Найти тему
Перо и Пыль Истории

Тайные заговоры и зловещие интриги: 5 мрачных примеров применения яда в древности

Оглавление

От древних времен яд был одним из самых загадочных и опасных орудий, используемых в интригах и политических убийствах. Эта статья предлагает заглянуть в прошлое и исследовать пять захватывающих примеров применения яда в древности. Эти истории оставили свой след в истории человечества и до сих пор заставляют нас задуматься о темных сторонах власти и жажде власти.

«Любовное зелье» Эвелин Де Морган, 1903 год; со «Смертью Клеопатры» Доменикино по Пьеру Миньяру, 1820 г.
«Любовное зелье» Эвелин Де Морган, 1903 год; со «Смертью Клеопатры» Доменикино по Пьеру Миньяру, 1820 г.

С тех пор, как люди взаимодействовали с растениями, животными и минералами, яды были частью нашей человеческой истории. Оглядываясь назад на самые глубокие записи древней истории, мы видим, что яд и использование токсинов были характерной чертой многих цивилизаций и обществ.

Хотя в древних источниках имеется множество упоминаний об использовании ядов, рассмотрение всего лишь пяти определенных примеров может дать нам представление об этой увлекательной теме.

Яды могут многое рассказать нам о культурах, о временах и обществах, в которых они применялись. Использование токсинов было реальностью, которая проникла в самое сердце древнего мира, раскрывая некоторые из смертельных событий древней истории.

Обзор яда в древней истории

Бутылка с зеленым ядом, Wellcome, Лондон.
Бутылка с зеленым ядом, Wellcome, Лондон.

Упоминание яда присутствует во всех древних цивилизациях. Он представлен от ранних египетских иероглифов до трактатов греческих, эллинских и римских писателей. Историческая ссылка на него возникает как эпизодически, так и намеренно при изучении медицины и естествознания. Яд сыграл свою роль, начиная с его использования на охоте и войне древними воинственными племенами в различных концах света, такими как скифы, кельты и иберы, и династически интриг персидских и эллинских царей, османских султанов, китайских императоров. В политике яд присутствовал повсюду.

Мифический герой Геракл использовал яд гидры нанося на свои стрелы. У Гомера герой троянской войны Одиссей искал яд для своих стрел

«Он [Одиссей]… должен был просить яд для своих стрел у Илоса, сына Мермера. Илос боялся вечно живых богов и не давал ему ни одного, но мой отец позволил ему немного, потому что очень любил его». [Гомер, Одиссея. 1,5]

Говоря о страхе перед богами, выявляется устойчивая грань этой темы. Использование ядов всегда носило элемент «табу». Для Одиссея было нормально убивать своих соперников, как мужчина, но отравить их означало рисковать оскорбить сами небеса.

Одиссей с отравленными стрелами
Одиссей с отравленными стрелами

Смертоносные свойства яда издавна ассоциировались со смертью, убийством и уловками, и именно это измерение «темных искусств» часто удерживало его в тени истории; синоним убийств, заговоров, заговоров и вообще «неджентльменского» поведения. Ходят слухи, что так много великих деятелей – начиная с Александра Македонского – были отравлены, что зачастую невозможно с уверенностью узнать, в чем правда.

В патриархальном и женоненавистническом Риме яды были связаны с рядом серьезных заговоров (в республиканские и имперские времена) с определенными событиями, предпринятыми темными силами, которые были связаны в основном с сомнительными личностями, включая отчаянных, узурпаторов и часто женщин. Их знание ядов граничило с религиозными табу и почти приобрело черты средневекового колдовства. Яд был темным искусством, и не зря Клятва Гиппократа обещала не баловаться им:

«Клянусь Аполлоном-Врачом, Асклепием, Здоровьем, Панацеей и всеми богами и богинями, [что]… я буду использовать лечение, чтобы помочь больным, в соответствии со своими способностями и суждениями, но никогда с целью причинить вред и проступок. Я не буду никому давать яд, когда меня об этом попросят, и не буду предлагать такой курс…» [Гиппократ, Jusjurandum, раздел 1]

В медицинской сфере, хотя упоминались яды и токсины, научное понимание не было похоже ни на что, что мы могли бы понять. Большая часть сохранившихся источников носит анекдотический, наблюдательный характер и наполнена недоразумениями, а иногда и суевериями.

Вотивный рельеф Асклепия и Гигиеи, 350 г. до н. э., в Археологическом музее Пирея.
Вотивный рельеф Асклепия и Гигиеи, 350 г. до н. э., в Археологическом музее Пирея.

Это не значит, что древние не понимали ядов, токсинов и ядов; совсем наоборот, но к ним не подходили на биохимическом и научном уровне, предоставляемом современной наукой. Однако глубокие нелитературные знания передавались семейными, родовыми и родовыми механизмами, через фольклорные и даже шаманские традиции. Фактические яды, токсины и минералы – какими их знали древние – также ограничивались тем, что давала природа в виде растений, минералов и животных. Это придало их исследованию несколько региональный характер. Различные травы и ядовитые животные доминируют в разных традициях древнего мира.

Древние записи ядов представляют собой нечто большее, чем просто этнографическое чудо, поскольку греки и римляне вступали в контакт с региональными культурами с различными практиками. Ясно одно: некоторые из этих региональных культур, как мы увидим, были экспертами в использовании местных токсинов.

Наконец, важно сказать, что яды и их использование не так уж и плохи. Хотя их, безусловно, можно использовать для убийства, мы увидим, что их также можно применять для спасения жизней при лечении ран, а также для оказания помощи в смерти, либо посредством самоубийства, либо, как Плиний Старший выступал за выборную эвтаназию. Древняя история богата множеством подобных примеров.

Скифы – грозный и загадочный народ

Скифский лучник на аттической краснофигурной вазе, ок. 520–10 гг. До н.э., Британский музей, Лондон.
Скифский лучник на аттической краснофигурной вазе, ок. 520–10 гг. До н.э., Британский музей, Лондон.

На самых окраинах классического мира, на северных берегах Черного моря, где колонизировались самые отдаленные греческие поселенцы, обитал конный народ обширной евразийской и крымской степи. Жестокий, транскочевой народ, который был настолько далек и настолько варварен для средиземноморских греков, что на них смотрели со смесью трепета, восхищения и ужаса. Этим древним загадочным народом были скифы, и они стали объектом многих странных и удивительных наблюдений. Назвать скифов «конным народом» — это не значит просто сказать, что они ездили на лошадях. Это данность. Лошадь действительно была основой их культуры, и оттуда они мигрировали, охотились, воевали, добывали пищу (из лошадиного молока и сыра) и даже производили алкоголь. Скифскую элиту хоронили вместе со своими лошадьми в тщательно продуманных захоронениях.

Змеи на равнине – Евразийская равнина

Скифы, стреляющие из скифского лука, Крым, 400-350 гг. до н.э., Британский музей, Лондон.
Скифы, стреляющие из скифского лука, Крым, 400-350 гг. до н.э., Британский музей, Лондон.

Были ли скифы первыми, кто разработал биологическую войну, используя ядовитые змеиные токсины? Мы знаем, что скифы были опытными лучниками, и именно в этой руке их использование токсинов приобретает шокирующий аспект. Используя знаменитый составной лук, археологи обнаружили множество смертоносных скифских наконечников стрел. Однако именно из медицинских источников мы узнаем, что эти снаряды также были покрыты смертельными биологическими токсинами:

«Говорят, что скифский яд, которым мажут стрелы, они делают из змеи. По-видимому, скифы подкарауливают только что родивших детенышей [змей] и, взяв их, дают им гнить несколько дней. Когда они думают, что они полностью разложились, они сливают человеческую кровь в небольшой сосуд, закапывают ее в навозную кучу и закрывают. Когда и она разложилась, они смешивают ту часть, которая стоит на крови, которая является водянистой, с соком змеи и таким образом получают смертельный яд». [Псевдо Аристотель, de Mirabilibus Auscultationibus : 141 (845a)]

Об этой конкретной практике известно так мало, что этот отрывок из рассказов перипатетических учеников Аристотеля предлагает практически единственное наше понимание. Охватывая как Азиатскую Россию, Европу и Кавказ, скифы имели доступ к целому ряду ядовитых змей, включая степную гадюку, кавказскую гадюку, европейскую гадюку и длинноносую песчаную гадюку. При таком сочетании даже небольшие раны могли вывести из строя и оказаться смертельными. Не упоминается, использовалась ли эта смесь в охоте и войне, но, вероятно, и в том, и в другом случае.

Скифские наконечники стрел, Британский музей, Лондон.
Скифские наконечники стрел, Британский музей, Лондон.

Мы знаем, что другие племенные народы, например кельты Центральной и Западной Европы, также использовали яды на охоте:

«Говорят, что у кельтов есть препарат, называемый ими «наркотик стрел»; это приводит к столь быстрой смерти, что кельтские охотники, стреляя в оленя или другого зверя, торопливо бегут и вырезают раненую часть тела до того, как яд впитается, как ради его использования, так и для предотвращения животное от гниения». [Псевдо. Аристотель, De Mirabilibus Ausculationibus 86]

Очевидно, что племенные народы были одними из самых смертоносных пользователей яда в древней истории.

Смерть Сократа

«Смерть Сократа», Жак Луи Давид, 1787, музей Метрополитен, Нью-Йорк.
«Смерть Сократа», Жак Луи Давид, 1787, музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Яд сознательно использовался как средство усыпления преступников и осужденных государством. Могущественные Афины, ведущий город Древней Греции и родина демократии, были одним из таких государств. Однако в тот момент, который нас интересует, Афины находились под принудительным правлением репрессивной олигархии «Тридцати тиранов», установленной после поражения в долгой и дорогостоящей войне, которую Афины проиграли своему самому ожесточенному региональному сопернику, Спарте. Хотя Тридцать были изгнаны после года правления [404–403 гг. до н.э.], весь этот период был кровавым и нестабильным временем для города, поскольку он изо всех сил пытался перестроиться как внутри страны, так и геополитически.

Именно на этом фоне появился Сократ [ок. 470 – 399 до н.э.]. Отец западной моральной философии прожил свою жизнь как гражданин города. Как гражданин, он был бесстрашно честным и моралистическим голосом, вызывавшим как восхищение, так и раздражение многих своих сограждан. С идеей, что «неисследованная жизнь не стоит того, чтобы ее прожить», Сократ был откровенен и нажил много могущественных врагов, заработав себе прозвище «Овод». Подобно оводу, он использовал свою рефлексивную критику, чтобы заставить великую государственную лошадь [Афины] действовать.

В 399 г. до н. э. у его сограждан наконец закончилось терпение по отношению к Сократу, и он предстал перед судом по политическим мотивам. Признанный виновным по обвинению в развращении молодежи и непочтительности к богам, он был приговорен к смертной казни. Средством было питье болиголова, и хотя Сократ (как и другие осужденные граждане) прибегал к изгнанию, он никогда не собирался бежать от несправедливой смерти. Так разыгрывалась одна из самых знаменитых сцен смерти в древней истории.

Мраморная статуэтка Сократа, ок. 200 г. до н.э. – 100 г. н.э., Британский музей, Лондон.
Мраморная статуэтка Сократа, ок. 200 г. до н.э. – 100 г. н.э., Британский музей, Лондон.

Самый известный ученик Сократа Платон рассказал о смерти своего знаменитого учителя в разговорном диалоге:

«… ноги у него стали подводить, и когда он лежал на спине, во все стороны, и человек, давший ему яд, то и дело смотрел на эти ступни и ноги; и через некоторое время он сильно надавил на его ногу и спросил, чувствует ли он; и он сказал: нет; а затем его нога, и так вверх и вверх, и показала нам, что он холодный и окоченевший. И он ощупал их сам и сказал: когда яд дойдет до сердца, тогда и будет конец. У него начало холодеть около паха, когда он открыл свое лицо, ибо он укрылся и сказал – это были его последние слова – он сказал: Критон, я должен Асклепию петуха; ты не забудешь выплатить долг? Долг будет выплачен, сказал Критон; есть ли еще что-нибудь? На этот вопрос не было ответа; через минуту или две послышалось бин, и дежурные обнаружили его; глаза его были посажены, и Критон закрыл эти глаза и рот.
Таков был конец… нашего друга; О котором я могу с уверенностью сказать, что из всех людей своего времени, которых я знал, он был самым мудрым, справедливым и лучшим».
[Платон, Федон, 117-118]

Так умер один из самых значительных философов древней истории, отравленный ядом. Хотя некоторые историки подвергают сомнению сообщаемые эффекты болиголова, любая неточность, скорее всего, связана с пересказом, а не с самим событием, поскольку использование болиголова в казнях афинского государства было хорошо известно.

Митридат VI Понтийский

Тетрадрахма (монета) с изображением царя Митридата VI, 90-89 гг. до н.э., Чикагский институт искусств.
Тетрадрахма (монета) с изображением царя Митридата VI, 90-89 гг. до н.э., Чикагский институт искусств.

Многие правители в истории, древние и недавние, питали страх быть отравленными. В конце концов, это один из вполне реальных рисков, связанных с удержанием власти:

« Они [деспоты] постоянно подозрительно относятся даже к еде и питью; они приказывают своим слугам сначала попробовать их, прежде чем возлияние будет предложено богам, из-за опасения, что они могут выпить яд в блюде или чаше». [Ксенофонт, «Эйро Тиран», Глава 4.]

Итак, в Понте правил великий царь [ 120–63 гг. до н.э.], который был одержим изучением ядов. Этим правителем был Митридат VI, известный некоторым как Митридат Великий, один из самых непримиримых внешних врагов Рима. Митридат Понтийский мог проследить богатое культурное наследие, включавшее как персидскую, так и эллинскую традицию. Он правил могущественным королевством в северной Анатолии, сосредоточенным вокруг Черного моря и охватывающим части современной Турции, Армении и Азербайджана. Его власть распространялась даже на отдаленные греческие города Крыма, которые, кстати, были традиционным центром скифов.

Синяя бутылка с ядом, 1701–1935, коллекция Wellcome, Лондон.
Синяя бутылка с ядом, 1701–1935, коллекция Wellcome, Лондон.

История записала Митридата как высокообразованного и искушенного царя, говорившего на 22 языках. Им также руководила непреодолимая личная одержимость изучением ядов и их противоядий. Создав что-то вроде императорского отдела токсикологии, Митридат активно нанимал лучших врачей и естествоиспытателей своего времени, стремясь переманить знаменитых врачей даже из Рима. Назначая яды и токсины заключенным и осужденным, ясно, что этот король накопил массу проверенных знаний, о которых свидетельствуют несколько древних источников.

Говорят, что король сам принимал небольшие дополнительные дозы яда, и, по слухам, король обладал устойчивостью к нескольким ядам и токсинам; ему приписывают изобретение нескольких противоядий, носящих его имя. Хотя у нас не осталось никаких медицинских записей об этих открытиях, Плиний Старший сообщает нам, что Помпей Великий (римлянин, который в конечном итоге победил Митридата в войне) захватил многие из его медицинских записей и скопировал их на латынь:

«Эти меморандумы, которые он хранил в своем личном кабинете, попали в руки Помпея, когда он завладел царскими сокровищами; который сразу же поручил своему вольноотпущеннику, грамматику Ленею, перевести их на латинский язык: в результате его победа в равной степени способствовала благу республики и человечества в целом». [Плиний, Естественная история, 25.3]

Ранняя Веномика

Митридат VI Евпатор, царь Понта (120-63 гг. до н.э.), в стиле Геракла, I век до н.э., через Лувр, Париж.
Митридат VI Евпатор, царь Понта (120-63 гг. до н.э.), в стиле Геракла, I век до н.э., через Лувр, Париж.

Однако в другом отношении мы имеем еще более удивительный взгляд на работу Митридата и токсикологов, которых он нанимал. Мы знаем, что перед своим поражением Митридат получил тяжелые ранения в колено и под глаз после битвы с римлянами. Великий король был тяжело ранен, и мы знаем, что в течение многих дней его люди опасались за его жизнь. От историка Аппиана мы узнаем, что его спасение произошло следующим образом:

«Митридата вылечило агари, скифское племя, которое в качестве лекарства использовало змеиный яд. Некоторые из этого племени всегда сопровождали короля в качестве врачей». [Аппиан, Митридатова война, 13.88.]

В этой единственной строке мы узнаем нечто поистине удивительное. Мало того, что скифские целители практиковали использование змеиного яда, но, как заметила Адрианна Майор, такое применение яда, вероятно, будет первым зарегистрированным примером того, как целители использовали небольшое количество токсина для коагуляции раны, чтобы предотвратить кровотечение. Эта область науки настолько опередила свое время, что ее стали понимать только в наше время в рамках изучения современной «веномики»: активное использование змеиных токсинов, таких как кристаллизованный яд степной гадюки (Vipera ursinii), в современных лекарство.

Смертоносная степная гадюка, Vipera Ursinnii, Research Gate.
Смертоносная степная гадюка, Vipera Ursinnii, Research Gate.

Применение яда спасло Митридата от раны, но не смогло спасти его от римлян. Последняя ирония его жизни - Митридат, столкнувшись с полным поражением, не смог покончить с собой ядом и вместо этого был вынужден попросить своего охранника покончить с собой ударом меча. У богов всегда есть чувство юмора, и нужно быть осторожным в своих желаниях.

Конечно, если змеиный яд помог сохранить жизнь одному эллинскому царю (по крайней мере, на какое-то время), то на другого он мог оказать совершенно противоположный эффект.

Клеопатра: последняя царица Египта

Смерть Клеопатры, картина Рафаэля Саделера I по мотивам Гиллиса Куанье, 1575–1632 гг., Британский музей, Лондон.
Смерть Клеопатры, картина Рафаэля Саделера I по мотивам Гиллиса Куанье, 1575–1632 гг., Британский музей, Лондон.

Чуть более 30 лет спустя в Египте другой потомок великой эллинской родословной также боролся за свою жизнь против хищного и агрессивного Рима. Клеопатра, поистине знаковая фигура древней истории, сражалась против Рима в сложной серии войн. Будучи союзницей и любовницей Юлия Цезаря, а затем и его наместника Марка Антония (им следует снять фильм об этом), Клеопатра сыграла важную роль в римских гражданских войнах, последовавших за убийством Цезаря. Как могущественная женщина, последняя правительница своей династии Птолемеев и последняя независимая правительница древнейшей из древних цивилизаций — Египта. Клеопатра — одна из самых знаковых и судьбоносных фигур древней истории.

Есть только одно ключевое правило при вступлении в гражданскую войну в Риме в качестве иностранца: не становиться на проигравшую сторону. Клеопатра не поняла этого правильно, и к 31 г. до н.э. в великой морской битве при Акциуме ее силы были разбиты. Год спустя Октавиан [который вскоре станет Августом] вторгся в Египет и заставил своего возлюбленного Марка Антония покончить жизнь самоубийством. Октавиан также ожидал расплаты с египетской царицей, хотя нам говорят, что он спас бы ее для своего триумфа, если бы сохранил ей жизнь. По словам биографа Плутарха, Октавиан холодно встретился с Клеопатрой и сообщил ей о своем намерении отвезти ее и троих ее детей в Рим, хотя ни одна царица ее положения не могла позволить себе взять себя с триумфом.

Смерть Клеопатры работы Доменикино по мотивам Пьера Миньяра, 1820 год, Британский музей, Лондон.
Смерть Клеопатры работы Доменикино по мотивам Пьера Миньяра, 1820 год, Британский музей, Лондон.

В ходе одного из величайших актов личного сопротивления в истории Клеопатра с двумя сопровождающими, Ирасом и Хармионой, приказала доставить в ее комнату корзину с жирными инжирами. В корзинах лежали не только инжиры:

«Говорят, что аспида была принесена вместе с этими инжиром и листьями и спрятана под ними, поскольку таким образом Клеопатра отдала приказ, чтобы рептилия могла прикрепиться к ее телу так, чтобы она этого не заметила. Но когда она взяла немного инжира и увидела его, она сказала: «Вот он, видишь», и, обнажив руку, протянула его, чтобы откусить». [Плутарх, Жизнь Антония, 86.1]

Говорят, что Октавиан разозлился, но не из-за какого-то личного сострадания, а скорее из-за того, что его ограбили в час триумфа. Римский биограф Светоний добавляет:

«Клеопатру он с нетерпением желал сохранить для своего триумфа; и когда предполагалось, что ее насмерть укусила змея, он послал за Псиллиями, чтобы они попытались высосать яд. Он разрешил похоронить их вместе в одной могиле и приказал завершить мавзолей, начатый ими самими». [Светоний, Житие Августа, 17]

Только что наступил решающий переломный момент в римской истории. Последние соперники республиканских гражданских войн были побеждены, и с победой Октавиана, наследника Цезаря, возник новый имперский римский порядок.

Псиллы Африки

Иллюстрация египетской жерехи из Энциклопедии Чембера, 1865 год, Университет Южной Флориды, Тампс.
Иллюстрация египетской жерехи из Энциклопедии Чембера, 1865 год, Университет Южной Флориды, Тампс.

В заключение истории Клеопатры не следует упускать из виду упомянутую Псилли. Возможно, это были родственные Агари из Скифии Митридата, это были местные племена Африки, которые славились своими знаниями о ядовитых змеях, лечащих от их укусов. Хотя некоторые древние источники наделяли их противоядием от змеиного яда, другие источники полагали, что псилли овладели искусством высасывания яда из змеиных ран.

«Поэтому всякий, кто последует примеру Псиллиев и высосет рану, сам будет в безопасности и будет способствовать безопасности больного. Однако он должен заранее позаботиться о том, чтобы у него не было воспаленных мест на деснах, небе или других частях рта». [Цельс, Де Медицина, 5.27]

В более поздние времена термин Псилли использовался более широко, чем термины настоящего племени, и представлял собой общий ярлык, обозначающий целителей змей и заклинателей змей в целом.

Подозрительная смерть Германика Цезаря

Бюст Германика Цезаря, ок. 14–20 гг. н. э., Британский музей, Лондон.
Бюст Германика Цезаря, ок. 14–20 гг. н. э., Британский музей, Лондон.

Яды часто использовались для убийства ведущих фигур. Их преимущество в том, что их можно применять тайно, на расстоянии и, по крайней мере, с вероятностью, что они не вызовут возмездия. Более того, они могут даже остаться незамеченными, что представляет собой идеальное преступление. Рим, конечно, не был новичком в отравлениях, и значительные случаи отравлений упоминаются на протяжении республиканского и имперского периодов. Однако эти случаи по самой своей природе было трудно доказать. Историку с ними трудно справиться, особенно если рассматривать их через мутную призму неполной древней истории.

Германик Юлий Цезарь [15 г. до н. э. – 19 г. н. э.] был приемным сыном своего императорского дяди по отцовской линии, императора Тиберия (второго императора Рима). Несмотря на свою молодость, Германик добился заметного роста как на политических, так и на военных должностях. Будучи мужем Агриппины Старшей (внучки обожествленного Августа), Германик фактически был королевским принцем, который охватывал оба клана голубых кровей могущественных домов Юлиев и Клавдиев. Умный, способный, активный, обладающий способностями и ростом, Германик был любимцем жителей Рима. Типа легко популярного принца, который мог бы просто раздражать нос капризного и ревнивого дядюшки, такого как Тиберий.

«Смерть Германика», Николя Пуссен, 1627 год, Институт искусств Миннеаполиса.
«Смерть Германика», Николя Пуссен, 1627 год, Институт искусств Миннеаполиса.

Завоевав военную репутацию в Германии (отсюда и название), он в конце концов был отправлен в восточные провинции – место, где, как говорили, его держали в стороне. В свой последний год Германик пережил очень непростые отношения с наместником Сирии Гнеем Пизоном, близким и прямым назначенцем императора Тиберия. Между этими двумя мужчинами существовала явная враждебность, и Германик чувствовал, что Пизон приложил все усилия, чтобы помешать его правлению на Востоке; отменяя приказы и занимая враждебную позицию по отношению к самому его присутствию. Когда дело дошло до апогея, Германик внезапно заболел и, лежа на смертном одре, оставил древнюю историю без сомнений относительно того, что, по его мнению, было причиной его смерти:

«Даже если бы я умирал естественной смертью, — сказал он, — у меня была бы законная обида на богов за то, что они разлучили меня в этом юном возрасте с моими родителями, детьми и страной. Но именно злоба Пизона и Планчины отрезала меня». [Тацит, Анналы, 2.70]

Самый любимый сын Рима был отрезан в расцвете сил. Как ясно дают понять римские историки Тацит и Светоний, что-то пахло не так. Не из-за отсутствия подозреваемого они питали подобные сомнения. В конечном итоге Тацит отмечает, что не было доказательно ясно, был ли Германик отравлен или нет, хотя тот факт, что многие верили в это, был достаточно сильным, чтобы увидеть гибель Пизона - его жене Планцине было проявлено императорское милосердие.

Бюст Друза Младшего, I век нашей эры, Музей Прадо, Мадрид.
Бюст Друза Младшего, I век нашей эры, Музей Прадо, Мадрид.

Плиний Старший отмечает, что сердце Германика не сгорело на погребальном пирсе из-за использованного яда, но на это явление ссылались как обвинение, так и защита, чтобы указать на альтернативные версии. Общественное мнение сводилось к тому, что Пизон был добровольным агентом злобного Тиберия. Действуя по прямым письменным инструкциям, которые Тиберий позже получил от него, Пизон был лишен своей единственной реальной защиты.

Более масштабная история связана с кризисом династической преемственности, в ходе которого Тиберий отдал предпочтение своему естественному сыну Друзу, а не притязаниям своего более популярного приемного племянника Германика. Было проблематично, что Германик обладал одновременно родословной и популярностью, а это факторы, которые усугубляли зависть мстительного императора. Тиберий не стал рассматривать дело против Пизона лично, и в конечном итоге дело принял сенат. Однако Пизон обманул правосудие, покончив с собой до вынесения приговора. Он прыгнул или его толкнули? У римлян были свои подозрения. Все это было очень удобно, если верить, что Пизон действительно действовал по приказу императора. Если да, то его действительно «вывесили на просушку».

Это был весьма показательный, но в целом типичный пример предполагаемого римского отравления, типичный в том смысле, что выдвинутые подозрения, безусловно, могли быть правдой. Они, безусловно, были возможны и, возможно, даже вероятны. Но характерно и то, что факты были недостижимы и, конечно же, далеки от окончательных результатов.

Яд в древней истории: заключение

«Любовное зелье» с участием Локусты Галльской (известной отравительницы, действовавшей во времена правления императора Нерона), автор Эвелин Де Морган, 1903 год, Фонд Де Моргана, Лондон.
«Любовное зелье» с участием Локусты Галльской (известной отравительницы, действовавшей во времена правления императора Нерона), автор Эвелин Де Морган, 1903 год, Фонд Де Моргана, Лондон.

Как мы видим, яды играли роль во многих цивилизациях, и их использование так же старо, как и сами холмы. Мы видим, что применение яда в войне, убийстве, медицине и охоте было разнообразным и часто удивительным. Глядя на историю через призму «яда», мы соприкасаемся с такими разнообразными темами, как закон и порядок, преступность, правосудие, смерть, самоубийство, политика, война и многое другое.

Хотя мы можем быть склонны рассматривать сам термин «яд» как несущий негативный смысл, мы должны помнить, что его развитие привело к положительному применению, например, при использовании в противоядиях, лекарствах, а также для гуманной и одобренной эвтаназии.

Хотя источники древней истории скудны в научных деталях, ясно, что многие древние общества работали с ядами и токсинами на протяжении многих тысячелетий. Как и в случае с современными племенами, нет оснований предполагать, что древние не обладали подробными народными знаниями и традициями, которые позволили использовать яды на протяжении всей истории человечества.

Все эти примеры только с малого клочка Европы, а самый главный материк имеет таких примеров бесконечное число...

Будет ли интересно почитать о дворцовых интригах древнего Китая, история которого длится тысячи лет?

Статьи публикуются ежедневно! Если вам понравилась статья, ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на канал!
#history #story #история #рассказы #интриги #отравления