управления КПП значительно поумнели. Примитивные автоматы 20 века часто ошибались, выбирая не самый экономичный режим. Нынешние интеллектуальные трансмиссии делают это лучше, чем большинство живых водителей.

Хотите знать больше? Еще несколько интригующих вопросов разбираем в статьях по ссылкам ниже.

Битва трансмиссий: кто кого

Почему современные АКП работают хорошо, но недолго Что проще создать, ручную КПП или автомат: неожиданный ответ АвтоВАЗ заявил, что механика лучше автомата. Ну что, поверим?