Найти в Дзене
Внутри России

Русская деревня в 1960-80-е годы. Глава 3.8. Часть 9. Демографические изменения, семейный кризис (продолжение).

Темп естественного прироста ежегодно падал, хотя еще и оставался положительным: с 1960-1969 гг., он упал на 39%, что было связано с «эхом войны» (малочисленность поколений в военные годы) и снижением рождаемости. Прирост населения РСФСР в эти годы происходил в основном за счет снижения смертности, особенно младенческой, что было связано, прежде всего, с эффективной борьбой с инфекционными, паразитарными и детскими заболеваниями путем тотальной вакцинации и массовым применением антибиотиков. Однако, с 1970-х гг., на первое место в СССР вышли заболевания эндогенного характера – сердечно-сосудистые, онкологические и др. Такие заболевания лечить и предупреждать оказалось заметно сложнее и затратнее. По этой причине с конца 1970-х смертность снова начала расти. В этот период отмечалось все большее отставание советской медицины от передовых стран. [209, 1022]

-2
1022. Поплаухин В.Е., Латов Ю.В. Смена моделей воспроизводства населения в России ХХ в. Подходы к объяснению современной российской депопуляции. Историко-экономические исследования. 2009. Т. 10. № 2. С.63-99.
1022. Поплаухин В.Е., Латов Ю.В. Смена моделей воспроизводства населения в России ХХ в. Подходы к объяснению современной российской депопуляции. Историко-экономические исследования. 2009. Т. 10. № 2. С.63-99.

Таким образом, в относительно благополучный период происходило накопление негативных демографических факторов. Наступление естественной убыли населения было делом времени. Крах СССР не был причиной этой убыли, хотя и усилил депопуляцию. Статистические исследования это убедительно доказывают. Суммарный коэффициент рождаемости снижался еще с 1960-х, причем величина снижения была приблизительно одинаковой – 0,5 единиц, что в спокойный 1960 год, что в кризисный 1990-й [1022]. Демографический переход, характерный для развитых стран, в России совпал с кризисом 1990-х. «Русский крест» (пересечение траектории показателей снижающейся рождаемости и растущей смертности) не является чем-то специфическим, только нашей русской трагедией. Схожий сценарий происходил в Болгарии, Эстонии, Венгрии и т.д. Причем «Венгерский крест», как и в других странах, был сформирован в условиях экономического подъема, а не кризиса. [1035]. Этот же переход теперь можно наблюдать в Китае, Латинской Америке, арабских странах и т.д. Многие демографы предполагают, что после 2050 года в целом в мире может начаться депопуляция и сокращение численности населения Земли.

1022. Поплаухин В.Е., Латов Ю.В. Смена моделей воспроизводства населения в России ХХ в. Подходы к объяснению современной российской депопуляции. Историко-экономические исследования. 2009. Т. 10. № 2. С.63-99.
1022. Поплаухин В.Е., Латов Ю.В. Смена моделей воспроизводства населения в России ХХ в. Подходы к объяснению современной российской депопуляции. Историко-экономические исследования. 2009. Т. 10. № 2. С.63-99.

Другое дело – смертность, которая резко возросла в развал 1990-х. Так, в 1994 г. число умерших по сравнению с 1990 г. увеличилось на 580 тыс. человек или на 26% [1410]. Отметим, однако, что в деревне эти негативные демографические процессы приняли более трагичный характер, т.к. на фоне снижающейся рождаемости, соответствующей городскому типу, смертность на селе была гораздо выше, что было связано с более тяжелыми условиями жизни. Так, в 1991 году смертность трудоспособных мужчин на селе была выше на 11%, чем в городе, женщин – на 17% [1036].

1022. Поплаухин В.Е., Латов Ю.В. Смена моделей воспроизводства населения в России ХХ в. Подходы к объяснению современной российской депопуляции. Историко-экономические исследования. 2009. Т. 10. № 2. С.63-99.
1022. Поплаухин В.Е., Латов Ю.В. Смена моделей воспроизводства населения в России ХХ в. Подходы к объяснению современной российской депопуляции. Историко-экономические исследования. 2009. Т. 10. № 2. С.63-99.

Политика государства, которая была направленна на социальную поддержку многодетным семьям, охрану материнства и детства и на другие позитивные моменты, не смогла переломить общую тенденцию к снижению рождаемости населения урбанизированных территорий. Более того, в этой политике сказалась вся пагубность национальной стратегии СССР. Власть не решилась помогать отдельно исчезающим народам РСФСР, прежде всего русским, т.к. это противоречило всей политики укрепления и поддержания национальных республик страны. РСФСР, и в первую очередь, именно русское население до самого 1991 года не переставало быть донором для остальных дотационных республик союза. Львиная доля ВВП РСФСР (по сведениям председателя совета министров СССР 1985-1991 гг. Николая Рыжкова до двух третей) уходила в соседние республики [1037]. К этому еще стоит добавить помощь всяческим зарубежным «друзьям» и соцстранам, которые решили строить у себя коммунизм. В итоге социальная помощь многодетным семьям стимулировала рождаемость только в неразвитых регионах страны с преимущественно нерусским населением: в среднеазиатских и кавказских республиках, а также в подобных регионах внутри самой РСФСР. Если в 1960 г. на БССР, РСФСР и УССР приходилось 68,9% естественного прироста, на республики Закавказья - 7,3%, Среднюю Азию и Казахстан — 20,4%, то в 1980 г. эти показатели составили, соответственно, 43,1%, 10% и 43,8% [1411].

1022. Поплаухин В.Е., Латов Ю.В. Смена моделей воспроизводства населения в России ХХ в. Подходы к объяснению современной российской депопуляции. Историко-экономические исследования. 2009. Т. 10. № 2. С.63-99.
1022. Поплаухин В.Е., Латов Ю.В. Смена моделей воспроизводства населения в России ХХ в. Подходы к объяснению современной российской депопуляции. Историко-экономические исследования. 2009. Т. 10. № 2. С.63-99.

Из-за демографических проблем на селе стала постепенно меняться и миграционная политика, которой с 1949 года ведало специально созданное Главное переселенческое управление при Совете Министров СССР. Последняя заметная массовая миграция русских из РСФСР в другие республики была осуществлена при Хрущеве в рамках программы освоения целины. Начиная с 1960-х гг., когда в РСФСР начался демографический переход, характеризующийся заметным снижением рождаемости, вектор внутренней миграции безвозвратно изменился: теперь РСФСР нуждался в трудовых ресурсах, особенно на селе, в первую очередь в Сибири и на Дальнем Востоке. Поначалу, трудовые ресурсы обеспечивались в основном за счет граждан УССР и БССР, которые имели избыток рабочей силы. Эти мигранты не несли угроз коренному населению, т.к. в социокультурном отношении были близки к русским и легко ассимилировались. [1412]

Рыбаковский Л.Л., Савинков В.И., Кожевникова Н.И. Особенности демографического развития России: прошлое, настоящее, будущее. Социально-трудовые исследования. 2021;43(2):8-18.
Рыбаковский Л.Л., Савинков В.И., Кожевникова Н.И. Особенности демографического развития России: прошлое, настоящее, будущее. Социально-трудовые исследования. 2021;43(2):8-18.

Но с течением времени и усугублением демографических проблем к переселению стали привлекаться и иные республики СССР: С 1977 г. - Молдова, с 1981 г. - Киргизская ССР, с 1982 г. — Азербайджанская ССР, Узбекская ССР, Туркменская ССР, с 1983 г. — Таджикская ССР и Армянская ССР. «Если в 1967—1982 гг. представители союзных республик направлялись исключительно в Амурскую и Читинскую области, Хабаровский и Приморский края, то с 1983 г. эта монополия была утрачена: к областям-реципиентам стали относится Ивановская и Томская области, с 1986 г. — Волгоградская, а с 1987 г. — и другие административно-территориальные единицы, людской потенциал сельской местности которых в условиях демографического перехода резко сократился» [цитата по 1412]. Что и говорить, из Средней Азии мигранты стали переселяться даже в такие, казалось бы, благополучные черноземные области, как Воронежская [1413]. В 1987 году в Волгоградскую область переселилось 325 узбекских семей, в Ивановскую область – 1068 узбекских семей, в Псковскую область – 90 узбекских семей, в Рязанскую область – 30 киргизских и 204 узбекских семьи и т.д. Всего за 1967— 1988 гг. в аграрный сектор России было привлечено в общей сложности 273 758 семей-мигрантов. [1412, 1414]

1412. Пискунов С.А. Демографический потенциал союзных республик в реализации политики сельскохозяйственного переселения на территории РСФСР (вторая половина 40-х - 80-е гг. XX в.). Преподаватель ХХI век. Фундаментальная наука ВУЗам. История и археология. 2/2014. С. 270-281.
1412. Пискунов С.А. Демографический потенциал союзных республик в реализации политики сельскохозяйственного переселения на территории РСФСР (вторая половина 40-х - 80-е гг. XX в.). Преподаватель ХХI век. Фундаментальная наука ВУЗам. История и археология. 2/2014. С. 270-281.

После развала СССР эти тенденции были на время прерваны из-за полномасштабного кризиса во всех сферах жизни. Миграционная политика практически не контролировалась. Антирусские настроения в бывших советских республиках, экономический коллапс, а также вспыхнувшие войны на постсоветском пространстве, способствовали миграции русского населения в Россию. Но позже, начиная с нулевых, когда демографический потенциал русских мигрантов из бывших советских республик был исчерпан, снова вспомнили о советских переселенческих программах, и в стране снова обозначилась проблема замещения коренного русского населения культурно чуждыми мигрантами. Но об этом позже.

Научно-технический прогресс совершил демографическую революцию в обществе. В экономическом отношении социальное государственное обеспечение освобождало человека от заботы в старости, который при малом количестве детей в традиционном обществе оказывался в нищете. Хотя надо оговориться, что в русском крестьянском мире заботу к старикам проявляли не только дети, но любые ближайшие родственники, а также кумовья, крестники или просто соседи. Поэтому, кстати, на ряду со снижением рождаемости, в индустриальном обществе терялись еще и родственные связи. Получалось что государство компенсировало человеку все привилегии традиционного общества, фактически брало на себя функции семьи. Воспроизводство детей больше не считалось главной формой самореализации для женщин. Это приводило человека к зависимости от социальных благ, одиночеству и серьезным психологическим проблемам. Сам человек отучался проявлять заботу, искренность и любовь к ближним. Несмотря на навязывание коллективистской идеологии, общество все больше атомизировалось, разделялось внутри. Естественная традиционная общность, основанная на семейных и родственных связях, заменялась товарищеской: на месте работы, учебы, службы в армии, что было утопично, т.к. человек не мог получать в рабочем коллективе те же эмоции, что в кругу семьи.

Колхоз «Нива» Вологодского округа Северного края. Детский сад. 1930-е гг. Фото из открытых источников.
Колхоз «Нива» Вологодского округа Северного края. Детский сад. 1930-е гг. Фото из открытых источников.

Именно в эти годы было сформировано новое отношение к многодетным семьям. Многодетность больше не воспринималась обществом, как признак благополучия и успешной самореализации, а скорее ассоциировалась с более низким уровнем жизни, нищетой и невежеством, что вызывало презрение. Тогда-то и возникла расхожая фраза: «плодить нищету». Криком души оказался фильм 1980 года «Однажды двадцать лет спустя», где было весьма красноречиво показано отношение советского общества к многодетности. Отметим, справедливости ради, что материальное положение многодетных в СССР действительно было намного хуже бездетных или малодетных семей. Например, по исследованиям колхозных семей РСФСР 1960 г. душевой доход различался у таких семей в 15 раз. В сущности экономическая система того времени делала невыгодной многодетность, что резко отличало ее от дореволюционного аграрного типа хозяйствования, где зажиточность часто сопровождалась многодетностью. [1352]

Не лучше обстояло дело с самими детьми. Советские социологи отмечали, что несмотря на малое количество детей в семье, они часто недополучали родительского внимания. Казенные дома также не могли создать детям здоровую теплую семейную атмосферу. Странно было бы надеяться, что воспитатель, у которого в группе несколько десятков детей, каждому уделял достаточно времени и внимания. Устранение глубокой психологической близости с родителями, особенно с матерью, приводило детей к искажению личности, которая формировалась в нездоровой и противоестественной обстановке. Известный советский профессор психологии Бодалев А.А. писал по этому поводу: «Дети, которые воспитываются в детских учреждениях, характеризуются низким интеллектом (особенно невербальным), эмоциональной незрелостью, расторможенностью, «прилипчивостью», а также отсутствием избирательности в контактах со взрослыми (быстро привязываются и быстро отвыкают). Часто они агрессивны по отношению к сверстникам, но лишены социальной инициативности» [цитата по 1038].

Это при том, что в Советском союзе была создана целая система детского воспитания. Страна предпринимала огромные усилия для формирования полноценной личности. Не только национальным достоянием, но я бы сказал мировым наследием стала советская мультипликация и кинематограф. Ежегодно выходили десятки детских фильмов и мультфильмов, отличающихся хорошим качеством и высокой моралью. Тоже происходило и в литературе. Детская литература в СССР достигла невиданных успехов, ее плодами Россия пользуется до сих пор. При чем это касалось не только отечественных авторов, постоянно переводились и адаптировались литературные произведения иностранных писателей. Все самое лучшее и светлое было брошено на воспитание молодого поколения. Возможно, этот аспект был самым позитивным в деятельности СССР, ни до, ни после него ничего подобного не существовало. И все же, даже такая положительная деятельность не спасла институт семьи. Статистика неумолимо говорила об обратном. Традиционные взаимоотношения в семье, основанные на любви, заботе и внимании, невозможно было заменить никакими государственными учреждениями. Ни один педагог не мог дать детям то, что должны были давать мать и отец.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Семья – это бесценная цивилизационная единица, обладающая уникальными свойствами. Во-первых, семья обладает свойством бесконечности (как в плане отдельного человека с его бессмертной душой, так и в плане произведения новых поколений). Во-вторых, семья воздействует на формирование личности. Нужно признать тот факт, что личность закладывается еще в утробе матери, и ее становление продолжается в рамках внутрисемейных отношений. В-третьих, семья – является минимальным полноценным носителем той культуры, к которой она принадлежит. Значит, она же является ее хранителем и передатчиком для следующих поколений, которые она производит.

Поэтому разрушение семейных ценностей приводит к уничтожению целых цивилизаций. История дает такие примеры. Вспомним, древний Рим, где накануне падения империи, отмечалось резкое снижение рождаемости, на фоне распространения проституции, нетрадиционных половых связей и абортов. Так, в Александрии, которая похвалялась своим многолюдьем, епископ Дионисий насчитал в 250 году половину от прежнего населения. Он со скорбью говорил о преуменьшении и неизбывном исчезновении человеческого рода. «Лишь варвары и восточные народы, как внутри империи, так и за ее пределами, становились все многочисленнее» [цитата по 1039]. О нравственном падении писали многие известные современники: Публий Овидий, Марк Марциал, Ювенал и др. Наверное, самым известным является высказывание апостола Павла, который сам являлся римским гражданином: «Бог отдал их в жертву позорным страстям потому, что женщины изменили природный способ сношения с мужчиной другим, который противен природе. Равным образом и мужчины отказались от естественного способа сношения с женщиной и воспылали порочной страстью друг к другу» (Послание к Римлянам 1:26-27).

Продолжение следует.

С предыдущей частью главы 3.8 можно ознакомиться здесь:

С предыдущими разделами книги можно ознакомиться в подборке.