Найти в Дзене
Тех Лаб

Зачем в СССР делали огромные автокраны.

В современном мире встреча с пятиосным автокраном уже считается редким событием. Трудно даже представить себе машины, существовавшие в СССР, — гиганты с восьмью осями, способные поднять за один подъём сразу четыре загруженных товарных вагона, или, например, целый танк. Именно такие машины, воплощающие в себе инженерную мощь советской эпохи, были созданы на территории Советского Союза.

Вершиной этого инженерного искусства стал автокран КС-10471, появившийся на свет в 1985 году. Этот колосс на восьми осях весил невероятные 142 тонны, а его грузоподъёмность достигала поразительных 250 тонн. Удивительно, но несмотря на свои огромные габариты, машина обладала относительной манёвренностью. Секрет заключался в переломной раме и четырёх поворачивающихся колёсах, что позволяло ему разворачиваться в пределах всего 16-20 метров.

-2

Однако стоит отметить, что 250-тонный КС-10471 был единственным в своём роде, как и его 160-тонный "младший брат" КС-9471 на четырнадцати колёсах. Более скромные модели, 40- и 63-тонные автокраны, выпускались серийно. Эти уникальные машины – плод напряжённого труда конструкторов Головного специального конструкторского бюро по конструированию тяжёлых кранов (ГСКБ ТК) при «Заводе им. Январского восстания» в Одессе, созданные в 70-х и начале 80-х годов прошлого века.

-3

Возникает закономерный вопрос: зачем одесским инженерам понадобились столь мощные краны, способные одновременно поднимать три-четыре гружёных вагона? Ответ кроется в масштабной программе модернизации советской промышленности, стартовавшей в 70-х годах. К тому времени СССР ощущал заметное отставание от западных стран. Многие промышленные предприятия работали на оборудовании ещё с времён первой пятилетки, не претерпевая значительной модернизации. Темпы и масштабы новых строек резко возросли, требуя крайне мощных подъёмных механизмов, которых попросту не существовало в СССР в достаточном количестве. Автокраны обладали неоспоримым преимуществом перед стационарными башенными или гусеничными кранами – мобильностью. Их легко переместить с одного объекта на другой, что значительно ускоряло строительные процессы и повышало эффективность работ.

-4

Однако, в то время в СССР производились лишь небольшие автокраны с ограниченными характеристиками: недостаточной высотой подъёма груза и малым вылетом стрелы, что существенно ограничивало возможности строительных площадок. Поэтому потребность в мощных, мобильных автокранах была крайне высока. КС-10471 и его "собратья" стали ответом на этот вызов, демонстрируя высочайший уровень советской инженерной мысли и способность создавать машины не имеющие аналогов в мире. Они стали символом эпохи грандиозных строек и амбициозных проектов Советского Союза.

-5

Их создание требовало не только инженерного гения, но и колоссальных материальных и человеческих ресурсов, что подчёркивает масштабность задачи, стоящей перед советской промышленностью. Эти машины стали настоящими легендами, воплотившими в себе мощь и амбиции целой страны. Даже сегодня, в эпоху современных технологий, их параметры вызывают восхищение и уважение к таланту советских инженеров и рабочих.

-6