Найти в Дзене
Smart Simulation

Аэровагоны: неизвестные страницы истории железнодорожного транспорта

В мире железнодорожного транспорта много удивительных и необычных решений. Одной из наиболее странных и в то же время необычных идей стали аэровагоны — транспортные средства, работающие на основе тяги воздушного винта. Несмотря на свою оригинальность, аэровагоны так и не смогли найти широкого применения. Давайте погрузимся в эту увлекательную историю.

Аэровагон представляет собой частный случай автомотрисы, привлекающего внимание своим способом движения. Если традиционные поезда приводятся в движение дизельными или электрическими двигателями, то аэровагон использует воздушный винт. Первые попытки создания этого чудесного транспорта были предприняты в 10-30-е годы XX века. Одной из первых моделей аэровагонов стала аэродрезина, сконструированная в 1917 году в Германии. Она была с пропеллером и могла развивать скорость до 100 км/ч. К сожалению, изображения этой машины не сохранились, но ее технические особенности дают понять, что это был смелый шаг вперед.

Аэровагон Крукенберга («Рельсовый цеппелин»). Источник фото: ru.wikipedia.org
Аэровагон Крукенберга («Рельсовый цеппелин»). Источник фото: ru.wikipedia.org

В 1921 году российский инженер-самоучка Валериан Абаковский построил аэровагон, напоминающий дрезину с обтекаемым кузовом и аэродинамическими формами. Оснащенная авиационным двигателем и двухлопастным винтом, эта модель могла развивать скорость до 140 км/ч. Однако высокая скорость сопровождалась ужасным шумом, что уже ставило под сомнение возможность комфортного передвижения для пассажиров.

Испытательная поездка, в которой участвовали партийные деятели и иностранные коммунисты, прошла от Москвы до Тулы. Хотя первое путешествие прошло успешно, возвращаясь, аэровагон сошел с рельсов и упал. В результате трагедии погибло шесть человек, включая самого конструктора Абаковского. Официальная версия происшествия связала аварию с плохим состоянием железнодорожных путей.

Вагон с пропеллером имеет длину 26 м и вмещает около 46 человек. Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: Bundesarchiv, Bild 102-10590 / CC-BY-SA 3.0, CC BY-SA 3.0 de, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5414992
Вагон с пропеллером имеет длину 26 м и вмещает около 46 человек. Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: Bundesarchiv, Bild 102-10590 / CC-BY-SA 3.0, CC BY-SA 3.0 de, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5414992

Успехи в разработке аэровагонов продолжились в 30-х годах, когда инженер Франц Кукенберг создал рельсовой цеппелин, который по своему обличию напоминал дирижабль. Это транспортное средство вмещало 40 пассажиров и имело мощный авиационный двигатель мощностью 600 л.с. 21 июня 1931 года цеппелин установил мировой рекорд скорости среди железнодорожного транспорта — 230,2 км/ч. Этот рекорд был побит только в 1954 году французским электровозом CC 7121.

Несмотря на все достижения, аэровагоны не прижились по нескольким причинам:

  1. Ужасный шум: работающие пропеллеры создавали громкий шум, что делало поездки некомфортными.
  2. Опасность открытого винта: это создавало угрозу для безопасности на переполненных платформах.
  3. Прицепные вагоны: проблемы с присоединением дополнительных вагонов ограничивали их функциональность.
  4. Нехватка тяги: необходимость преодолевать наклоны на рельсах затрудняла эксплуатацию аэровагонов.

Попытки создать аэровагоны с реактивными двигателями также не принесли успеха и в конечном итоге не нашли применения в промышленности.

Рельсовый цеппелин (нем. Schienenzeppelin) и скоростной поезд на паровой тяге встретились в июне 1931 в Берлине. Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: Bundesarchiv, Bild 102-11902 / Georg Pahl / CC-BY-SA 3.0, CC BY-SA 3.0 de, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5480232
Рельсовый цеппелин (нем. Schienenzeppelin) и скоростной поезд на паровой тяге встретились в июне 1931 в Берлине. Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: Bundesarchiv, Bild 102-11902 / Georg Pahl / CC-BY-SA 3.0, CC BY-SA 3.0 de, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5480232

Аэровагоны — это интересный, но неудачный эксперимент в истории железнодорожного транспорта. Эти необычные транспортные средства лишний раз подтверждают, как смелые идеи и новаторские разработки могут столкнуться с реальностью эксплуатации. Хотя аэровагоны не прижились, их история напоминает о том, что инженеры всегда искали пути улучшения транспорта. Возможно, в будущем мы увидим и другие смелые идеи, способные изменить наше представление о передвижении!

Благодарим за внимание! Не забывайте подписываться и ставить лайки!

Традиционно, Smart Simulation!