В древнегреческой мифологии до того, как Аполлон стал считаться богом солнца, это небесное светило принадлежало Гелиосу — сияющему титану, который каждый день пересекал небо в своей золотой колеснице.
В древнегреческой мифологии Гелиос являлся воплощением солнца и ежедневно пересекал небесный свод в своей золотой колеснице, создавая смену дня и ночи. Как бог солнца, он также ассоциировался со светом, жизнью и истиной. С высоты своего небесного пути он, согласно мифам, видел и слышал всё, что освещал его свет. Несмотря на своё космическое значение, Гелиос имел сравнительно немного храмов в греческом мире по сравнению с другими богами. Со временем он всё больше отождествлялся с Аполлоном, который в итоге полностью вытеснил его из пантеона.
Культовые центры поклонения Гелиосу
Хотя Гелиосу поклонялись по всему греческому миру, его культ был менее заметен, чем у других олимпийских богов. В Афинах жрецы Гелиоса участвовали в земледельческом празднике, посвящённом Деметре и Персефоне, что отражало его связь с плодородием и ростом урожая. Однако в целом древние греки, по-видимому, относились к нему с пренебрежением.
В пьесе Аристофана «Мир» Гелиос и его сестра Селена представлены как чуждые фигуры среди олимпийских богов. Такое изображение, отчасти, отражало идеологическое противостояние греков персам, религия которых была более натуралистической и сосредоточенной на поклонении солнцу и луне — в отличие от антропоморфных богов Олимпа:
«Знай же, что Луна и тот бесчестный Солнце замышляют против тебя заговор и хотят предать Элладу варварам… Ведь именно тебе мы приносим жертвы, а варвары — им; потому они хотят, чтобы тебя уничтожили, чтобы одним им доставались приношения». (строки 406–413)
Однако одно из наиболее значительных святилищ, посвящённых солнечному богу, находилось на острове Родос. Гелиос почитался как покровитель острова и считался прародителем родосцев. Его изображение чеканилось на местных монетах. В его честь был воздвигнут грандиозный памятник — Колосс Родосский, вошедший в число Семи чудес света. Статуя рухнула спустя 66 лет после постройки в результате землетрясения. Оракул запретил её восстановление, но даже в руинах она продолжала считаться чудом. На Родосе также ежегодно проводился праздник в честь Гелиоса — Галиеи, в ходе которого устраивались скачки и колесничные гонки у храма бога.
Внешний облик и иконография
Наиболее полное литературное описание Гелиоса содержится в «Гомеровском гимне к Гелиосу». В нём он предстает в золотом шлеме, с сияющими лучами света, исходящими от головы, с золотистыми развевающимися одеждами и волосами, обрамляющими его лик. Его колесница была золотой и запряжённой четвёркой огненных скакунов.
Скульптурных изображений Гелиоса сохранилось немного, за исключением Колосса Родосского, поэтому основное представление о нём формируется по вазописи. Обычно он изображается с лучистым нимбом или солнечным диском над головой или за ней. Часто его показывают выезжающим на своей колеснице из морских волн — именно оттуда, согласно мифам, он начинал своё дневное путешествие.
Одним из немногих сохранившихся скульптурных изображений Гелиоса является его фигура на восточном фронтоне Парфенона. Там он изображён в левом углу, выезжающим из моря на своей четвёрке коней. Хотя большая часть скульптуры не уцелела, характерная сцена восхода на колеснице недвусмысленно указывает на личность Гелиоса.
Семья Гелиоса
Согласно поэту Гесиоду, жившему в VII веке до н.э., Гелиос был сыном титанов Гипериона и Феи. У него было двое братьев и сестёр: Селена, богиня Луны, и Эос, богиня утренней зари. Вместе эти три божества, как говорили древние, озаряли светом землю и небеса.
У Гелиоса было несколько детей, самыми известными из которых были сын Фаэтон и дочери Цирцея и Пасифая. Цирцея появляется в «Одиссее» как одинокая обитательница острова Ээя. Она помогала Одиссею, давая советы о том, как миновать чудовищ Сциллу и Харибду, а также предостерегала его от высадки на остров Франикия, где обитает священное стадо Гелиоса, запретив ему прикасаться к скоту.
Пасифая стала женой царя Миноса и матерью Минотавра. У Гелиоса также были дети — цари различных городов, однако их роль в мифологической традиции не столь значительна. Всех потомков Гелиоса, по преданию, можно было узнать по сверкающим золотым глазам, унаследованным от отца.
Гелиос в греческой мифологии
Основной функцией Гелиоса в мифах было ежедневное путешествие по небесному своду, создающее чередование дня и ночи. Он имел дворец на востоке, откуда начинал свой путь, и дворец на западе, где завершал его. Затем он переправлялся по океану в золотой чаше, чтобы вновь начать путь с востока.
В мифологии Гелиос играет, как правило, второстепенную роль. Считалось, что его свет озаряет всё, а значит, он является свидетелем всех событий. Так, он стал тем, кто узрел измену Ареса и Афродиты и донёс об этом Гефесту. Также он стал свидетелем похищения Персефоны Аидом. В «Гомерическом гимне к Деметре», когда Деметра искала свою дочь, Гелиос рассказал ей правду и попытался, пусть и неудачно, утешить:
«Прекрати, богиня, громкие рыдания, и не храни в себе бесполезной злобы: Аид, Повелитель Многих, не самый худший из бессмертных в мужья для твоей дочери — ведь он твой брат и родился от тех же богов. Ему досталась третья доля мира, когда его разделяли, и теперь он властвует над теми, кто в его царстве» (стр. 82–87).
Скот Гелиоса и миф о Фаэтоне
Тема священного скота тесно связана с образом Гелиоса. Во время гигантомахии — войны между олимпийцами и гигантами — её причиной стало похищение скота Гелиоса великаном Алкионеем. В «Одиссее» Гомер описывает, как Одиссей и его спутники высаживаются на остров Франикия, где пасётся скот Гелиоса. Несмотря на предостережения не трогать животных, люди Одиссея, доведённые до голода, закалывают быков. Гелиос пожаловался Зевсу, и тот, в наказание, поразил корабль Одиссея молнией — выжил только сам герой.
Наиболее известный миф о Гелиосе связан с его сыном Фаэтоном. Тот уговорил отца позволить ему на один день управлять солнечной колесницей. Однако он не смог совладать с неукротимыми конями, которые сошли с курса: сначала воспламенили небо, образовав Млечный Путь, а затем устремились к земле, поджигая её. Зевс остановил разрушение, поразив Фаэтона молнией. Его тело упало в реку Эридан — современную По.
Гелиос и Аполлон
К эллинистическому периоду функции Гелиоса всё чаще приписывались Аполлону, и тот в конце концов полностью занял его место как солнечное божество. Особенно усилилось это отождествление после завоеваний Александра Македонского в IV веке до н.э., хотя признаки такого слияния можно увидеть уже в V, а возможно, и в VI веках до н.э. В римскую эпоху Аполлон полностью вытеснил Гелиоса, как видно в версии мифа о Фаэтоне у Овидия, где он назван сыном Аполлона, а не Гелиоса.
Уже в трагедии Эсхила «Семеро против Фив» подземный мир описывается как место, где «не ступает нога Аполлона», что подчёркивает связь этого бога с солнцем. В «Одиссее», когда Гелиос жалуется Зевсу на убийство своего скота, он угрожает спуститься в подземный мир и озарять светом мёртвых, намекая, что обычно он туда не заглядывает. Таким образом, уже тогда Аполлон и Гелиос воспринимались как схожие или даже тождественные фигуры.
В утраченной трагедии Эсхила «Бассараи», сюжет которой пересказан в «Катастеризмах» Эратосфена, герой Орфей отказывается поклоняться Дионису в пользу Гелиоса, «которого он также называет Аполлоном», называя его величайшим из богов. Это прямое отождествление Гелиоса и Аполлона.
Солнечный скот и мифы о Гермесе
Рождение Гермеса, описанное в «Гомерическом гимне», также перекликается с мифами о Гелиосе. Новорождённый Гермес крадёт скот у Аполлона и прячет его в пещере в Пилосе. Похожий сюжет связан с подвигами Геракла: тот отправился на крайний запад, на остров Эрифея, где, по преданию, Гелиос держал свой скот. Геракл использовал золотую чашу Гелиоса, чтобы пересечь океан. Однако скот был похищен Нелеем и отогнан в Пилос, где хранился в пещере. Нелеев сын Нестор также крал скот у потомков Гелиоса в Элиде.
Таким образом, связь Пилоса с солнечным скотом указывает на то, что и история о Гермесе укладывается в традицию мифов о хищении священного скота солнца. Несмотря на различие между Аполлоном и Гелиосом в гимне, скорее всего, Аполлон уже в то время воспринимался как частично солнечное божество, что позволяло поэтам и художникам свободно заменять одно имя другим.
Влияние на последующую культуру
Римским аналогом Гелиоса стал бог Солнца — Сол (или Непобедимый Солнце, Sol Invictus). Его изображали с солнечным диском над головой, мчащимся в колеснице, запряжённой четырьмя конями, подобно Гелиосу. Однако даже среди римлян Сол нередко отождествлялся с Аполлоном. К концу существования империи культ Sol Invictus стал главным государственным культом. Лишь после обращения императора Константина в христианство начался переход к новой религии.
Христианство унаследовало от культа Sol Invictus такие элементы, как нимб — символ божественности, используемый в христианском иконописании. Дата Рождества — 25 декабря — также восходит к этому культу: ранее в этот день праздновали зимнее солнцестояние и рождение Непобедимого Солнца. Постепенно Христос занял место Sol Invictus как главного божественного начала.