Найти тему

Открытие Олимпийских игр в Париже: новый взгляд на старые традиции

В статье рассматривается открытие Олимпийских игр 2024 года, к которым с нетерпением готовились спортсмены, их тренеры и зрители. Однако открытие этих Игр отличилось настолько неприятными моментами, что о них можно писать только в пятницу 13, но увы. Несмотря на то что официальное открытие прошло 26 июля, ждать 13-го числа кажется наиболее подходящим для обсуждения этого неудачного открытия масштабного мероприятия.

Церемония открытия Олимпийских игр в Париже хотела объединить искусство и историю, чтобы подчеркнуть культурное наследие древних игр. Сама задумка не плохая, даже более того - соответствует духу древних Олимпийских игр. Но вот воплощение ее в реальности.... сложно прокомментировать.

Живая картина «Дионис» на церемонии открытия Олимпийских игр в Париже 26 июля 2024 года. Источник: Олимпийские игры.
Живая картина «Дионис» на церемонии открытия Олимпийских игр в Париже 26 июля 2024 года. Источник: Олимпийские игры.

Что такое Олимпийские игры?

Статуя Зевса в Олимпии, гравюра по мотивам Сиднея Барклая, ок. 1880. Источник: «Путешествие к семи чудесам света» Оже де Лассю см.национальную библиотеку Франции (Галлика).
Статуя Зевса в Олимпии, гравюра по мотивам Сиднея Барклая, ок. 1880. Источник: «Путешествие к семи чудесам света» Оже де Лассю см.национальную библиотеку Франции (Галлика).

Олимпийские игры зародились в Древней Греции, и большинство историков согласны с тем, что 776 год до нашей эры стал первым зарегистрированным годом проведения соревнований. В древности игры имели религиозное значение, так как проводились в честь греческого бога Зевса. Игры проходили в Панэллинском святилище в Олимпии, ведь гора Олимп считалась местом, где жили боги и откуда правил Зевс.

Эти игры были важным событием для всех греков, они имели огромное значение как для спортсменов, так и для любителей спорта и паломников. Каждые четыре года игры становились возможностью для участников взаимодействовать с богами и заслужить их благосклонность. Физические достижения участников воспринимались как демонстрации, которые радовали богов, ведь выдающиеся физические достижения играли важную роль в греческой мифологии. Миф о происхождении Олимпийских игр подтверждает важность выдающихся физических достижений для угождения богам.

Согласно легенде, Геракл и его 4 брата — Пеоней, Эпимед, Иасиос и Ид — участвовали в гонке по случаю празднования рождения Зевса. Молодой Зевс был настолько доволен их выступлением, что лично увенчал победителя оливковым венком.

Считается, что число братьев определило время проведения Олимпийских игр, которые стали проводиться на 5 год в честь победившего брата.

Краткая история древних Олимпийских игр

Терракотовый скифос (глубокая чаша для питья), художник Тесей, около 500 г. до н. э. Источник: Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Терракотовый скифос (глубокая чаша для питья), художник Тесей, около 500 г. до н. э. Источник: Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Как уже упоминалось, игры имели ярко выраженный религиозный характер. Они были одним из двух важнейших религиозных ритуалов в Древней Греции, наряду с Элевсинскими мистериями. Стоит отметить, что регион Средиземного моря с доисторических времен был склонен к проведению спортивных мероприятий, как видно на примере микенцев, которые переняли минойские игры в религиозных или похоронных процессиях.

Гомер упоминает нескольких героев, которые принимали участие в таких соревнованиях в честь усопших. Лишь около 700 года до н.э. Олимпийские игры начали ассоциироваться с богами, а не с умершими.

Олимпийские игры возникли в результате борьбы за власть между несколькими древнегреческими группами за контроль над религиозным святилищем в Олимпии. Игры стали способом завоевания политического и социального влияния над святилищем. До римского завоевания Греции участие в Олимпиаде было разрешено только грекам по рождению, но римляне расширили критерии и допустили к участию говорящих на греческом языке, что позволило присоединиться к соревнованиям большему числу спортсменов.

Самыми печально известными играми была Нероновская Олимпиада, организованная Нероном. Римский император подкупил судей, чтобы выиграть в соревнованиях на колесницах и музыкальных конкурсах. После его смерти Олимпиада была признана недействительной, а судьи извинились и вернули взятки.

Какими были древние Олимпийские праздники?

Терракотовая пелика, художник Ахелоя, около 510 г. до н. э. Источник: Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Терракотовая пелика, художник Ахелоя, около 510 г. до н. э. Источник: Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Если мы хотим сравнить современные Олимпийские торжества с древними, стоит обратить внимание на то, что древние Олимпийские игры сильно отличались от того, что мы можем себе представить сегодня.

Олимпийские празднества обычно начинались с того, что все участники собирались в соседнем городе Элида, куда они приезжали за несколько месяцев до начала игр. Там их тренировали элланодики, которые следили за проведением Игр. В первый день Олимпиады спортсмены и их сопровождающие начинали марш к Олимпии, который занимал целый день.

Археологический музей Древней Олимпии (Пелопоннес), turskidki.ru
Археологический музей Древней Олимпии (Пелопоннес), turskidki.ru

На входе в Олимпию они останавливались у Пиерийского источника, где элланодики приносили в жертву кабана, а затем окропляли его кровью участников. После этого они омывались в источнике для очищения.

Попав в Олимпию, спортсменов отделяли от их сопровождающих и отвозили в Булевтерий, своего рода советский дом, где их классифицировали по возрасту и приводили к присяге перед Зевсом. Клятва предотвращала их от совершения злых поступков во время Олимпиады. Последним шагом праздника было принесение спортсменами жертв на алтарях Зевса, Аполлона, Гермеса или Геракла. После этого начинались Игры, сопровождающиеся суетой торговцев, мыслителей, политиков, художников, скульпторов и музыкантов, которые старались продвигать свои идеи и работы.

Наследие Олимпийских игр сегодня

«Похищение Европы» Ноэля Куапеля, 1727 г. Источник: Музей искусств Филадельфии.
«Похищение Европы» Ноэля Куапеля, 1727 г. Источник: Музей искусств Филадельфии.

Хотя современные Олимпийские игры больше не носят явно религиозного характера, они по-прежнему остаются одним из самых важных и ожидаемых событий в мире.

Каждая страна-организатор предлагает свою собственную дань уважения истории Олимпийских игр посредством организованных празднеств , таких как церемонии открытия и закрытия. Эти празднества являются возможностью поразмышлять о том, как греческое влияние можно найти в истории, искусстве и культуре страны-организатора. Таким образом, многие олимпийские мероприятия и церемонии используют историю искусств не только для того, чтобы показать влияние Древней Греции на страну, но и для того, чтобы сделать ссылки на ее собственную национальную историю.

Париж 2024

Церемония открытия Олимпийских игр в Париже 2024 года действительно обещала возродить древнегреческие традиции, интегрируя их в современный культурный контекст. Однако то, что в итоге произошло, лишь на первый взгляд напоминает почтительное отношение к наследию античных Олимпийских игр. На деле же, древние традиции были искажены и адаптированы под современные реалии, которые далеко не всем по душе.

Дионис и пир богов, с церемонии открытия Олимпийских игр в Париже, 2024 год. (Twitter).
Дионис и пир богов, с церемонии открытия Олимпийских игр в Париже, 2024 год. (Twitter).

Несомненно, отсылки к античной Греции и древним богам должны были подчеркнуть связь с великим прошлым Олимпийских игр, которые изначально были посвящены Зевсу и другим богам пантеона. Однако, вместо того чтобы усилить это великое наследие, организаторы церемонии в Париже решили пойти по другому пути — пути модных тенденций и современной идеологии, которая, как оказалось, несовместима с традиционными ценностями.

Центральная часть церемонии, посвященная Дионису, превратилась в яркий и неоднозначный спектакль, который больше напоминал современный карнавал с его излишней театральностью и эксцентричностью. В то время как древние греки уделяли особое внимание благочестию и уважению к богам, Париж 2024 показал, что современная интерпретация древности может быть извращенной и далекой от тех идеалов, которые веками почитались предками.

«Пир богов» , Ян Харменс ван Биерт, ок. Источник: Музей Маньен, Дижон.
«Пир богов» , Ян Харменс ван Биерт, ок. Источник: Музей Маньен, Дижон.

Особенно примечательно, что в этой церемонии древнегреческие боги были представлены через призму драг-квин культуры, что, мягко говоря, не соответствовало изначальному замыслу. Эта сцена стала иллюстрацией того, как древние традиции могут быть искажены в угоду новым веяниям в Европе, которые совершенно чужды духу Олимпийских игр.

Таким образом, церемония открытия Олимпийских игр в Париже показала, что даже самые великие традиции могут быть испорчены, если ими манипулируют ради современных идеологических целей, тенденций. Вместо того чтобы сохранить дух древности, если на то пошло, Париж 2024 исказил его, превратив Олимпиаду в шоу, где вместо почтения к истории и культуре древних игр доминировали современные, зачастую спорные, ценности и веяния.

Те, кто ценит древние традиции и уважает истинное культурное наследие, увидели в этом лишь попытку замаскировать подлинные олимпийские идеалы под маской ярких, но пустых эффектов. К сожалению, этот подход только подчеркнул разрыв между настоящими ценностями, которые лежат в основе Олимпийских игр, и той поверхностной идеологией, которая была продемонстрирована в Париже.