Мусор — это сокровище в древнеегипетском городе Оксиринх, где среди куч мусора были обнаружены многовековые папирусы, как светские, так и священные.
Когда мы думаем о древних артефактах, мы обычно думаем о предметах, которые были дороги людям. Но если вы действительно хотите узнать грязные подробности повседневной жизни в древности, вам следует проверить вещи, которые были выброшены.
Возможно, нет лучшего примера, чем Оксиринхские папирусы, новаторская коллекция текстов (насчитывающая не менее полумиллиона фрагментов), которые были обнаружены в кучах древнеегипетского мусора в конце XIX века. От заказов на еду до священных писаний, открытия в Оксиринхе рисуют картину древней жизни, которая может вас удивить.
Древний город Оксиринх
В Западной пустыне Египта, на берегу Бахр-Юсефа, находится место древнего города Оксиринх. Когда-то называвшийся Пер-Меджед, в честь священной рыбы-слона Нила, город был столицей 19-го Верхнеегипетского нома.
Когда Александр Македонский завоевал Египет в 332 г. до н. э., греческие граждане заселили город и переименовали его в Оксиринхус полис, «Город острорылой рыбы». Город оставался процветающей региональной столицей на протяжении всей эпохи Птолемеев и во время римского правления. В городе был большой театр, общественные бани, гимназия и храмы богов, таких как греко-египетское божество Серапис . Он был окружен сельскохозяйственными угодьями и орошался ежегодными разливами Нила. Когда христианство распространилось по всему региону в I веке н. э., Оксиринх также стал известен своими многочисленными церквями и монастырями.
Город неуклонно приходил в упадок в течение византийского и арабского периодов, в конечном итоге придя в упадок. Большинство его сооружений были перестроены и преобразованы в современную деревню Эль-Бахнаса. Но дни славы Оксиринха не остались позади. Во время британской оккупации Османского Египта в конце 1890-х годов два молодых археолога сделали открытие, которое вывело Оксиринх на мировой уровень и обеспечило ему место одного из самых значимых мест в истории.
Экскаваторы: Мечтая о папирусах
Бернард Пайн Гренфелл и Артур Сурридж Хант из Королевского колледжа Оксфорда мечтали обнаружить великие греческие шедевры, утраченные во времени. При поддержке нового греко-римского отделения Фонда исследований Египта они нацелились на Оксиринх.
У Гренфелла возникло подозрение, что это многообещающее место для греческих рукописей. Поскольку это был крупный столичный город, он, должно быть, был домом для многих богатых людей, которые могли позволить себе содержать библиотеки литературных текстов. Также было возможно, что они могли найти какую-то раннюю христианскую литературу, учитывая количество церквей и монастырей, когда-то присутствовавших на этом месте.
Когда Гренфелл и Хант прибыли на место зимой 1896 года, оно не выглядело таким многообещающим, как они себе представляли. Уцелевшие строения города сохранились не очень хорошо. Большинство домов и зданий были расчищены до фундамента и вряд ли могли принести что-то ценное. Они надеялись найти что-то захватывающее на греко-римском кладбище к западу от города. Некоторые из самых исключительных греческих литературных свитков были найдены захороненными вместе с их владельцами в их гробницах. К сожалению, их раскопки кладбища не оправдали их ожиданий.
Их следующим лучшим вариантом было раскопать курганы за пределами города, куда древние жители города сбрасывали свой мусор. Находки в этих курганах, вероятно, были менее ценными и в худшем состоянии из-за простого факта, что их намеренно выбросили. Однако вскоре они обнаружили, что эти мусорные курганы были гораздо более впечатляющими, чем среднестатистическая свалка.
Раскопки: Поток папирусов
Гренфелл и Хант заставили местных рабочих рыть траншеи на склоне одной из низких мусорных куч. Вот тогда и потекли папирусы. В своем археологическом отчете о раскопках Гренфелл написал, что «поток папирусов вскоре превратился в поток, с которым было трудно справиться». Они заставили двух мужчин начать делать металлические банки, чтобы хранить фрагменты папируса, найденные в одном районе, вместе. В течение следующих десяти недель мужчины, изготавливающие банки, едва успевали за количеством папирусов, обнаруженных в курганах.
Сухой климат региона в сочетании с огромным количеством материала, сброшенного туда с течением времени, сохранили беспрецедентное количество древнего папируса. В ходе своей работы с 1896 по 1907 год раскопки Гренфелла и Ханта обнаружили около полумиллиона фрагментов папируса, от небольших обрывков до полноразмерных рулонов. Большая часть коллекции написана на греческом языке, но среди других языков присутствуют латынь, коптский и арабский. Это самая большая коллекция древних папирусов в современном мире.
Литературный
Можно с уверенностью сказать, что Гренфелл и Хант осуществили свою мечту о раскопках великих шедевров греческой литературы. Литературные папирусы, которые составляют всего около одной десятой всей коллекции, состоят как из известных греческих классиков, так и из нескольких давно утерянных произведений. Список древних поэтов, математиков, историков и драматургов включает такие известные имена, как Гомер , Платон и Аристотель. Курганы в Оксиринхе также обнаружили несколько ранее неизвестных текстов, утерянных в Средние века, и значительно расширенные версии произведений, которые мы знаем и любим. Мы можем поблагодарить Оксиринха за комедии Менандра, поэзию Сафо и одну из старейших сохранившихся диаграмм отца геометрии Евклида.
Теологический
На месте раскопок также было обнаружено большое количество теологических текстов, включая фрагменты из Септуагинты , Нового Завета и апокрифических текстов. Открытие этих текстов оказало огромное влияние на область изучения Нового Завета и раннего христианства. Это одни из самых ранних христианских текстов, когда-либо обнаруженных, и они проливают свет на древние библейские традиции.
Одной из первых значительных находок из раскопок Гренфелла и Ханта был лист из книги, содержащей высказывания Иисуса, некоторые из которых никогда ранее не были видны. Есть фрагменты из четырех канонических евангелий Нового Завета , а также внеканоническая литература, такая как Евангелие от Фомы , Деяния Петра , Деяния Павла и Феклы и Пастырь Гермы . Есть также множество других христианских материалов, включая молитвы, амулеты и письма.
Нелитературный
Большинство текстов, сохранившихся с древности, являются именно теми впечатляющими произведениями, которые Гренфелл и Хант надеялись найти в Оксиринхе. Популярная литература, писания и рассказы о могущественных людях сохраняются на протяжении многих лет, потому что их часто копируют и распространяют или намеренно сохраняют. Однако одна из вещей, которая делает Оксиринхские папирусы такими уникальными, заключается в том, что большая часть коллекции состоит из нелитературных документов, подробно описывающих мирские дела простых людей.
Нелитературные предметы, обнаруженные на месте, обширны и разнообразны. Они представляют собой набор почти всех видов документов, составленных в государственных и частных сферах на протяжении веков: квитанции, регистрации, приказы, споры, завещания, личные письма, школьные упражнения, гороскопы и многое другое. Гренфелл сообщил о некоторых курганах, где количество папирусов было настолько велико, что это, вероятно, свидетельствует о том, что части местных архивов были выброшены оптом. Эти документы предоставили ученым уникально глубокую картину этого древнего города, от структуры правительства до повседневной жизни простых людей.
Правительственные документы, такие как указы, судебные постановления и налоговые записи, снабжают ученых бесценной информацией о политическом и экономическом ландшафте региона. Более частная переписка, такая как письма и приглашения, дает представление о социальной жизни Оксиринха. Одно из таких приглашений от 2-го или 3-го века н. э. гласит: «Аммоний просит вас отобедать на пиру у владыки Сераписа в обеденном зале Серапеона 9-го числа, начиная с 9-го часа». Хотя эти нелитературные документы, безусловно, менее эффектны, чем литературные и теологические тексты Оксиринха, они не менее важны для изучения древнего мира.
Влияние: ценность мусора
Гренфелл и Хант опубликовали первые тексты из папирусов Оксиринха в 1898 году. С тех пор люди продолжали открывать, анализировать и публиковать фрагменты, извлеченные из курганов Оксиринха. Папирусы были распространены Фондом исследования Египта (теперь Обществом), но большая часть коллекции находится в Библиотеке искусств, археологии и античного мира Оксфорда .
Современные исследования папирусов Оксиринха отражают существенный сдвиг в области изучения классики и Нового Завета. Многие ученые пересматривают сомнительные тенденции в своих областях, такие как привилегированность определенных текстов над другими на основе их значимости в современной культуре и религии. Что означает, что священные тексты и любимые классические произведения были выброшены в те же кучи, что и приказы о пшенице, выплаты за зерно и регистрация коз и овец?
Помещая труды истории в контекст мусорной свалки, ученые могут изучать древние тексты на своих собственных условиях, с меньшей предвзятостью к работам с современным влиянием или святостью. Например, ЭннМари Луйендийк, исследователь Нового Завета и папиролог, интересуется тем, что она называет «смертью кодекса» или «повреждением, отсутствием интереса и утилизацией христианских рукописей» в Оксиринхе. Эта невероятная коллекция папирусов продолжает открывать новые захватывающие направления исследований, которые демонстрируют как сокровища, которые можно найти в мусоре, так и мусорную сторону современных сокровищ.
#история #папирус #знания #египет #курганы