В «Одиссее» Гомера женские персонажи часто изображаются либо как верные и покорные смертные, либо как соблазнительные и лживые соблазнительницы.
Пенелопа, жена Одиссея, изображается как верная и терпеливая жена, которая остается преданной своему мужу, несмотря на его долгое отсутствие. Наусика описывается как невинный, девственный персонаж, который помогает Одиссею в его путешествии. Напротив, колдунья Цирцея и нимфа Калипсо изображены как соблазнительные фигуры, которые пытаются соблазнить и удержать Одиссея. На протяжении всей истории, как следует из их описаний, эти женщины характеризовались своими отношениями с Одиссеем и его путешествием . Однако, хотя в произведениях Гомера они часто изображаются как объекты желания или символы красоты и домашнего уюта; они также показаны как обладающие силой воли, интеллектом и силой.
Пенелопа: стереотипная верная жена Одиссея
Пенелопа стала святыней в литературе как парадигма послушной и преданной жены, воплощение «нравственной добродетели». Королева Итаки и жена Одиссея, Пенелопа ждала возвращения своего мужа в течение двадцати лет, придумывая хитрые схемы, чтобы избежать повторного брака. Ее непоколебимая верность Одиссею является ключевым фактором в его окончательном возвращении домой, чтобы вернуть себе трон, и она прославляется своей мудростью, силой и моральной целостностью. В этом смысле Пенелопа служила символом идеальной жены в древнегреческой культуре и почитается за ее добродетельные качества и непоколебимую преданность мужу.
Настоящий пример непоколебимой верности, она находится в прямом контрасте с другими гомеровскими женщинами , такими как вероломная Елена Троянская и извращенные соблазнительницы, такие как Калипсо и Цирцея. Различия между женскими персонажами можно также наблюдать через их эпитеты — повторяющиеся прилагательные или фразы, используемые для иллюстрации личности персонажа. Пенелопу часто называют «мудрой», «благородной», «благоразумной» и «верной», что демонстрирует ее добродетельный характер.
Пенелопа: Хитрая королева
Пенелопа славится своей хитростью, что подтверждается тем, как она справляется с женихами, прибывшими в Итаку в поисках ее руки. Несмотря на численное превосходство и превосходство, она использует свой ум и интеллект, чтобы держать женихов на расстоянии и сохранить свой брак с Одиссеем. Эти две противоречивые традиционные обязанности — верность Одиссею и гостеприимство по отношению к женихам — связывают Пенелопу. Однако у нее есть находчивость, чтобы разработать план, гарантирующий, что ее положение в семье и верность мужу останутся нетронутыми посредством социально приемлемой цели. После того, как она соткет саван для своего покойного свекра Лаэрта, Пенелопа обещает выйти замуж за жениха. Таким образом, в течение многих лет она хитро ткет и значительно распускает саван Лаэрта, чтобы отсрочить неизбежное решение о повторном замужестве. Она также придумывает состязание для женихов, предлагая им натянуть лук Одиссея и пустить стрелу через ряд из двенадцати топоров, зная, что только ее муж сможет выполнить это задание .
Поэма представляет Пенелопу как источник искушения для женихов, которые приезжают в Итаку, ища ее руки, укрепляя стереотип о женщинах как объектах желания. Ее способность противостоять их ухаживаниям и оставаться верной своему мужу демонстрирует ее непоколебимую добродетель и преданность. Важно отметить, что действия женихов изображаются как неподобающие и неуважительные, и в конечном итоге они наказываются за свои проступки. Поэма подчеркивает важность сохранения целомудрия и верности своему супругу, а Пенелопа служит образцом этих ценностей.
Наусика: Дева-Дева
Шестая книга «Одиссеи» знакомит нас с дочерью царя Алкиноя и царицы Ареты из феакийцев. После того, как Одиссей выбрасывается на берег острова, его принимают Навсикая и ее спутницы, которые снабжают его одеждой и едой. В ответ Одиссей рассказывает им о своем путешествии и о своем долгом и трудном пути домой с Троянской войны . Навсикая, впечатленная историей Одиссея, предлагает помочь ему вернуться домой в Итаку. Она отводит его к своему отцу, царю Алкиною, который соглашается предоставить ему корабль и команду, чтобы помочь ему завершить путешествие.
Наусика рассматривается как воплощение невинности и чистоты. Наряду с Пенелопой, она является одним из немногих женских персонажей, которые не изображаются в негативном, сексуально окрашенном свете. Ее часто изображают как занятую домашними делами, такими как стирка одежды. Кроме того, ее почитают за ее гостеприимство по отношению к Одиссею, предоставление ему еды, одежды и убежища, а также помощь ему воссоединиться с его командой. Ее помощь является классическим примером ксении, важного обычая в Древней Греции. Ксения считалась священным обязательством и важным аспектом морального поведения. Демонстрация Наусикой этих черт во время ее встречи с Одиссеем рисовала ее как положительный женский стереотип в греческой культуре.
Калипсо: одержимая богиня
Проживая на острове Огигия, Калипсо была нимфой и богиней, известной своей красотой и соблазнительным голосом. В поэме она влюбляется в Одиссея и удерживает его на своем острове, предлагая ему бессмертие в обмен на то, что он останется с ней. В течение семи лет Одиссей находится в ловушке на острове, не имея возможности вырваться из рук Калипсо. Он проводит свои дни, тоскуя по своему дому и близким и тоскуя о способе сбежать. Однако силы Калипсо слишком сильны, чтобы он мог их преодолеть в одиночку. В конце концов, боги сжалились над Одиссеем и вступились за него. Бог Зевс посылает сообщение Калипсо, приказывая ей освободить Одиссея и позволить ему вернуться домой. Калипсо неохотно соглашается, и Одиссею наконец разрешают снова отправиться в плавание.эпизод с Калипсо.
Калипсо изображена как могущественная и соблазнительная нимфа, которая использует свою красоту и харизму, чтобы соблазнить Одиссея остаться с ней, предлагая ему бессмертие и легкую жизнь, если он откажется от своих поисков возвращения на Итаку. Этот женский авторитет изображает ее как опасную и потенциально вредную для Одиссея, укорененную в патриархальных представлениях о женщинах как о соблазнительных фигурах, которые могут увести мужчин от их долга и ответственности. Это напряжение между желанием и долгом наблюдается позже во взаимодействии Одиссея с Цирцеей, отражая эпизод с Калипсо.
Калипсо: Одинокая нимфа
Тем не менее, Гомер бросает вызов стереотипу о покорности женщин мужчинам, поскольку Калипсо показана доминирующей над Одиссеем. Ей предоставлена эта власть, поскольку она богиня. Однако этот контроль над мужчинами был утрачен с вмешательством высшего мужчины, другого бога. В конечном итоге она вынуждена отказаться от контроля с вмешательством Зевса , и Одиссею позволено продолжить свой путь домой. Похожая ситуация происходит с Цирцеей; она была побеждена только благодаря вмешательству Гермеса .
Хотя каждая женщина в «Одиссее» характеризуется своей связью с Одиссеем, Калипсо особенно известна своей одержимостью Одиссеем. Стереотипное изображение женщин как эмоциональных и иррациональных, зацикленных исключительно на мужчине, усиливается ее чрезмерно увлеченным характером. Однако важно отметить, что Калипсо также бросает вызов этим стереотипам и выступает в качестве сложного и многомерного персонажа. Она изображена как симпатичная фигура, которая, в конечном счете, одинока и желает компании.
Цирцея: Коварное Божество
Цирцея печально известна своей таинственной двусмысленностью, соблазнительной натурой и обманчивыми уловками. Гомеровская Цирцея также характеризуется обилием женских эпитетов, которые создают образ сексуально могущественной богини. Часто чародейку описывают как «искусную в наркотиках или чарах» или «блестящую».
В 10-й книге «Одиссеи» , прибыв на остров Ээи, Одиссей отправляет некоторых из своих спутников исследовать остров. В лесу спутники находят таинственный дворец, где они слышат пение и обнаруживают прекрасную женщину, сидящую за ткацким станком. Она заманивает спутников едой и вином, прежде чем с помощью своей магии превратить их в свиней. Способность Цирцеи нарушать барьер между богиней и женщиной, невинно ткать и петь, чтобы заманить мужчин в ложное чувство домашнего уюта, демонстрирует опасность, которой она обладает. Она использует священный обычай гостеприимства, чтобы обмануть и околдовать спутников, что является явным контрастом с действиями Навсикаи.
Цирцея: соблазнительная колдунья из «Одиссеи»
Услышав о колдовстве своего спутника, Одиссей отправляется во дворец, чтобы спасти их. По дороге он встречает бога-посланника Гермеса, который дает ему снадобье, делающее его невосприимчивым к магии Цирцеи . Только с вмешательством Гермеса Одиссей может подчинить себе колдунью. Наркотики Цирцеи, созданные для того, чтобы околдовывать мужчин, являются очевидным проявлением ее пугающей женственности. Предполагается, что она даже обладает любовной магией. Гермес предупреждает Одиссея, что из-за неудачи ее колдовства Цирцея попытается переспать с ним, но без клятвы она сделает его трусливым и немужественным.
Невосприимчивый к магии Цирцеи, Одиссей подчиняет себе ведьму, заставляя ее поклясться ему, прежде чем лечь с ней в постель. В конце концов, спутники Одиссея снова превращаются в людей. Они проводят год на острове Цирцеи, пируя и выпивая. В это время Цирцея снабжает Одиссея важной информацией и советами для его путешествия, становясь для него скорее полезной рукой, чем помехой. Действительно, в это время Цирцея и Одиссей даже становятся любовниками. Стоит отметить, что, помимо Наусикаи, которая отличается своей невинностью и девственностью, у Одиссея есть интимные встречи с остальными выдающимися женскими персонажами в книге.
Женщины в книге явно сексуализированы. Даже Пенелопа, которая не заклеймена как откровенно сексуальная, в отличие от Калипсо и Цирцеи, является предметом вожделения женихов. Женщины часто рассматриваются как объекты желания, которые нужно завоевать, а не как личности со своими собственными желаниями и свободой действий. Однако в то же время они бросают вызов ожиданиям и нормам своего общества и служат важными символами власти и влияния женщин в Древней Греции