В мире железнодорожного транспорта много удивительных и необычных решений. Одной из наиболее странных и в то же время необычных идей стали аэровагоны — транспортные средства, работающие на основе тяги воздушного винта. Несмотря на свою оригинальность, аэровагоны так и не смогли найти широкого применения. Давайте погрузимся в эту увлекательную историю.
Аэровагон представляет собой частный случай автомотрисы, привлекающего внимание своим способом движения. Если традиционные поезда приводятся в движение дизельными или электрическими двигателями, то аэровагон использует воздушный винт. Первые попытки создания этого чудесного транспорта были предприняты в 10-30-е годы XX века. Одной из первых моделей аэровагонов стала аэродрезина, сконструированная в 1917 году в Германии. Она была с пропеллером и могла развивать скорость до 100 км/ч. К сожалению, изображения этой машины не сохранились, но ее технические особенности дают понять, что это был смелый шаг вперед.
В 1921 году российский инженер-самоучка Валериан Абаковский построил аэровагон, напоминающий дрезину с обтекаемым кузовом и аэродинамическими формами. Оснащенная авиационным двигателем и двухлопастным винтом, эта модель могла развивать скорость до 140 км/ч. Однако высокая скорость сопровождалась ужасным шумом, что уже ставило под сомнение возможность комфортного передвижения для пассажиров.
Испытательная поездка, в которой участвовали партийные деятели и иностранные коммунисты, прошла от Москвы до Тулы. Хотя первое путешествие прошло успешно, возвращаясь, аэровагон сошел с рельсов и упал. В результате трагедии погибло шесть человек, включая самого конструктора Абаковского. Официальная версия происшествия связала аварию с плохим состоянием железнодорожных путей.
Успехи в разработке аэровагонов продолжились в 30-х годах, когда инженер Франц Кукенберг создал рельсовой цеппелин, который по своему обличию напоминал дирижабль. Это транспортное средство вмещало 40 пассажиров и имело мощный авиационный двигатель мощностью 600 л.с. 21 июня 1931 года цеппелин установил мировой рекорд скорости среди железнодорожного транспорта — 230,2 км/ч. Этот рекорд был побит только в 1954 году французским электровозом CC 7121.
Несмотря на все достижения, аэровагоны не прижились по нескольким причинам:
- Ужасный шум: работающие пропеллеры создавали громкий шум, что делало поездки некомфортными.
- Опасность открытого винта: это создавало угрозу для безопасности на переполненных платформах.
- Прицепные вагоны: проблемы с присоединением дополнительных вагонов ограничивали их функциональность.
- Нехватка тяги: необходимость преодолевать наклоны на рельсах затрудняла эксплуатацию аэровагонов.
Попытки создать аэровагоны с реактивными двигателями также не принесли успеха и в конечном итоге не нашли применения в промышленности.
Аэровагоны — это интересный, но неудачный эксперимент в истории железнодорожного транспорта. Эти необычные транспортные средства лишний раз подтверждают, как смелые идеи и новаторские разработки могут столкнуться с реальностью эксплуатации. Хотя аэровагоны не прижились, их история напоминает о том, что инженеры всегда искали пути улучшения транспорта. Возможно, в будущем мы увидим и другие смелые идеи, способные изменить наше представление о передвижении!
Благодарим за внимание! Не забывайте подписываться и ставить лайки!