"Человеку хочется понимать мир, в котором он живет. А значит всё неизвестное должно получить какое-то непротиворечивое и логичное объяснение. Потому что жить рядом с непознанным и неизвестным страшно. Как будто стоишь перед темной комнатой, в которой может скрываться как сокровище, так и нечто ужасное. Конечно, можно взять фонарь или факел и войти в темную комнату, чтобы избавиться от страха неизвестности. Но что делать, если это невозможно? Такой интеллектуальной темной комнатой для человечества является его отдаленное прошлое и будущее: как появился мир, откуда взялся человек, а также объяснение собственного бытия. Смерть — это исчезновение или переход, в чем смысл жизни человека? Есть и другие вопросы, иногда именуемые «проклятыми» из-за того, что они не поддаются разрешению, но разрешения требуют.
Не зная наверняка, что находится в темноте неведомого, люди, тем не менее, находили приемлемые объяснения. Всегда. Так рождались мифы. Некоторые из них сохранились и продолжают жить и сегодня. Какие-то исчезли. Какие-то появились совсем недавно.
Движимые страстью к познанию, люди многое узнали со временем. Многое, но не всё! Проблема в том, что до каких-то уголков темной комнаты все еще невозможно добраться. Безусловно, когда-нибудь человек, возможно, сможет ответить если не на все, то, по крайней мере, на многие вопросы, которые сегодня всё еще скрыты тьмой неизвестности.
За объяснение мироустройства во многих обществах издревле отвечала религия. Впрочем, могли возникать и народные мифы, передававшиеся из уст в уста. Мифотворчество недаром имеет один корень с творчеством. Другое дело, что объяснения часто оказывались далеки от объективной реальности.
Сегодня объяснением мироустройства занимается наука. И научное сообщество к делу изучения окружающего мира подходит скрупулёзно и методично. Много мифов развенчано, накоплен огромный багаж знаний. Но всё ещё остаются тёмные места. А может быть освещена знанием лишь мизерная часть «тёмной комнаты» непознанного.
И то, что наука пока не знает, она стремится объяснить при помощи гипотез и теорий, которые по сути своей являются своеобразным аналогом древних мифов.
Нам, конечно, скажут, что гипотеза — это предположение, тогда как теория — это то, что доказано, как будто бы научная теория является бесспорным знанием. Однако это лукавство, поскольку теория с течением времени может быть опровергнута. В этом и заключается критерий научности, названный «принципом Поппера». Теория считается научной, если существует возможность её опровержения на основе данных, полученных опытным путём. Если теория не может быть опровергнута, то это уже догма.
И очень странно видеть, как апологеты научного миропредставления с интеллектуальной пеной у рта защищают теории Большого взрыва и эволюции так, как будто бы это религиозная догма.
Всё, что маркируется словом «теория» в научном объяснении мироустройства, является частью современного научного мифа, который со временем неизбежно изменится. Что-то станет достоверно известно и будет заменено знанием. А что-то будет отброшено, как были отброшены «эфир» и «теплород» или кеплеровская модель небесных сфер. Ученые, исследующие темную комнаты неизвестности, прекрасно это понимают. Тогда как «верующим», принимающим научный миф за абсолютную истину, кажется, что написанное в учебниках является знанием, которое будет со временем лишь дополняться и ни в коем случае не может быть отвергнуто как ошибочное. «Паства» научного «оракула» не приемлет всего лишь даже предположения такой возможности. Только попробуйте заявить, что теория Большого взрыва или эволюции со временем может быть отброшена как ошибочная, и вы узнаете, что такое нетерпимость и фанатизм. Потому что новый миф, объясняющий мироустройство, многие воспринимают как догму, а не как научное знание. А между тем достаточно посмотреть на то, как изменялось научное миропредставление с течением времени, чтобы понять, что через несколько сотен лет научная картина мира будет отличаться от сегодняшней так же сильно, как современные представления отличаются от взглядов древних греков.
Объяснением мироустройство занялась наука. Свет разума победил, и религии больше не нужны? Мыслители и философы XVII-XVIII веков, получившие именование просветителей, именно так и думали. Этот период называют эпохой Просвещения. Просветители полагали, что можно всё понять и объяснить, не прибегая к религиозным догмам и священным книгам.
И тут выяснилось, что, отринув прежние догматы, нужно заново определить, что есть хорошо и что плохо, что есть добро, а что есть зло. Нужна новая, не зависящая от церковных догм, мораль. И ее формированием занялась идеология — «религия разума».
И тут-то начались сложности. Появились разночтения, и «религия разума» раскололась на несколько «конфессий» — либерализм, коммунизм и нацизм. И эти новые гуманистические «религии», полагающие собственное понимание «правды» единственно верным, ринулись выяснять между собой отношения.ХХ век стал веком первых идеологических войн, пришедших на смену войнам религиозным. Нацизм, либерализм и коммунизм схлестнулись в смертельной схватке мировой войны. А сразу за ней последовала холодная война между коммунизмом и либерализмом, в которой была применена новая тактика и новые методы борьбы, позволившие либерализму победить противника без бомбардировок и танковых атак.
Победил либерализм. И уже не религия, а либеральная идеология определяет, что морально, а что аморально, что хорошо, а что плохо. И что мы видим? В школах детям говорят: «Вы сегодня можете решить, кто хочет быть мальчиком, а кто девочкой. А если кто-то решит, что он собачка — коврик и миска в углу» (и это не анекдот и не преувеличение). В либеральной парадигме — это абсолютно нормально. Либеральная мораль допускает всё, что по согласию. В итоге гетеросексуалов скоро доведут до того, что они станут скрывать свою ориентацию. А по улицам городов будут ходить гендернонейтральные бесполые существа. Снижение интеллектуального уровня, потеря ориентиров, гедонизм, эгоизм и толерантность к любым проявлениям телесного и душевного разврата — всё это считается приемлемым и даже неизбежным в обществе с либеральной идеологией!
Но все еще пока абсолютный разгул страстей и порока сдерживается традицией, уходящей корнями в христианское прошлое Западного мира. Но она истончается, уходит, теряется.
И это неизбежный процесс, который в либеральной среде изменить не получится. Будет становиться только хуже. И поборникам «религии разума» нужно четко это осознать. Идеология не смогла породить жизнеспособную мораль, которая удержала бы человечество от скатывания в бездну разложения. Коммунизм оказался слабее либерализма. Нацизм — очевидное зло. А либерализм ведет к деградации и гибели. Но и возврат к теизму на глобальном уровне по многим причинам уже невозможен, прежде всего из-за несовместимости религиозного и научного миропредставления. Невозможно строить общество на религиозных догматах, а в школах преподавать теорию самозарождения жизни и говорить, что Вселенная произошла в результате Взрыва. Это было бы похоже на социальную шизофрению. Это не значит, что научная и религиозная позиции никогда не совпадут. Научный миф меняется. И, продвигаясь в темной комнате незнания, наука однажды может оказаться у «дверей приемной» Бога. В теории это возможно. Но пока научный миф атеистичен, возврат к теизму не произойдет.
Одним из возможных выходов является создание новой идеологии, которая взяла бы лучшее от всех и сохраняла бы показавшую с лучшей стороны мораль, проверенную временем, — мораль любви. И эта книга посвящена поиску и формулированию идеологии, на принципах которой человечество сможет жить и развиваться, восходить к новым духовным высотам. Высотам любви. Ибо духовность есть ни что иное, как развитие качеств любви: человеколюбия, альтруизма, терпения, прощения, служения ближнему, самопожертвования, милосердия. И никакого иного или скрытого смысла в духовности нет.
Мы хотим жить. И не просто существовать в ежедневной борьбе за пищу и необходимые для жизни блага, а жить в любви, счастье и радости. Жить и развиваться, дарить любовь, уважение и тепло людям, получая любовь, уважение в ответ. И не потому, что принадлежишь к узкому кругу избранных, а просто по праву рождения, потому что являешься человеком. И это естественное желание. Но главное – в этом нет ничего невозможного. В теории такое общество может быть построено. А потому именно это может и должно стать достойной целью для тех, кто думает о будущем.
В данной книге мы с вами попробуем разобраться в том, как устроено общество, как и почему возникла идеология. Мы разберем основные гуманистические идеологии: либерализм, нацизм и коммунизм, чтобы понять, в чем их слабые места, почему ни один из путей не годится, и какой должна быть новая идеология, идеология любви и служения ближнему, идеология альтруизма.
Изменение мира необходимо начинать с изменения себя. Но также важно иметь план действия, нечто вроде дорожной карты, следуя которой можно будет изменить общество к лучшему. И только от нас зависит: станет ли мечта преображения мира реальностью – хотя бы в отдаленном будущем, или мир продолжит катиться в бездну расчеловечивания, куда его толкают силы, которые можно без всякой мистификации назвать силами зла".
02 07 2025
Александр Смирнов. Идеология Любви. Вступление.
Друзья. Это фрагмент книги. Долго думал над названием. Решил пока остановиться на этом "Идеология любви" (возможно изменю в дальнейшем). Текст вам может показаться знакомым, если вы читали две предыдущие статьи на канале. Я решил из них сделать вступительную часть.
ОЦЕНИТЕ СТАТЬЮ. ПОДПИШИТЕСЬ, ЧТОБЫ БЫТЬ НА СВЯЗИ.