Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Гелиос как олицетворение солнца в древнегреческой мифологии

Оглавление

В древнегреческой мифологии до того, как Аполлон стал считаться богом солнца, это небесное светило принадлежало Гелиосу — сияющему титану, который каждый день пересекал небо в своей золотой колеснице.

В древнегреческой мифологии Гелиос являлся воплощением солнца и ежедневно пересекал небесный свод в своей золотой колеснице, создавая смену дня и ночи. Как бог солнца, он также ассоциировался со светом, жизнью и истиной. С высоты своего небесного пути он, согласно мифам, видел и слышал всё, что освещал его свет. Несмотря на своё космическое значение, Гелиос имел сравнительно немного храмов в греческом мире по сравнению с другими богами. Со временем он всё больше отождествлялся с Аполлоном, который в итоге полностью вытеснил его из пантеона.

Культовые центры поклонения Гелиосу

-2

Хотя Гелиосу поклонялись по всему греческому миру, его культ был менее заметен, чем у других олимпийских богов. В Афинах жрецы Гелиоса участвовали в земледельческом празднике, посвящённом Деметре и Персефоне, что отражало его связь с плодородием и ростом урожая. Однако в целом древние греки, по-видимому, относились к нему с пренебрежением.

В пьесе Аристофана «Мир» Гелиос и его сестра Селена представлены как чуждые фигуры среди олимпийских богов. Такое изображение, отчасти, отражало идеологическое противостояние греков персам, религия которых была более натуралистической и сосредоточенной на поклонении солнцу и луне — в отличие от антропоморфных богов Олимпа:

«Знай же, что Луна и тот бесчестный Солнце замышляют против тебя заговор и хотят предать Элладу варварам… Ведь именно тебе мы приносим жертвы, а варвары — им; потому они хотят, чтобы тебя уничтожили, чтобы одним им доставались приношения». (строки 406–413)
-3

Однако одно из наиболее значительных святилищ, посвящённых солнечному богу, находилось на острове Родос. Гелиос почитался как покровитель острова и считался прародителем родосцев. Его изображение чеканилось на местных монетах. В его честь был воздвигнут грандиозный памятник — Колосс Родосский, вошедший в число Семи чудес света. Статуя рухнула спустя 66 лет после постройки в результате землетрясения. Оракул запретил её восстановление, но даже в руинах она продолжала считаться чудом. На Родосе также ежегодно проводился праздник в честь Гелиоса — Галиеи, в ходе которого устраивались скачки и колесничные гонки у храма бога.

Внешний облик и иконография

-4

Наиболее полное литературное описание Гелиоса содержится в «Гомеровском гимне к Гелиосу». В нём он предстает в золотом шлеме, с сияющими лучами света, исходящими от головы, с золотистыми развевающимися одеждами и волосами, обрамляющими его лик. Его колесница была золотой и запряжённой четвёркой огненных скакунов.

Скульптурных изображений Гелиоса сохранилось немного, за исключением Колосса Родосского, поэтому основное представление о нём формируется по вазописи. Обычно он изображается с лучистым нимбом или солнечным диском над головой или за ней. Часто его показывают выезжающим на своей колеснице из морских волн — именно оттуда, согласно мифам, он начинал своё дневное путешествие.

Одним из немногих сохранившихся скульптурных изображений Гелиоса является его фигура на восточном фронтоне Парфенона. Там он изображён в левом углу, выезжающим из моря на своей четвёрке коней. Хотя большая часть скульптуры не уцелела, характерная сцена восхода на колеснице недвусмысленно указывает на личность Гелиоса.

Семья Гелиоса

-5

Согласно поэту Гесиоду, жившему в VII веке до н.э., Гелиос был сыном титанов Гипериона и Феи. У него было двое братьев и сестёр: Селена, богиня Луны, и Эос, богиня утренней зари. Вместе эти три божества, как говорили древние, озаряли светом землю и небеса.

У Гелиоса было несколько детей, самыми известными из которых были сын Фаэтон и дочери Цирцея и Пасифая. Цирцея появляется в «Одиссее» как одинокая обитательница острова Ээя. Она помогала Одиссею, давая советы о том, как миновать чудовищ Сциллу и Харибду, а также предостерегала его от высадки на остров Франикия, где обитает священное стадо Гелиоса, запретив ему прикасаться к скоту.

Пасифая стала женой царя Миноса и матерью Минотавра. У Гелиоса также были дети — цари различных городов, однако их роль в мифологической традиции не столь значительна. Всех потомков Гелиоса, по преданию, можно было узнать по сверкающим золотым глазам, унаследованным от отца.

Гелиос в греческой мифологии

-6

Основной функцией Гелиоса в мифах было ежедневное путешествие по небесному своду, создающее чередование дня и ночи. Он имел дворец на востоке, откуда начинал свой путь, и дворец на западе, где завершал его. Затем он переправлялся по океану в золотой чаше, чтобы вновь начать путь с востока.

В мифологии Гелиос играет, как правило, второстепенную роль. Считалось, что его свет озаряет всё, а значит, он является свидетелем всех событий. Так, он стал тем, кто узрел измену Ареса и Афродиты и донёс об этом Гефесту. Также он стал свидетелем похищения Персефоны Аидом. В «Гомерическом гимне к Деметре», когда Деметра искала свою дочь, Гелиос рассказал ей правду и попытался, пусть и неудачно, утешить:

«Прекрати, богиня, громкие рыдания, и не храни в себе бесполезной злобы: Аид, Повелитель Многих, не самый худший из бессмертных в мужья для твоей дочери — ведь он твой брат и родился от тех же богов. Ему досталась третья доля мира, когда его разделяли, и теперь он властвует над теми, кто в его царстве» (стр. 82–87).

Скот Гелиоса и миф о Фаэтоне

-7

Тема священного скота тесно связана с образом Гелиоса. Во время гигантомахии — войны между олимпийцами и гигантами — её причиной стало похищение скота Гелиоса великаном Алкионеем. В «Одиссее» Гомер описывает, как Одиссей и его спутники высаживаются на остров Франикия, где пасётся скот Гелиоса. Несмотря на предостережения не трогать животных, люди Одиссея, доведённые до голода, закалывают быков. Гелиос пожаловался Зевсу, и тот, в наказание, поразил корабль Одиссея молнией — выжил только сам герой.

Наиболее известный миф о Гелиосе связан с его сыном Фаэтоном. Тот уговорил отца позволить ему на один день управлять солнечной колесницей. Однако он не смог совладать с неукротимыми конями, которые сошли с курса: сначала воспламенили небо, образовав Млечный Путь, а затем устремились к земле, поджигая её. Зевс остановил разрушение, поразив Фаэтона молнией. Его тело упало в реку Эридан — современную По.

Гелиос и Аполлон

-8

К эллинистическому периоду функции Гелиоса всё чаще приписывались Аполлону, и тот в конце концов полностью занял его место как солнечное божество. Особенно усилилось это отождествление после завоеваний Александра Македонского в IV веке до н.э., хотя признаки такого слияния можно увидеть уже в V, а возможно, и в VI веках до н.э. В римскую эпоху Аполлон полностью вытеснил Гелиоса, как видно в версии мифа о Фаэтоне у Овидия, где он назван сыном Аполлона, а не Гелиоса.

Уже в трагедии Эсхила «Семеро против Фив» подземный мир описывается как место, где «не ступает нога Аполлона», что подчёркивает связь этого бога с солнцем. В «Одиссее», когда Гелиос жалуется Зевсу на убийство своего скота, он угрожает спуститься в подземный мир и озарять светом мёртвых, намекая, что обычно он туда не заглядывает. Таким образом, уже тогда Аполлон и Гелиос воспринимались как схожие или даже тождественные фигуры.

В утраченной трагедии Эсхила «Бассараи», сюжет которой пересказан в «Катастеризмах» Эратосфена, герой Орфей отказывается поклоняться Дионису в пользу Гелиоса, «которого он также называет Аполлоном», называя его величайшим из богов. Это прямое отождествление Гелиоса и Аполлона.

Солнечный скот и мифы о Гермесе

-9

Рождение Гермеса, описанное в «Гомерическом гимне», также перекликается с мифами о Гелиосе. Новорождённый Гермес крадёт скот у Аполлона и прячет его в пещере в Пилосе. Похожий сюжет связан с подвигами Геракла: тот отправился на крайний запад, на остров Эрифея, где, по преданию, Гелиос держал свой скот. Геракл использовал золотую чашу Гелиоса, чтобы пересечь океан. Однако скот был похищен Нелеем и отогнан в Пилос, где хранился в пещере. Нелеев сын Нестор также крал скот у потомков Гелиоса в Элиде.

Таким образом, связь Пилоса с солнечным скотом указывает на то, что и история о Гермесе укладывается в традицию мифов о хищении священного скота солнца. Несмотря на различие между Аполлоном и Гелиосом в гимне, скорее всего, Аполлон уже в то время воспринимался как частично солнечное божество, что позволяло поэтам и художникам свободно заменять одно имя другим.

Влияние на последующую культуру

-10

Римским аналогом Гелиоса стал бог Солнца — Сол (или Непобедимый Солнце, Sol Invictus). Его изображали с солнечным диском над головой, мчащимся в колеснице, запряжённой четырьмя конями, подобно Гелиосу. Однако даже среди римлян Сол нередко отождествлялся с Аполлоном. К концу существования империи культ Sol Invictus стал главным государственным культом. Лишь после обращения императора Константина в христианство начался переход к новой религии.

Христианство унаследовало от культа Sol Invictus такие элементы, как нимб — символ божественности, используемый в христианском иконописании. Дата Рождества — 25 декабря — также восходит к этому культу: ранее в этот день праздновали зимнее солнцестояние и рождение Непобедимого Солнца. Постепенно Христос занял место Sol Invictus как главного божественного начала.