История Троянской войны — одна из самых известных в древней литературе, но когда же, согласно преданиям, должна была произойти эта легендарная война?
Троянская война, прославленная в «Илиаде» поэта Гомера, жившего в VIII веке до н.э., уже более двух тысяч лет вызывает восхищение и оживлённые споры как среди древних, так и среди современных учёных. Хотя взгляды современных исследователей расходятся в вопросе о том, происходила ли война на самом деле, большинство из них согласны с тем, что Троя была реальным городом, а если между греками и троянцами и в самом деле произошёл военный конфликт, то он, безусловно, отличался от описанного в «Илиаде». Гомер был поэтом, а не историком, и потому воспринимать его поэму как документальную истину проблематично, хотя, вероятно, в ней содержатся зёрна правды. Для древних греков Троянская война считалась историческим фактом и символически отделяла мир мифов от мира зафиксированной истории. Они прилагали немалые усилия, чтобы определить, когда именно произошла эта война.
Мифологический контекст Троянской войны
Суд Париса, ваза-кратер, приписывается Художнику Суда Париса, ок. 350 г. до н.э. Источник: Британский музей
Согласно древнегреческой традиции, Троянская война началась с того, что Парис — троянский принц и сын царя Приама — был избран судьёй в споре красоты между богинями Герой, Афиной и Афродитой. Каждая из богинь предлагала ему награду, если он выберет именно её: Гера — власть над всеми царствами мира, Афина — победу и славу на поле брани, а Афродита — самую прекрасную женщину на свете в жёны. Парис выбрал Афродиту, и та пообещала ему Елену Спартанскую. Однако Елена уже была замужем — за Менелаем, царём Спарты и братом микенского царя Агамемнона. Находясь в Спарте в качестве гостя, Парис похитил Елену и увёз с собой в Трою, прихватив к тому же богатую добычу.
Однако преступление Париса заключалось не только в том, что он увёл жену у царя. Он нарушил законы ксении — священного гостеприимства, игравшего важнейшую роль в древнегреческом обществе. Ксения представляла собой взаимные обязательства между гостем и хозяином, своего рода «дружбу через гостеприимство». Это была не только личная, но и политическая связь, объединяющая целые дома и даже государства. Так, отношения между двумя царями (а в случае «Илиады» — между царём и принцем) воспринимались как союз между их странами. Нарушение этих обычаев считалось не просто безнравственным поступком, но и кощунством против Зевса, покровителя ксении. Следовательно, виновен был не только Парис, но и вся Троя, позволившая ему совершить этот поступок и не осудившая его.
Троя в представлении античных историков
Бюст Гомера, римская копия с греческого оригинала II века до н.э., около II века н.э. Источник: Британский музей
Античные греческие историки пролили немало чернил, пытаясь установить точную хронологию Троянской войны. Некоторые из них пришли к датам, которые современные учёные считают близкими к реальности, хотя их расчёты по сути представляли собой удачные догадки. При чтении древних источников важно помнить, что они не вели летоисчисление так, как мы это делаем сегодня. Годы измерялись по смене времён года и фазам Луны, а события фиксировались относительно правления царей или сроков полномочий магистратов. Даже внутри самой Греции календари отличались в зависимости от полиса — города-государства.
Не существовало единой системы обозначения чисел для лет. Таким образом, древние источники не дают точных дат, а лишь указывают время событий по отношению к другим. В «Истории» Геродота Троянская война датируется промежутком между рождением Геракла и рождением Пана, то есть за 900–800 лет до жизни самого Геродота. Переведя это на привычную для нас шкалу времени, война оказывается отнесена к XIII или XIV веку до н.э.
Эратосфен, учёный III века до н.э. и главный библиотекарь Александрийской библиотеки, дал более точную дату — падение Трои произошло в 1183 году до н.э. Хотя большая часть его трудов была утрачена при пожаре в библиотеке, его исторические расчёты дошли до нас в отрывках и ссылках позднейших авторов. Считается, что он использовал для вычислений царские списки, родословные и перечень победителей Олимпийских игр. С опорой на данные Фукидидa, утверждавшего, что между падением Трои и возвращением потомков Геракла в Пелопоннес прошло 80 лет, Эратосфен соотнёс эту дату с правлением Ликурга — спартанского законодателя — по царскому списку Спарты.
Щит с изображением осады Трои, Франция, около 1580–1590 гг. н.э. Источник: Метрополитен-музей
Эратосфен полагал, что Ликург правил за 108 лет до основания Олимпийских игр, хотя способ расчёта этой цифры остаётся неизвестным. Существовало также мнение, что Ликург был современником Ифита — основателя игр. Это противоречие разрешали предположением о существовании двух разных Ликургов или неучтённых ранее игр, предшествовавших официальной регистрации победителей элейцами.
Так как Олимпийские игры проводились каждые четыре года, список победителей сравнивался с другими важными событиями, такими как смерть Александра Великого в 323 году до н.э. или вторжение Ксеркса в 480 году до н.э. Используя этот метод, Эратосфен датировал первые зафиксированные Олимпийские игры 776 годом до н.э., а правление Ликурга — 884 годом до н.э. Согласно царским спискам, поколение длилось 40 лет, а Ликург был шестым царём после возвращения Гераклидов в Пелопоннес, что давало приблизительно 240 лет между этими событиями и временем его правления.
Другим вероятным методом служило соотнесение царских списков Сард с их падением под натиском персов. Падение Сард было синхронизировано с 58-й Олимпиадой, то есть примерно с 548 годом до н.э. Геродот подсчитал, что в Сардах правили 22 поколения Гераклидов в течение 505 лет, после чего их сменила династия Мермнадов, правившая ещё 170 лет. Все эти промежутки времени, будучи сложены, указывали на то, что Геракл жил около 1223 года до н.э. Если принять, что он жил за одно поколение до падения Трои, то окончание войны приходится на 1183 год до н.э.
Диодор Сицилийский, историк I века до н.э., вероятно, использовал расчёты Эратосфена в своих трудах. Он писал, что падение Трои произошло за 786 лет до афинской экспедиции на Сицилию в 415 году до н.э., то есть в 1183 году до н.э. Согласно традиции, война длилась 10 лет, следовательно, её начало приходится на 1193 год до н.э.
Поиски Трои и Генрих Шлиман
Мраморный фрагмент с изображением сцены из Троянской войны, ранний период Римской империи, около I века до н.э. Источник: Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Легенда о Трое давно вызывает споры среди современных учёных. Была ли Троя реальным городом, и если да, то где именно она находилась? Геродот полагал, что Троя располагалась на месте Хисарлыка в современной Турции, в то время как римский географ Страбон помещал её где-то между реками Скамандр и Тимбрий. Позднее, учёные XVII–XVIII веков считали, что она находилась между Александрией Троадской и Сигеем на западном побережье Троады, однако окончательный ответ долго оставался неуловимым.
В XIX веке н.э. Генрих Шлиман совершил одно из самых значительных открытий в истории западной археологии. Скопив большое состояние в качестве предпринимателя, он вложил свои средства в раскопки кургана в Хисарлыке и обнаружил девять различных уровней поселения, каждый из которых включал в себя субуровни, охватывающие период около 2000 лет — от приблизительно 3000 до 1000 года до н.э.
Казалось, Троя наконец найдена. Хотя и сегодня существуют сомнения, действительно ли Хисарлык является местом легендарного города, ни одна из альтернативных версий не получила такой широкой поддержки и признания. Тем не менее, перед учёными встал новый вопрос: если это действительно Троя, то какой из слоёв соответствует описанной в «Илиаде»?
«Маска Агамемнона», реплика погребальной маски из микенской бронзовой эпохи, Эмиль Жильерон, 1900–1908 гг. Источник: Британский музей
Генрих Шлиман полагал, что наиболее ранние слои являются местом легендарной Трои. Он велел прорыть траншею прямо через курган, к сожалению, разрушив при этом значительную часть более поздних культурных слоёв. Этот слой, обозначенный как Троя II, датировался ранним бронзовым веком, то есть на тысячу лет раньше предполагаемой эпохи Троянской войны. Сегодня учёные в основном согласны с тем, что наиболее вероятным кандидатом на роль Гомеровской Трои является шестой слой, субуровень h, обозначаемый как Троя VIh.
Хотя значительная часть этого слоя была уничтожена во время раскопок Шлимана, сохранившихся остатков оказалось достаточно, чтобы установить, что это был процветающий город, существовавший на протяжении нескольких столетий во II тысячелетии до н.э. Керамические находки на этом уровне показывают активную торговлю с микенской культурой материковой Греции, а гибель города датируется серединой XIII века до н.э., что близко совпадает с расчётами Геродота о времени Троянской войны. Однако до сих пор неизвестно, была ли причина разрушения города человеческой, или же это было следствием природных катастроф. Если данный слой действительно соответствует описанной Гомером Трое, для этого потребуется дополнительное подтверждение.
Бронзовый век в Греции и Анатолии
Печать с иероглифической надписью. Хеттская империя, ок. XIV–XIII вв. до н.э. Источник: Метрополитен-музей
Одной из главных трудностей в определении, была ли Хисарлык той самой Троей, которую описывал Гомер, является почти полное отсутствие письменных источников с этого археологического слоя. Это делает практически невозможным установить, как жители Трои VIh воспринимали самих себя и свои отношения с соседними народами. Единственная надпись, найденная на месте раскопок, — это печать с двумя именами на лувийском языке. Чтобы получить более полное представление, учёные обратились к государствам Ближнего Востока, существовавшим в то же время.
Крупнейшей державой региона тогда было Хатти — царство хеттов. Лувийские племена населяли значительную часть западной Анатолии — регион, называвшийся в хеттских текстах Лувия, позднее переименованный в Арзава. На основании этих хеттских источников учёные установили, что в северо-западной части Арзавы находилось вассальное царство Вилуса (Wilusa) — в том же месте, где сегодня расположен Хисарлык. Исследователи утверждают, что «Вилуса» — это хеттское обозначение города Илиона, другого названия Трои.
После того как имя Трои было найдено в хеттских текстах, следующим шагом в исследовании стало выяснение, существуют ли упоминания о греках. Если город Вилуса действительно был разрушен греческим войском, то в хеттских записях должна была сохраниться информация об этом. Микенцы активно торговали с западным побережьем Анатолии, и благодаря усилиям исследователя Эмиля Форрера в архивах хеттов были найдены сведения, которые, как считается, связывают греков с Вилусой.
В текстах хеттов упоминается место под названием Аххиява (Ahhiya или Ahhiyawa). Из «Илиады» и «Одиссеи» известно, что греки не называли себя греками, а именовали себя ахейцами. Форрер предположил (и впоследствии это предположение получило дополнительное подтверждение), что Аххиява — это хеттское название Ахаии, то есть Греции. Эти документы свидетельствуют, что греки вели военные действия в западной Анатолии и вступали в конфликты, прямо или косвенно, с Вилусой. Однако в этот период город не был полностью разрушен или покинут. Он продолжал существовать как вассал хеттского царства.
Клинописная табличка. Договор между Муваталли II из Хатти и Алакшанду из Вилусы. Найдена в Богазкёе, Турция, ок. 1300 г. до н.э. Источник: Британский музей
Тем не менее, был период, когда Троя была разрушена и заброшена. Это относится к слою Троя VIIb — более скромному поселению, существовавшему в 1100–1000 гг. до н.э., на 150–250 лет позже процветающего города Троя VIh. Считается, что уничтожение этого уровня связано с набегами так называемых «народов моря», о которых упоминают египетские источники, и совпадает с общим коллапсом цивилизаций бронзового века.
Гомеровская Троя
Фотография остатков Трои, 1750–1300 гг. до н.э. Источник: Hood College
Так была ли «Илиада» Гомера правдой или же полностью вымыслом? Древние греки и римляне твёрдо верили в историчность Троянской войны, хотя и не принимали буквально все её детали. Античные историки и хронисты прилагали усилия, чтобы определить точную дату конфликта, считая его переходной чертой между мифологическим и историческим временем. Они датировали войну между XIV и X веками до н.э., и некоторые, как Геродот и Эратосфен, поразительно близко подошли к современным научным оценкам.
Сегодня продолжаются дебаты о том, существовала ли описанная Гомером Троя и была ли война между греками и троянцами, однако большинство исследователей согласны, что город Троя находился в районе Хисарлыка в Турции. Благодаря археологическим и керамическим данным удалось установить, что город процветал в позднем бронзовом веке и неоднократно разрушался и восстанавливался на протяжении своей истории.
Причиной одного из разрушений могла быть греческая атака, но окончательных доказательств этого пока нет. Тем не менее, существуют археологические и текстовые свидетельства военных столкновений между микенцами и анатолийцами в середине XIII века до н.э. — как раз во времена, которые Геродот указывал как эпоху Троянской войны.