Найти в Дзене
О Москве нескучно

Ж/д станция Плющево в Москве: откуда такое странное название

Оглавление

Когда и зачем здесь появилась железнодорожная платформа? Как она именовалась изначально? Почему в советское время станция получила такое странное название? Правда ли, что здесь аж до 2019 года не было турникетов? А также - как Плющево менялось на протяжении десятилетий? И как платформа стала выглядеть после того, как вошла в состав МЦД-3? Об этом и не только расскажу сегодня.

Удобная дорога

Ж/д платформа* Плющево находится на Казанском направлении. Располагается между станциями Перово и Вешняки. Сейчас весь этот участок входит в состав МЦД-3. Скорее всего, те, кто этой линией не пользуются, о таком остановочном пункте могли даже не слышать. Тем не менее, история его довольно любопытна. Особенно та часть, которая касается названия. Но про это мы поговорим немного позже. А пока перенесёмся во вторую половину 19 века.

Платформа Плющево (МЦД-3) на современной карте Москвы. Яндекс.Карты. *в статье использую все термины: и платформа, и остановочный пункт, и станция. Знаю, что это разные понятия с точки зрения ж/д терминологии. Употребляю их в одном тексте исключительно для удобства и разнообразия.
Платформа Плющево (МЦД-3) на современной карте Москвы. Яндекс.Карты. *в статье использую все термины: и платформа, и остановочный пункт, и станция. Знаю, что это разные понятия с точки зрения ж/д терминологии. Употребляю их в одном тексте исключительно для удобства и разнообразия.

Изначально, когда в 1862-м здесь проложили железную дорогу, платформы Плющево не было. Появилась она только спустя 32 года под названием "Шереметевская". Всё потому, что рядом находилось Кусково, которое принадлежало представителям этой известной фамилии. Соорудили новый остановочный пункт, потому что недалеко располагался дачный посёлок. На картах дореволюционного времени, к сожалению, его не обозначали. Если посмотреть уже советские планы, то поселение раскинулось по обеим сторонам от железной дороги.

Жители посёлка в 1903 году на свои деньги возвели около железнодорожной платформы деревянную церковь Преподобного Сергия Радонежского. До нашего времени она не сохранилась. Её снесли в 1930-х годах. На месте храма потом появился стадион "Фрезер". Историки считают, что сооружали его прямо там, где раньше находилось церковное кладбище.

Откуда здесь плющ

После установления советской власти дачный посёлок продолжал существовать. К 1930 году он уже занимал немалое пространство по обеим сторонам железной дороги. В общей сложности здесь тогда насчитывалось 400 домов. Тут имелись водопровод, электричество и телефонная связь. Также работала школа-семилетка и три магазина. В тёплое время года в дачном посёлке действовало множество палаток. Там крестьяне из окрестных деревень торговали своей продукцией. Ну и не так далеко находились Перово и Кусково. Довольно крупные населённые пункты для того времени.

Название "Шереметевская" просуществовало до 1930 года. После платформу, а вместе с ней и дачный посёлок, переименовали в Плющево. Кажется, взялось оно словно из ниоткуда. Да и никакой связи с растительностью здесь не было. Название дали в честь конкретного человека. А именно - Павла Карповича Плющева. Он являлся активным участником революционных событий 1917 года. Кроме того, через несколько месяцев занял должность председателя военно-революционного комитета Московско-Казанской железной дороги.

П.К. Плющев. Фото отсюда: https://ru.wikipedia.org
П.К. Плющев. Фото отсюда: https://ru.wikipedia.org

Также Плющев был участником Гражданской войны на восточном направлении. В 1920 году он получил ранение и был отправлен домой, в Перово. Там он прожил совсем не долго. Через несколько месяцев Плющев заболел брюшным тифом и умер. Почему-то назвать платформу и дачный посёлок в честь его фамилии решили только через 10 лет после этого события.

Часть линии цвета папайи

Дачный посёлок существовал довольно долго. Например, его остатки можно увидеть на карте Москвы 1968 года. Но в целом эту территорию начали застраивать типовыми жилыми домами ещё где-то в середине этого десятилетия. Таким образом, платформа Плющево по-прежнему соединяла центр Москвы с посёлком. Просто он приобрёл другой более масштабный облик. По другую сторону от железной дороги располагался "Кусковский" лесопарк.

Десятилетиями платформа существовала в неизменном виде. Лишь в 2000-х провели её реконструкцию, чтобы всё соответствовало единому облику Казанского направления в зелёных тонах. Интересно, что вплоть до 2019 года на станции Плющево не было турникетов. Единственная касса располагалась на платформе в сторону вокзала. Спустя пару лет стало понятно, что вскоре остановочный пункт будет частью МЦД-3. Конечно же, потребовалась ещё одна реконструкция. Её завершили летом 2023 года.

Обновили сами платформы, нанесли там разметку. Также установили другие лавочки и переделали навигацию. Оказывается, у оранжевого цвета, который используют в оформлении МЦД-3, есть официальное название. Это "папайя". В целом сейчас Плющево довольно востребованная станция. Во-первых, рядом находятся жилые кварталы Рязанского района. Во-вторых, "Кусковский" лесопарк с разными спортивными площадками.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!