Найти тему
Перо и Пыль Истории

Арахна: каков настоящий смысл мифа?

Оглавление

Миф о превращении Арахны в паука — шокирующая история, имеющая множество интерпретаций.

Миф об Арахне — одна из самых захватывающих историй, которая повествует о судьбе настолько искусной ткачихи, что смогла бросить вызов богине Минерве (Афине). Несмотря на то, что она не проиграла, Арахна была жестоко избита и превращена в паука, чтобы продолжить то, что она умеет лучше всего, плетение.

Миф об Арахне

«Пряхи» — картина Диего Веласкеса, ок. 1657 г.. Источник:Прадо.
«Пряхи» — картина Диего Веласкеса, ок. 1657 г.. Источник:Прадо.

С греческого Арахна буквально переводится как «Паук».

Первым литературным упоминанием мифа об Арахне является строка из «Георгики» Вергилия (римского поэта, 70–19 гг. до н. э.):

«Паук, ненавистный Минерве, вешает в дверях свои рыхлые сети». 

Однако самая известная запись мифа происходит из «Метаморфозы» Овидия (римского поэта, 43 г. до н.э. – 17/18 г. н.э.). По словам Овидия, Арахна была девушкой из Гипепы древнего Лидийского королевства.

Позже Плиний Старший (римский автор, 23/24–79 гг. н.э.) приписывал Арахне изобретение льняной ткани и сетей, а ее сыну Клостеру — использование веретена.

Согласно версии мифа Овидия, Арахны не была царской крови. Овидий отмечает, что она была «скромного происхождения». Ее отцом был Идмон из Колофона, красильщик пурпура. Ее мать из простой семьи, и в ней нет ничего особенного. Несмотря на это, Арахне удалось прославиться на всю Лидию своими навыками ткачества. Она была настолько хороша, что нимфы покидали свои дома, чтобы увидеть таланты Арахны.

Арахна отвергает Афину

Арахна, автор:  Филипс Галле по мотивам  Мартена ван Клев I , 1574 г. Источник: Британский музей.
Арахна, автор: Филипс Галле по мотивам Мартена ван Клев I , 1574 г. Источник: Британский музей.

Красота работ Арахны были так велики, что все полагали, что ее обучала сама богиня Афина (Минерва):

«Вы могли видеть, что ее учила Паллада». (Овидий, VI.1-25)

Однако Арахна отрицала, что научилась своему искусству у кого-то другого. На самом деле она обиделась и разозлила богиню:

«Спорьте со мной, я ничуть не соглашусь с этим, даже если меня побьют». (Овидий, VI.1-25)

Реакция Афины

Минерва, Густав Климт, 1898 г.. Источник:Венский музей.
Минерва, Густав Климт, 1898 г.. Источник:Венский музей.

Афине, конечно, не потребовалось много времени, чтобы заметить неуважительное поведение Арахны. Она приняла облик немощной старухи и пошла навстречу Арахне, чтобы дать ей последний шанс:

«Не всего, что есть в старости, следует избегать: знания приходят с возрастом. Не отвергай моего совета: ищи великой славы среди смертных своим умением ткать, но уступи богине и попроси у нее прощения смиренным голосом, опрометчивая девушка: она простит, если ты попросишь. (Овидий, VI.26-69)

Арахна сразу отвергла идею попросить прощения у Афины. Вместо этого она заявила, что не сделала ничего плохого. Ее искусство принадлежало ей и только ей. Никто больше не должен был приписывать заслуги себе, даже если это была Афина.

Убедившись, что Арахна не желает просить прощения, Афина раскрыла себя. При ее виде нимфы в мастерской Арахны начали поклоняться богине.

Только Арахна осталась неподвижной. Хотя ей было страшно, она была достаточно упряма, чтобы сдержать свое слово. Арахна пошла еще дальше и бросила вызов богине.

Гобелен Афины

«Изумление богов»,  Ганс фон Аахен, 1590-е гг. Источник:Национальная галерея.
«Изумление богов»,  Ганс фон Аахен, 1590-е гг. Источник:Национальная галерея.

Афина начала ткать свой гобелен. В центре она выткала историю своего состязания с Посейдоном (Нептуном) за Афины. Состязание, которое она выиграла, назвав город в свою честь.

Послание гобелена Арахне было ясным:

«Как ты, простая смертная, смеешь бросать вызов мне, могущественной богине, которую уважают и восхищаются даже боги?»

Она пошла дальше - прямые угрозы.

Афина сплела сцены, показывающих 4 мифа; Родопа и Гем, Пигмей, Антигона и Кинир.

Общим во всех этих мифах было то, что они рассказывали историю смертных, которые не уважали богов и, в конце концов, были наказаны, будучи насильно превращенными богами во что-то иное.

Родопа и Гем превратились в горы, Пигмей — в журавля, Антигона — в аиста, а дочери царя Кинира превратились в ступени лестниц храма после того, как он заявил, что они прекраснее, чем боги. Этими 4 мифами Афина ясно предупредила Арахну о том, что ее ждет.

Гобелен Арахны

Похищение Европы, Тициан , 1562 год. Источник: Музей Изабеллы Стюард Гарднер.
Похищение Европы, Тициан , 1562 год. Источник: Музей Изабеллы Стюард Гарднер.

Арахна дала лучшее понимание того, что от этого зависит ее жизнь. Ее работы представляли собой полную противоположность образу Афины. Если на гобелене богини боги казались добродетельными и всемогущими, то на гобелене Арахны они были представлены ребячливыми, оскорбительными, несправедливыми и неэтичными (что в общем-то отражало действительность).

Арахна создала 18 примеров, показывающих, как боги трансформируются, чтобы обмануть смертных и воспользоваться ими. Большинство из них были историями о смертных женщинах, которых изнасиловали боги, в основном Зевс и Посейдон. Наиболее яркими примерами были изнасилование Европы, Прозерпины, Леды, Антиопы, Данаи, Медузы и Мнемозины (в общем вся древнегреческая мифология этим пестрит)

Работа Арахны была прямым вызовом Афине. Он представлял собой совершенно иную реальность, чем та, что изображена на гобелене Афины, где боги без всякого повода обманывают и оскорбляют смертных.

Ужасная судьба Арахны

Арахна и Паллада , Питер Пауль Рубенс , 1636/1637. Источник:Музей изящных искусств Вирджинии.
Арахна и Паллада , Питер Пауль Рубенс , 1636/1637. Источник:Музей изящных искусств Вирджинии.

После того, как Арахна закончила ткать, Афина тщательно осмотрела свою работу в поисках недостатков. Однако гобелен был настолько совершенен, что особо отметить было нечего. На самом деле казалось, что Арахна действительно превзошла Афину.

Богиня не могла с этим смириться. В гневе она уничтожила гобелен Арахны, разорвав его собственными руками. Затем она ударила Арахну по лбу челноком ткацкого станка. Арахна не смогла этого вынести, поэтому побежала и повесилась. Внезапно Афина почувствовала привязанность к женщине и подняла ее, сказав:

«Живи же, и все же виси, осужденный, но, чтобы ты не был неосторожен в будущем, то же самое условие объявлено в наказание твоим потомкам до последнего поколения!» (Овидий, VI.129-145)

Перед уходом Афина окропила Арахну ядовитыми травами Гекаты, превратив ее в паука. Афина сохранила жизнь своему противнику, но ценой своей человечности. По иронии судьбы, Арахна была осуждена за ткачество.

За что была наказана Арахна?

Триумф Минервы, Франческо дель Косса, 1467–1470 гг.. Источник:Палаццо Скифанойя, Wikimedia Commons.
Триумф Минервы, Франческо дель Косса, 1467–1470 гг.. Источник:Палаццо Скифанойя, Wikimedia Commons.

Афина была покровительницей декоративно-прикладного искусства, в основном прядения и ткачества, и ее часто изображали с прялкой в ​​руке. Ее культ также был тесно связан с ткачеством и, согласно греческой и римской мифологии , она была источником художественного мастерства, связанного с этим искусством. Более того, в древности было распространено мнение, что художественные таланты — это дар богов. В результате мы можем понять, почему Афина была огорчена после того, как Арахна отвергла богиню как источник своих ткацких навыков.

На первый взгляд, миф об Арахне — это классический рассказ о смертном, преступившем границы божественного закона и получившем наказание. Однако ближе к концу мы понимаем, что все не так однозначно. Да, Арахна обидела Афину, но действительно ли она обидела богов? Ее гобелен был настолько совершенен, что даже Афина не смогла найти на нем ни малейшей ошибки. Афина, уничтожающая его, а затем таким жестоким образом наказывающая Арахну, не считает правильным. Скорее кажется, что Овидий хочет, чтобы мы сочувствовали Арахне, и, действительно, не сделать этого почти невозможно.

То, что началось как обычная история о смертном, оскорбившем богов, заканчивается историей о высокомерии богов, неоправданной ярости и отсутствии милосердия. Такое ощущение, что границы переступает Афина. К концу мы понимаем, что это история об иррациональности божественного наказания.

Контекстуализация Арахны: ткачество в Греции и Риме

Терракотовый лекиф с изображением женщин, шьющих шерстяную ткань, приписываемый художнику Амасису .в. 550–530 гг. до н.э. Источник: Мет.
Терракотовый лекиф с изображением женщин, шьющих шерстяную ткань, приписываемый художнику Амасису .в. 550–530 гг. до н.э. Источник: Мет.

Прядение и ткачество были основными видами общественной деятельности, предназначенными для женщин как в Древней Греции, так и в Риме. В мире, где подавляющее большинство женщин были исключены из общественной жизни, ткачество было творческой деятельностью, которая позволяла женщинам собираться и общаться.

Примечательно, что производство текстиля было исключительно женским занятием и важным. Хорошие навыки ткачества считались преимуществом для женщин как из низшего, так и из высшего сословия. Что касается рабынь, то от них требовалось ткать и прясть. Во многих случаях в этой задаче принимали участие и рабы-мужчины.

Идеал хорошей жены-ткачихи существовал на протяжении веков. В «Одиссее» Гомера мы видим Пенелопу, жену Одиссея, которую хвалят за ее ткацкое мастерство. Для Пенелопы этот художественный талант был не только доказательством ее благородного происхождения, но и чертой, тесно связанной с ее женственностью и верностью. Благодаря ткачеству ей удалось сохранить верность Одиссею в течение 10 лет и защитить себя от группы женихов.

Кроме того, в «Илиаде» Гомер похвалил Елену Троянскую за ее ткацкий талант. Среди других известных мифических ткачей были Мойры, три женщины, которые ткали судьбы смертных и богов. Однако самой известной ткачихой была Афина.

Миф об Арахне и цензура в Древнем Риме

Статуя императора Августа из Прима Порта , I век н.э.. Источник:Музеи Ватикана.
Статуя императора Августа из Прима Порта , I век н.э.. Источник:Музеи Ватикана.

Миф об Арахне можно интерпретировать как историю цензуры. В данном случае Овидий проводит параллель с цензурой искусства при императоре Августе.

Фактически, можно утверждать, что Овидий проводит параллель между собой и Арахной. Эта идея подкрепляется тем фактом, что ткачество было распространенной метафорой поэзии в Риме.

Овидий, изгнанный из Рима в 8 г. н.э., очень похож на Арахну. Он видел, как его работа разрушалась начальством, а его талант подавлялся. Его справедливая критика власти несправедливо наказана, и ему отказано в общении с миром.

В данном случае Арахна является символом творца, который создает прекрасное искусство только для того, чтобы увидеть, как оно подвергается цензуре со стороны властей (Афина). Овидий очень подробно описывает гобелен Арахны, потому что хочет, чтобы мы были шокированы, когда Афина уничтожает его. То же самое чувствует и сам поэт, когда его произведение не доходит до аудитории.

Феминистское чтение

Минерва и Арахна , Рене-Антуан Уасс , 1706 год.. Источник:Версаль.
Минерва и Арахна , Рене-Антуан Уасс , 1706 год.. Источник:Версаль.

Хотя первоначальное намерение Овидия и не входило в это, нетрудно прочитать миф об Арахне с феминистской точки зрения. Достаточно одного взгляда на описание ее гобелена Овидием. Ее работы, сосредоточенные на историях об изнасилованиях, представляют собой ярую критику существующего порядка и мощный голос против несправедливости власти. Кроме того, это настоящий вызов Афине, покровительнице девственности.

В этом прочтении Арахна представляет собой талантливую, умелую женщину, которая готова судить и, наконец, преодолеть традицию, чтобы узнать, что лежит за ее пределами. Афина – полная противоположность. Она представляет репрессивную патриархальную традицию. Это женщина, воплощающая мужские качества (дева-воин) и в то же время идеальная добродетельная женщина (покровительница ткачества) и торжество социальной морали над природой (почитаемая за то, что она всегда остается девственницей). Афина — десексуализированная женщина, боготворящая устоявшуюся иерархию, представленную на ее гобелене.

Подобно жестокому обращению с Медузой, Афина не может позволить Арахне выйти на свободу. Даже если ее работа была идеальной, она бросила вызов установленному порядку.

#мифы #боги и люди #медуза горгона #арахна #афина #нимфы #жестокие боги #честолюбие #зависть #низость богов #греческие мифы #власть #Метаморфозы #овидий